Леонид ГУРКОВ – про судьбу, мужскую дружбу и государственную награду

07:30
973
Леонид ГУРКОВ – про судьбу, мужскую дружбу и государственную награду

Лёне Гуркову было лет 12. В школе задали написать сочинение о будущей профессии. Задумался паренёк. Его дядька был хорошим плотником, может взять с него пример? Начал складывать слова в строчки. А учительница вдруг говорит: «Переписывай, ты будешь водителем, на большой машине тысячи километров на колёса наматывать». Угадала сокровенную мечту мальчика. Так и получилось. Мистическая история, правда? Но Леонид Николаевич божится, что всё так и было – собственноручно написал свою судьбу. После окончания девятилетки приятели сманили в ПТУ, вчерашний школьник выбрал специальность сварщика. А потом отучился в ДОСААФ, получил водительские права. И началась его дальняя дорога.

Погранцы приехали

В далёком 1986 году, в студёном, а других у нас и не бывает, январе приехали поездом в Сургут шестеро молодых парней, дембелей. Даже домой не заехав, решили по комсомольской путёвке осваивать Север. Два с лишним года служили они на границе с Туркменистаном, сдружились. Вместе решили смело идти в новую жизнь.

– Нас было шесть человек, – рассказывает Леонид Николаевич. – С нами ехал старший, остановились у его родственников в Сургуте. Мы должны были остаться в Звёздном, но списки в горком комсомола не дошли, никто ничего про нас не знал. Тогда мы помогли завести машину, поехали в объединение, где получили распределение в Лянтор. Точнее, тогда был рабочий посёлок Пим. Это сейчас дорога хорошая, можно за час двадцать домчать, а в ту пору была бетонка шириной в три плиты… Ехал и думал: «Куда я попал?!» Дважды в жизни посещала меня эта мысль. Первый – когда мы прибыли в воинскую часть: Средняя Азия, Красноводск, пустыня, верблюжья колючка. И здесь, при первом знакомстве с Севером – сам я родом из Липецкой области. Условия были спартанскими, поэтому спустя пару месяцев от нашей бравой компании осталась ровно половина. Я, Леонид Полоус и Александр Щербина живём в Лянторе по сей день.

Первая северная заплата – в районе 400 рублей. На «большой земле», для сравнения, молодой парень только после армии мог бы иметь 120. Кирпичик чёрного хлеба стоил 16 копеек. А прямой билет в столицу – 49 рублей. Заработки на Севере были хорошими – не то слово.

Случай на зимней трассе

С 1 сентября 1990 года, почти со дня основания Управления технологического транспорта НГДУ «Нижнесортымскнефть», Леонид Гурков трудится в этом предприятии. Отучился на машиниста агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования.

– 30 лет работаю у одного заказчика – в ПРЦО. Мы обслуживаем бригады капитального и подземного ремонта скважин. Я управляю спецтехникой – агрегатом ремонта и обслуживания качалок – АРОК. Сварочные работы делаем, со слесарями ездим, качалки обслуживаем. Перевозка, погрузочные работы… У меня стоит кран-манипулятор. Нижнесортымское НГДУ – очень большое, бывает, чтобы добраться до месторождения, 300 километров нужно проехать. В таком случае беру путёвку на два-три дня. Пока не выполним работу, не уезжаем. Бывает, в ночь надо выйти, если срочный ремонт.

Ульяновское, Мытаяхинское, Ватлорское, Западно-Чигоринское, Жумажановское, Северо-Лабатьюганское нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири хорошо знакомы Леониду Николаевичу. За более чем 30 лет прошёл все промысловые трассы и зимники. Причём он – образцовый водитель, чётко соблюдает ПДД, бережно относится к технике, в отношении работы – исполнителен, в общении с людьми – приветлив:

– Водители старой закалки – все рукастые, с техникой на ты. Бывают поломки, встала техника на полпути. От кого помощи ждать? Глаза боятся, а руки делают – по-другому нельзя, приходится во всём разбираться. На всю жизнь запомнил ночь 28 декабря 1991 года. Выехал из Сор­тыма в Сургут, километров 50 проехал – машина заглохла: сломался движок, а это серьёзно. Мороз придавил, больше 40 градусов. Сидим со слесарем, замерзаем. В те годы движения по трассе мало было, тем более ночью. Пришлось идти в лес, рубить дрова, разводить костёр, чтобы согреться. Нас спасла попутка, уехали… А за техникой я на следующий день вернулся.

Два Леонида

В августе 2020 года наш герой отметил 55-летие. Подгадал отпуск, хотел юбилей отметить на малой родине, да не получилось из-за коронавирусных ограничений. Собрались близким кругом на даче. Леонид Гурков женат, имеет двух взрослых сыновей и уже двух внуков. Были и друзья-пограничники.

Леонид Гурков и Леонид Полоус по сей день сослуживцы. Оба работают в 11-й автоколонне, сменяя друг друга за рулём одной и той же машины. Пять дней один, следующие пять – другой. Надо ли говорить, что их отношения ещё со времён армейской службы на границе – дружеские. Это тот случай, когда напарнику доверяешь, как себе.

Держался молодцом

А под конец года случилось нежданно-нагадано ещё одно важное событие. Леониду Гуркову – машинисту агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования УТТ НГДУ «Нижнесортымск­нефть» ПАО «Сургутнефтегаз» вручили государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Награждение проходило в Сургуте во дворце искусств «Неф- тяник» 12 декаб­ря 2020 года. Медаль вручила губернатор ХМАО – Югры Наталья Владимировна Комарова. В рамках празднования 90-летия со дня основания округа государственными наградами тогда удостоили ветеранов нефтедобычи.

– Я не ожидал получить такую высокую награду – государственную, когда собирал документы. Думал, министерскую грамоту дадут, и это много значит. А тут такое! До последнего не знал, даже когда в зале сидел. Называют моё имя и вручают орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Я был в шоке, но держался молодцом, – делится Леонид Николаевич.

Скромничает. Быть в центре внимания – не впервой. Его преданность делу, образцовое выполнение обязанностей давно отмечены медалью «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» II степени, благодарностью Министерства энергетики РФ, нагрудным знаком отличия Министерства транспорта РФ «За безаварийную работу» I степени, званием «Заслуженный работник транспорта ХМАО – Югры», нагрудными значками Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За работу без аварий» II и III степеней, званием «Ветеран труда» ПАО «Сургутнефтегаз» и другими. Награда 2020 года – следующая ступень почёта профессионала и настоящего патриота Севера. У Роберта Рождественского есть строки: «Если вы есть – будьте первыми». В любом деле можно достигнуть мастерства и признания. История Леонида Гуркова – тому пример, он – первый среди водителей.

КОММЕНТАРИЙ


Бахтиёр Исломович ПУЛАТОВ, начальник автоколонны 11 УТТ НГДУ «Нижнесортымскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз»: – Леонид Николаевич Гурков – труженик, безотказный. Если есть необходимость, без вопросов оформляет путёвку, выходит на линию и принимает участие в работе для выполнения плана. Спокойный, выдержанный. Сначала выслушает, потом говорит своё мнение. Для молодых водителей авторитет и образец. Стажирует новичков, учит, всё объясняет. В паре с ним работает Леонид Владимирович Полоус, тоже под стать – нареканий к нему нет. Я здесь 23 года, обоих прекрасно знаю. Опытный работник, заслуженный, и в то же время без сверхъестественных потребностей, просто по-человечески всё понимает. Есть необходимость – выйдет. Работает на спецтехнике для обслуживания нефтепромыслового оборудования на базе Урала. Толковые водители бережно относятся к технике, потому что понимают, что машина – это кормилец.

Анастасия ВОЛКОВА

/ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА Л. ГУРКОВА

ФОТО ВАДИМА ВИДЯЙКИНА