В Сургутском районе готовятся к возможному подтоплению поселений

07:00
1051
В Сургутском районе готовятся к возможному подтоплению поселений

Огромные запасы снега, которые накопились за зиму, наводят на закономерный вопрос – что будет с поселениями Сургутского рай­она, когда сугробы начнут таять? В районном управлении ГО и ЧС надеются на лучшее, но традиционно готовятся к худшему сценарию. О том, каким весенне-летнее половодье видят в администрации муниципалитета, мы говорим с заместителем главы Сургутского района Алексеем Савенковым.

– Алексей Исаевич, постепенно переправы по всей Югре закрываются, в том числе и в Сургутском районе. А где они пока работают?

– У нас все зимники в Сургутском рай­оне – ведомственные. В основном, недропользователей. С 1 апреля постепенно будут закрываться 11 зимников. Весна наступает, лёд тает и, естественно, безо­пасность людей – на первом месте.

В любом случае мы больше упор делаем на те переправы, которые ведут к нашим населённым пунктам. У нас их две: это понтонный мост через реку Лямин, ведущий к сельским поселениям Сытомино и Ляминой; и переправа, которая идёт через Обь к сельскому поселению Локосово. 30 марта мы провели заседание ГО и ЧС района, где одним из вопросов рассмотрели готовность переправ и к демонтажу, и к установке. Для того, чтобы жители этих поселений не были отрезаны, как говорят в простонародье, от «большой земли». В принципе, пока каких-то проблемных моментов относительно установления и снятия переправ нет.

– Учитывая капризы погоды, как вы советуете планировать маршрут? Допустим, через неделю моя дорога будет проходить через зимник. Стоит это делать или вообще отказаться от затеи?

– Если через зимник, то, однозначно, стоит отказаться. Потому что погода непредсказуемая, климат резко-континентальный, перепады температуры в течение суток могут быть от плюсовой до сильно минусовой. Поэтому через ледовые переправы я бы не рисковал. Через действующие понтонные мосты – да. Естественно, когда будут проводиться мероприятия по разводке этих мостов, жителей мы своевременно предупредим.

Что сейчас делают районные власти? Во-первых, завезли необходимое количество топлива на котельные Ляминой и Сытомино. Это порядка 400 тонн. Также топливо завезли в Тундрино. Сейчас предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность на территории этих поселений, завозят продукты с длительным сроком хранения. А скоропортящиеся продукты питания будут завезены тогда, когда мы будем точно знать дату разводки переправ. Жителей мы также заблаговременно проинформируем. Тем людям, которые страдают хроническими заболеваниями и нуждаются в постоянной медицинской помощи, мы рекомендуем на какое-то время выехать из поселения к друзьям, родственникам, чтобы исключить экстренные вызовы санавиации и тому подобное. Набор лекарственных препаратов в этих поселениях тоже в полном объёме имеется.

– От погоды зависят и сроки ледохода на реках. Запасов воды в снежном покрове на территории Сургутского района, по данным Территориального центра анализа и прогноза угроз безо­пасности, выше, чем в среднем по Югре. И больше всего в районе Нижнесортымского. Толщина льда тоже выше среднемноголетней нормы на этот период. Причина всё та же – морозная зима. Исходя из этих данных, по какому сценарию будет развиваться паводковая ситуация в районе, на ваш взгляд?

– В любом случае всегда надо смотреть два сценария – оптимистичный и пессимистичный. В первом варианте – затяжная весна, постепенное таяние, соответственно, освобождение рек ото льда. Это самый лучший вариант, когда вода уходит постепенно. А пессимистичный вариант – это когда происходит резкое таяние. Тем более, вы правильно сказали, что была морозная зима. Тем не менее, прогнозируется такой же уровень воды, как и в прошлом году. Критический уровень на Оби – 671 сантиметр в районе Сургута – мы от Сургута здесь в данном случае смотрим. И такой уровень воды прогнозируется. Тем не менее, в прошлом году думали, что так же произойдёт, но объём воды почему-то резко пошёл по реке Тром-Ёган и по Большому Югану. В зону подтопления попали юрты, расположенные на берегах этих рек. Каких-то критических ситуаций не было. Самая сложная в Сургутском районе сложилась в 2015 году, когда затопило значительную часть домов в Сытомино. И мы, предваряя возможные ситуации, в прошлом и позапрошлом годах приподняли дамбу, которая есть на территории Сытомино. В принципе, все мероприятия по подготовке к паводковому периоду у нас уже отработаны. Делаются и ещё будут делаться. Кроме того, мы в мае между большим ледоходом и большим поступлением воды хотим провести на территории сельского поселения Сытомино тренировку – штабные учения именно по якобы произошедшему паводку. С развёртыванием временного пункта размещения, с привлечением всех спасательных служб.

СПРАВКА

Первым муниципалитетом Югры, где полностью закрылось движение по зимним автомобильным дорогам и ледовым переправам, стал Кондинский район. На территории Югры на 6 апреля 2021 года закрыты 22 из 87 ранее действовавших ледовых переправ. Решение о прекращении движения по ним принято в связи с установившимися плюсовыми температурами в регионе и таянием льда на водоёмах.

– Повышают риск подтопления и ледовые заторы на реках. Обычно в таких ситуациях проводят подрывные работы. В этом году планируется взрывать лёд в Сургутском районе?

– Это всё будет зависеть от того, появятся заторы или нет. Тем более, взрывными работами, понятное дело, не мы занимаемся. Если это будет происходить на территории Сургутского района, соответственно, будем обращаться в окружной департамент гражданской защиты населения с просьбой провести данные работы по взрыву заторов. Действительно, затор может повлечь за собой подтопление определённого населённого пункта.

В весенне-осенний период на лёд лучше не выходить вообще. Несмотря на морозную зиму, несмотря на то, что пока идёт затяжная зима, а уровень льда на отдельных реках достигает ещё метра, тем не менее, безо­пасность людей – самое главное. Поэтому весна наступает, подтопление идёт, вода если не сверху, то снизу всё равно этот лёд подмывает. Поэтому лучше не рисковать. Есть обу­строенные переправы, есть мосты – по ним и следует передвигаться, а на лёд не выходить.К сожалению, в прошлом году и ранее были случаи, когда люди именно в этот период гибли. В позапрошлом году хантыйский мальчик катался на снегоходе и упал в полынью. Поэтому давайте соблюдать меры безо­пасности, потому что от этого зависят наша жизнь и жизнь наших близких.– Недавно появилась информация, что летом вместо понтонного моста через реку Лямин появится наплавной мост. Секции его практически уже готовы. Что это за мост, и почему в нём назрела необходимость?

– Понтонный мост в таком виде, в котором он существует сейчас, давно устарел. Давайте так: это две большие баржи общим весом почти 200 тонн. Достаточно тяжёлые, неповоротливые. И был случай в ноябре 2018 года, когда при сведении понтонов один из них просто упёрся в дно из-за своей тяжести. Понятное дело, что пора уже переходить к новым современным технологиям. Новый мост будет наплавной – более лёгкий, мобильный, составной. Устанавливать его в конце мая будет Нижневартовский речной порт. Я думаю, что этот наплавной мост именно в части оперативности установления ледовой переправы через Лямин, в части обеспечения комфорта для жителей, проживающих в этих поселениях, очень необходим. И здесь надо отдать должное Северавтодору, который решился заказать и приобрести этот наплавной мост именно через реку Лямин. Мы очень рады, что в будущем у нас не будет головной боли в части оперативности установки и снятия понтонной переправы. 

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ТРУБЕЦКОЙ, глава Сургутского района:
– Идея заменить устаревшие понтоны через реку Лямин на что-нибудь более надёжное зрела давно, поскольку разводить и сводить почти 200-тонные баржи тяжёло и проблематично. Решением стал новый наплавной мост. Он легче, мобильнее, современнее. В настоящее время новый двухполосный мост собирают на судостроительном заводе в Томской области. Секции моста ожидаем в районе в конце мая текущего года, ещё два-три дня займёт их установка. Но жителям не стоит беспокоиться: в это время будет дежурить теплоход с баржей, который будет перевозить всех, кому надо на другой берег. Мы надеемся, что установка наплавного моста через реку Лямин улучшит качество жизни ляминцев и сытоминцев, обеспечив им возможность комфортного и безо­пасного перемещения.

Нафиса ШАКИРОВА, Екатерина ШВИДКАЯ

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал опубликован в газете «Вестник» № 15 от 9.04.2021 под заголовком «Затяжная весна и задачи, которые она ставит»

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: