Где детей учат строить собственных роботов

13:45
873
Где детей учат строить собственных роботов

«Дети развивают в себе будущих инженеров и программистов, а потому молчать об их успехах будет преступлением», – с этих слов началось моё знакомство с учениками творческого объединения «ЛегоКвант» Ульт-Ягунской школы, точнее, с сайтом руководителя объединения, учителя информатики Екатерины Мартюшевой, которая ведёт рубрику «ЛегоКвант. Достижения. Сборки. Идеи».

И, действительно, о мальчишках и девчонках одной из школ Сургутского района, всерьёз увлёкшихся робототехникой и программированием, стоит рассказать. Второй год (столько работает объединение в школе) ребята учатся оживлять, в буквальном смысле этого слова, роботов. Первые 15 учеников подходят к завершающему этапу обучения – им осталось докопаться до роли последних датчиков, ещё 15 человек после уроков детально изучают программирование, посещая «ПрограмМир» – ещё одно творческое объединение. Не за горами День открытых дверей. Юные кулибины торопятся поделиться с одноклассниками и старшеклассниками своими знаниями и детищами, пусть внешне и небольших размеров.

– Екатерина Андреевна, с какого класса можно записаться в «ЛегоКвант»?

– К сожалению, только с пятого. Для начального звена пока нет мест. Но мы планируем подключить и малышей. У них уже проходят занятия с детскими наборами «MatataLab», которые помогают изучать основы робототехники и развивать логическое мышление. Им это будет полезно. Чем раньше начать обучение, тем активнее будет развиваться мозг в этом направлении. Инженерия, программирование – очень перспективное дело. Это наше будущее. Если бы вы видели, с какими горящими глазами ребята сначала придумывают, собирают, программируют своих роботов, а потом делают их самостоятельными моделями. И на этом не останавливаются, выдвигают новые идеи по усовершенствованию сборки, добиваясь поразительных результатов. Глядя на это, невозможно оставаться равнодушным.

– Какими победами учеников вы гордитесь?

– Скорее, качествами. Их умением фантазировать, делиться идеями, желанием сделать своего робота умным, самостоятельным. Им уже мало просто собрать модель. Они садятся и составляют программу так, чтобы робот не только ходил, но и не бодался со стеной, стараются научить свою технику реагировать. И пока у ребят не начинает получаться, не успокаиваются.

Иногда им не хватает знаний. И тогда для меня, как педагога, наступают лучшие минуты занятия, так как приходит время обсуждений. Я объясняю ребятам пока ещё неизвестные для них детали по физике или другому предмету, мы вместе анализируем новые моменты при построении программы, ищем варианты, как решить проблему. Решая её, дети получают новые, уже вне школьной программы знания, опыт.

– Вы «оживляете» роботов по различным программам. А элементы авторской фантазии в виде эскизов, рисунков присутствуют?

– Не буду отрицать, современные дети стали меньше рисовать. Гаджеты берут своё. Но! Несмотря на это, их воображение не стало «более низкого полёта». У них необыкновенная тяга к созданию нового, к изобретению. Им нравится этим заниматься. В плане технологии они более продвинутые, чем мы.

– Бывают моменты, когда своими вопросами ученики ставят вас в тупик?

– Да… И такое бывает. И эти моменты я тоже люблю, потому что сама вместе с детьми учусь. Когда мне задают вопрос, на который я сразу не могу ответить, то мы вместе начинаем искать ответ. Рассуждаем, обсуждаем, изучаем тему, с которой они познакомятся гораздо позже, по той же физике, информатике, биологии или технологии. И уже я стараюсь задать им вопрос так, чтобы они смогли как можно быстрее прийти к правильному решению. Поэтому, думаю, у нас и сложилась на занятиях такая доверительная атмосфера.

Вместо послесловия

На одном из видеоуроков у ребят возникла мысль: если лень сортировать цветные носки после стирки, то почему бы не решить эту проблему с точки зрения инженерии? Так возник робот-сортировщик. Они выполнили его по готовой сборке, но со своими коррективами и изменениями во внешнем виде и функционале. Наблюдать за этим роботом было крайне забавно.

Представляю, что они напридумывают, когда будут готовиться к крупным, внешкольным соревнованиям – у ребят это тоже в планах. Причём – в ближайших!

Комментарий

Марина ВАРАКУТА, консультант отдела дополнительного образования, воспитательной и профилактической работы департамента образования и молодёжной политики
администрации Сургутского района:

– В рамках реализации программы дополнительного образования ребята получают возможность развивать свой творческий потенциал, приобретать новые знания и применять их на практике. Воплотив свои идеи в реальность, они испытывают ситуацию успеха. Занятия в объединении «ЛегоКвант» под чутким, грамотным руководством педагога способствуют позитивной социализации, а в будущем, возможно, и профессиональному самоопределению обучающихся.

Эльвира ЮЛДАШЕВА

ФОТО предоставлено Екатериной МАРТЮШЕВОЙ

Материал опубликован в газете «Вестник» № 7 от 12.02.2021 под заголовком «Юные кулибины из Ульт-Ягуна».