Проект «Стойбищная школа-сад» представят секретариату международной организации «Северный Форум»

09:30
1106
Проект «Стойбищная школа-сад» представят секретариату  международной организации «Северный Форум»

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Югре живут 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера. Это 2 % от общей численности югорчан. Более трёх тысяч человек ведут традиционный образ жизни, половина из них – несовершеннолетние. Именно они тот «сосуд», которому необходимо и дальше сохранять национальную культуру и самобытность коренных малочисленных народов Севера. Потому образование юных ханты и манси для власти региона в приоритете.

В Югре действуют 16 школ-интернатов, куда родители привозят детей учиться, начиная с первого класса. Больше всего таких образовательных организаций в Сургутском районе, они расположены в Угуте, Русскинской, Нижнесортымском, Тром-Агане и Ляминой. Сложность в том, говорят специалисты, что дети со стойбищ не посещали детские сады. Поэтому к школе у них разнятся стартовые условия со сверстниками, которые живут в городах и сёлах.

Этот пробел в Югре исправит образовательный проект «Стойбищная школа-сад», который стартовал осенью 2020 года. Он позволит малышам из числа ханты и манси получить дошкольное образование, не уезжая из дома, с помощью современных дистанционных технологий. Таким образом, к первому классу дети со стойбищ и те, что посещали обычные детские сады, придут с одинаковым багажом знаний и навыков.

Напомним, образовательная программа включает четыре онлайн-курса на русском языке. Коллектив педагогов – родители этих же малышей, официально трудоустроенные в детсады, но работающие дистанционно. Они прошли профессиональную переподготовку. На югорских стойбищах есть доступ к сети интернет и вся необходимая для обучения техника.

Лесная школа & удалёнка

Первая в Югре стойбищная школа-сад открылась в деревне Тугияны Белоярского района. Вторая – сад «Вонт школа» («лесная школа») в Русскинской.

– Живя на земле коренных народов Севера, мы просто не имеем права не брать в расчёт особенности их проживания. Поэтому стараемся улучшить для малочисленных народов комфортное пребывание в естественных условиях. Уникальный опыт наших педагогов позволит объединить семейную и традиционную формы обучения с сохранением привычного образа жизни для детей и их родителей. Реализация инновационных идей стала возможной при поддержке губернатора Югры Натальи Владимировны Комаровой в связи с внедрением регионального проекта окружного департамента образования и молодёжной политики и департамента информационных технологий и цифрового развития «IT – стойбище», – сказал глава Сургутского района Андрей Трубецкой, давая старт новому проекту в Русскинской.

– Раньше с детками, приезжающими со стойбищ, были проблемы с пониманием русского языка. Были необходимы переводчики в лице педагогов, старших братьев и сестёр, которые объясняли, готовили их к социализации, учили пользоваться благами цивилизации. В данном случае, если у ребят возникнут трудности, то на помощь всегда придёт мама, – рассказала директор департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района Ольга Кочурова.

Наши в ООН

Кстати, этот проект получил поддержку Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и будет представлен секретариату международной организации «Северный Форум», объединяющей в настоящее время 14 регионов северных стран мира: Российской Федерации, США, Финляндии, Республики Корея, Исландии.

Напомним, в апреле 2017 года в Нью-Йорке на XVI сессии Постоянного форума ООН по воп-
росам коренных народов, который является консультативным органом при Экономическом и социальном совете ООН, выступил первый заместитель губернатора Югры Алексей Шипилов. Его доклад был посвящён теме молодёжи и детей из числа коренных народов.

Комфорт под контролем общественности

20 марта 2021 года уполномоченный по правам ребёнка в Югре Людмила Низамова вместе с родителями воспитанников пришкольного интерната провела общественную приёмку обновленных условий проживания детей ханты и манси в пришкольном интернате в деревне Русскинской. Сегодня здесь учатся и живут 185 детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

– Мы полностью оснастили интернат современной мебелью, интерактивным оборудованием для зон отдыха детей. Также отремонтировали гимнастический зал, где дети будут заниматься внеурочной деятельностью. Силами педагогов мы смогли преобразить интернат, выполнили интересный дизайн стен, – поделилась директор департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района Ольга Кочурова.

– Значительно улучшена материально-техническая база, предусмотрены условия в соответствии с возрастом, особенностями развития детей для дополнительных занятий, – отметила уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Людмила Низамова.– Радует то, что сохраняется самобытность, национальный колорит. Даже надписи на учебных классах, на дверях в комнатах, где проживают дети, на двух языках – на русском и национальном. Очень много интерактивных форм, причём это не только компьютеры, это и развивающие игры на больших устройствах. Мы увидели, как Данил – воспитанник такого стойбищного детского сада – легко пользуется всеми этими игровыми формами, и уровень развития ребёнка соответствует. На самой территории установлен чум, то есть и в летний период дети могут присутствовать в знакомой для них обстановке, – рассказала Людмила Низамова.

– Сургутский район – это уникальный район , – добавила заместитель начальника управления единого аппарата уполномоченного по правам человека, по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей аппарата губернатора ХМАО – Югры Ирина Лисютина. – Потому что здесь обеспечена сохранность родного языка. В Сургутском районе самое большое из всех районов округа количество школ, где находятся пришкольные интернаты. Я была в школе в Русскинской в 2017 году и могу засвидетельствовать те изменения, которые произошли за это время. В школе сделан очень хороший ремонт, созданы хорошие условия проживания детей в интернате. Сохранение культуры уже чувствуются во многих элементах, которые раньше слабо прослеживались в школе, – констатировала Ирина Лисютина.

Культуру ханты – в массы

Кстати, во время общественной приёмки родился ещё один проект, направленный на сохранение национальной культуры коренных малочисленных народов Севера через творчество детей.

– Моё предложение: для сохранения наследия Райшева – национального художника, на мой взгляд, просто гениального художника – во-первых, начать рассказывать, показывать его работы и в последующем их воспроизводить в вышивке бисером. То есть сохранить культурное наследие нашего округа и придать ему такую повседневность, культуру быта. Чтобы Райшев оказался в каждом доме, в сердце каждого человека и продолжал жить, – предложила уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Людмила Низамова.

– Идея очень интересная,– поддержала предложение гостей директор департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района Ольга Кочурова.– Недавно Наталья Владимировна Комарова презентовала картины Райшева в дизайне одежды, в том числе в спортивном стиле. Мы предложили в июне в летних лагерях запустить такой образовательный модуль по картинам Райшева. А потом посмотрим, как это продолжить. Либо это будет принт на одежду, либо бисероплетение. Мы обсудим с педагогами дополнительного образования, через какие программы мы можем это внедрить. К примеру, у нас сейчас работает мультстудия, может быть, мы эти картины как-то сможем анимировать,– продолжила мысль Ольга Кочурова.

Главное, что воспитание и образование детей будет проходить без отрыва от родителей.

Алексей ШИПИЛОВ,

первый заместитель губернатора Югрыъ

Екатерина ШВИДКАЯ

ФОТО Алексея АНДРОНОВА

Материал публикован в газете «Вестник» № 13 от 26.03.2021 под заголовком «Чум учёбе НЕ ПОМЕХА».

новости компаний: