В Сургутском районе в пришкольных лагерях завершилась долгожданная офлайн-смена

07:15
935
В Сургутском районе в пришкольных лагерях завершилась долгожданная офлайн-смена

Не может быть! Первые за календарный год весенние каникулы школьники Сургутского района смогли провести офлайн в лагерях. Радость личного общения и новые направления для творчества и развития: с 22 по 26 марта ребята смогли представить личные проекты, попрыгать, побегать и погулять.

Правда, пришкольные лагеря не смогли вместить всех желающих: приоритет отдавался малообеспеченным и многодетным семьям. В Фёдоровском благодаря сотрудничеству Центра досуга и творчества со школой ребята каждый день посещают технопарк, в котором работают четыре специализированные лаборатории. Даже первоклашки с удовольствием знакомятся с технологиями и осваивают новые профессии в мультстудии.

Профессии будущего

— Мы решили реализовать программу технической направленности. Всё равно практика намного лучше привычного «кабинетного» формата. Один раз показать — гораздо лучше, чем рассказывать несколько раз, — убеждена Лариса Чиркова, начальник лагеря Фёдоровской школы № 5.

На экскурсию в технопарк ребята младших классов ходят ежедневно. Чтобы усваивать материал было интереснее, в каждой из четырёх лабораторий дети выполняют небольшие квесты. В одной аудитории им нужно при помощи робота передвинуть кубы, в другой собрать цветок при помощи 3D-ручки.

В лаборатории промробо первоклассники и, что важно, первоклассницы собирают железного робота при помощи гвоздей и гаек. Рената Юнусова с подругой Айбиге Маматкасымовой не без труда ввинчивают составляющие будущему человечку. Зато Рената твёрдо сообщила, что собирать роботов намного круче, чем делать цветы. Но она девочка особенная. Дома без помощи вспомогательных схем сумеет построить самолёт из конструктора, а вместо принцесс любимым вдохновением для рисования служат хищники.

Цель мастер-классов — познакомить школьников с профессиями будущего. Педагоги Центра детского творчества уже фантазируют на эту тему, предлагая ребятам порассуждать, какие профессии вскоре станут востребованными: научный художник, тренер творческих состояний, дизайнер эмоций, архитектор виртуальной реальности, игропрактик.

 По итогам дня мы вместе создаём мульт­фильм, в котором дети рассказывают, чему они научились и что смогли сделать. В начале смены, к примеру, у нас были робото-танцы, а в четверг мы масте­рили робота-зайца. После мастер-классов в технопарке мы занимаемся в корпусах школы. Так, дети недавно защищали ещё один проект — велосипед будущего. Лучшим признан велосипед, панель которого превращается в крылья. А турбина передаёт энергию волоскам на шинах, и можно плыть,
— делится Лариса Чиркова.

В прошлом году, к примеру, ребята изучали экологию, а годом ранее погружались в мир театрального искусства. В весенние каникулы пришкольный лагерь смог принять 155 детей.

Мультфильмы и виртуальный шлем

В последней студии дети изучают мультипликацию. Самостоятельно при помощи волонтёров они смогли создать мультфильм, обучаясь основам анимации. А в конце занятия каждый побывал в других мирах, используя шлем для виртуальной реальности. Стоит ли говорить, что такой опыт вызвал шквал эмоций.

— О, не понял, это ЧТО? — недоумевает первоклассник Гаджи Гаджиметов.— О, это космический корабль! Какой-то город, замок. Всё, я в фантастике!

Азиза Асхабова, четвероклассница Фёдоровской школы № 5, тоже впечатлилась. Она здесь не впервые, потому планы на посещение технопарка у школьницы конкретные: она хочет создавать свои мультфильмы. Идей пока много, глаза разбегаются. Но главное, что в технопарке для этого созданы все условия.

— Мы разработали квест на тему «Профессии будущего». Работают четыре лаборатории: промробо, интернет вещей, аэро­моделирования и робототехники и 3D-прототипирование. К нам пришли дети младшего звена, поэтому они работали только с 3D-ручкой, а дети постарше могут создать на планшете любую модель и тут же её распечатать. Летом мы создадим другую среду. У нас есть художественные направления, социально-педагогические, мы в течение летних каникул поработаем со всеми школами посёлка, — комментирует заместитель директора ЦДиТ Елена Мансурова.

Ульт-Ягун и его железные дороги

Здесь располагается своя железнодорожная станция, на которой трудятся многие взрослые, а некоторым детям, чтобы добраться до школы, приходится каждый день переходить ж/д — пути. В общем, железная дорога — часть повседневной жизни. Заместитель директора Ульт-Ягунской школы Ирина Роженко обратила на это внимание и разработала проект «Транспортный хаб». Он состоит из трёх модулей. Во время первого из них школьники знакомятся с богатой историей российских железных дорог. Второй модуль — проектный. Дети придумывают новое меню для вагон-ресторанов, разрабатывают форму проводников и машинистов, проектируют виадуки. Как раз этот модуль и проходил в течение весенних каникул. Третий модуль рассчитан на лето: школьникам устроят экскурсию по ж/д — станции.

Один из проектов создали ребята разных классов: от третьего до седьмого. У них железная дорога состоит из частей пластиковых трубочек, по которой отправляется экспресс из цветного картона. Чтобы переход путей был безопасным, ребята создали высокий мост. На работу ушло два дня. Материал дети выбирали сами.

А восьмиклассник Шахром Исмакаев из Тром-Агана считает себя креативным дизайнером. Идея наземного моста кажется ему слишком обыденной.

— Я задумался и понял, что это немного несовременно. Есть же специальные трейлеры, которые поднимаются на гору и обратно, у нас тоже можно такое сделать. Канатная дорога или другой принцип: виадук, который бы перевозил сразу несколько кабинок. Я как креативный дизайнер создаю образы, остальные исполняют. Просто технологии идут вперёд, и вообще, людям стало лень ходить. Поэтому канатная дорога кажется мне оптимальным решением для нашего посёлка, — уверен Шахром.

Дети потрудились и над новым меню: для пассажиров юные ульт-ягунцы готовы предложить чизкейки, пасту болоньезе, пиццу и другие вкусности. Правда, в меню пока нет цен, но, как уверяют составители, вскоре появятся и они. Новые билеты с кодовым названием «котопоезд» или яркие бланки посадочных талонов в цветочек: кто на что горазд.

Формой будущего ульт-ягунцы видят ярко-красные платья до колен или штаны-шаровары в стиле милитари совместно с толстовкой. Судя по рисункам на стенде в коридоре, кто-то из детей предположил, что проводницам необходимы ярко-зелёные шляпы с полями. Что ж, кто-то и такие идеи обязательно оценит по достоинству.

— 30 процентов жителей посёлка работают на железной дороге. Многие после учёбы выбирают для себя этот путь. Сейчас мы сочиняем, творим, танцуем, играем в настольные игры. Спектр разнообразен: от дженги до шахмат, даже киргизские национальные виды игр. Третий модуль рассчитан на лето, на самую длинную смену, которая длится 21 день. Мы пойдём в гости к железнодорожникам на станцию, там мы будем знакомиться со всеми профессиями: дефектоскопист, электромонтёр, дежурный по станции. А ещё будем устраивать разминки для пассажиров. Летом здесь бывают окна, и поезда стоят от 30 до 40 минут. Чтобы как-то их развлечь и самим размяться, мы проведём зарядку-флешмоб, — делится планами Ирина Роженко.

В обоих поселениях, в которых нам удалось побывать, замечено: нигде дети не бездельничают, никому не скучно, не слышно криков. А многие возможности, которые есть у ребят, удивят не только детей, но и взрослых.

— Я считаю, здорово, когда школы подходят к развитию лагерей вот так: нетипично, интересно, даже непредсказуемо. И особенно здорово, что такие лагеря выполняют не просто развлекательную роль, а дают детям профессиональные навыки, которые пригодятся им в будущем, — написал глава Сургутского района Андрей Трубецкой на своей странице в соцсети.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга ЛАЗАРЕВА, начальник отдела организации и обеспечения отдыха детей департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района:

— 2021 год объявлен Президентом РФ Годом науки и технологий. Поэтому мы решили в этом году сделать упор на это направление в части устроения пришкольных лагерей. Поэтому половина наших лагерей работает по научному и естественному направлениям. Яркий пример — лагерь на базе Фёдоровской пятой школы, где завершилась настоящая инженерная смена.

Материал вышел в газете «Вестник» № 14 от 02.04.2021 г. под заголовком «Мастерим будущее своими руками»

Маргарита ВОЛЬФСОН

ФОТО из архива редакции

новости компаний: