​Эпоха российского киберспорта начинается в Сургутском районе

14:33
952
​Эпоха российского киберспорта начинается в Сургутском районе

Что наша жизнь? Игра!

В Барсово Сургутского рай­она заработал Многофункциональный культурно-досуговый центр с киберареной. Накануне, 27 января, в ходе рабочей поездки в муниципалитет его посетила губернатор ХМАО — Югры Наталья Комарова.

Эпоха компьютерного спорта

Слово «киберарена» малопонятно для многих, да и сам киберспорт не воспринимается всерьёз. Хотя это молодой, но уже признанный официальным вид спорта. Россия стала первой страной в мире, которая в 2001 году включила его в реестр. Споры о необходимости такого решения длились 16 лет. Но отрицать очевидное было всё сложнее. Геймеры по всему миру доказывали своё право на жизнь в большом спорте каждый день. В том числе в Сургутском районе. 13 апреля 2017 года вышел приказ Министерства спорта РФ, который официально закрепил разряды и звания по компьютерному спорту, поставив его в один ряд с футболом, хоккеем и другими.

— Я всегда мечтал о том, чтобы киберспорт был частью моей жизни, профессии, — вспоминает руководитель центра компьютерного спорта Сургутского района Артём Щепотьев— Где бы я ни работал, чем бы ни занимался, всё это наполняло мою мечту возможностями. Честно скажу, я очень долго мучил киберспортом Руслана Фёдоровича Марценковского (заместитель главы Сургутского района — прим. автора). И когда в 2017 году появился приказ Минспорта, я тут как тут с готовым решением. После чего мы представили этот проект заместителю главы Татьяне Николаевне Османкиной и, естественно, презентовали его Андрею Александровичу Трубецкому, который сказал: «Всё!» Поставил свою резолюцию, и всё действительно началось, — рассказал Артём.

27 января 2020-го он вместе с Анд­реем Трубецким демонстрировал губернатору Югры Многофункциональный культурно-досуговый центр с киберареной.

— У нас в Сургутском районе открыты четыре физкультурно-оздоровительные секции по компьютерному спорту, первые в России, — с гордостью доложил Наталье Комаровой Артём.

— Вот это мне нравится: оздоровительные, — заметила губернатор. — А если нормативы ГТО не сдал, не берут, — добавил Анд­рей Трубецкой.

Впрочем, убеждать губернатора в важности проделанной работы не было необходимости.

— Я в своё время поддержала наших земляков, которые посчитали, что у нас есть все возможности и платформа для развития киберспорта в регионе, и пока не считаю, что ошиб­лась, — сказала Наталья Комарова.

Концепция развития компьютерного спорта в Сургутском районе предусматривала создание секций, центра спортивной подготовки, внутреннюю систему соревнований и место их проведения. Теперь вся инфраструктура имеется. МФЦ с киберареной — первый подобный муниципальный объект в России.

— Такие здания, конечно, есть, но так, чтобы органы государственной и муниципальной власти строили его изначально с целью проводить соревнования, дополнив интеллект-цент­ром, возможностями для занятий современной хореографией, — это передовой опыт, который заслуживает большого уважения. Низкий поклон тем, кто позволил ему реализоваться, — заявил руководитель центра компьютерного спорта Сургутского района Артём Щепотьев.Кибербудущее

С появлением киберарены профессиональных игроков в Сургутском районе станет больше. Сейчас их около 250. Гусейн Байрамов из Солнечного входит в ТОП-1500 лучших игроков Европы. При этом ещё и в музыкальном колледже учится по направлению «Скрипка». Он уже поиграл на новой киберарене и уверен, что это шаг в будущее.

— Надо начинать с малого. То есть сначала здесь, затем в Москве, потом уже по всему миру участвуешь. И это хорошо, что в районе такое видение киберспорта. Это показывает людям, что киберспорт есть, и молодёжь хочет, чтобы он развивался именно в нашем районе, —отметил прогеймер (профессиональный игрок).Играть иль не играть?

— Часто слышу такое мнение у взрослого поколения, что киберспорт не нужен, на этом не заработаешь, он плохо влияет на тебя... Но если относишься серьёзно к своему делу и чего-то хочешь добиться, то это не вред. Как в любом спорте. А если просто так проводишь своё время, то, может, это и напрасно. То есть всё зависит от тебя, — рассуждает Гусейн Байрамов.

— Если ребёнок сильно увлекается компьютерными играми и планшетами до истерик, это уже игровое расстройство. Мы с моей супругой сейчас это понимаем. Если нашему ребёнку интереснее в телефоне, значит, мы что-то делаем не так. И винить в этом компьютерную игру, на мой взгляд, не совсем верно. Но через компьютерный спорт это можно поправить, — добавляет Артём Щепотьев.

Марго Ковальчук из Солнечного — продвинутый геймер в музыкальной игре Just Dance. Здесь нужна ещё и физическая подготовка, поскольку предполагает повторение танцевальных движений героя на экране компьютера. Чем точнее, тем больше баллов у спортсмена. Марго занимается чуть больше года, но уже успела завоевать несколько престижных мест, в том числе на Московском турнире.

— Я занимаюсь этим только в своё свободное время, это никак не мешает моей учёбе или делам по дому. Лично я на своё увлечение особо денег не трачу, потому что хожу заниматься в спорткомплекс бесплатно, — поясняет девушка.

Все дисциплины в новом спорте делятся на несколько основных классов: шутеры (игра от первого лица), стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, автосимуляторы, авиасимуляторы, файтинги, командные игры. И здесь, как в любом спорте, нужен талант.

— Хорошая голова, отличная реакция, знание иностранных языков. Не все геймеры разговаривают на русском, и нужно с ними как-то коммуницировать, если играешь в команде, —говорит Гусейн Байрамов.

Ещё один аргумент в пользу киберспорта: огромные призовые фонды. К примеру, на турнире по Dota 2 The International в 2019 году разыграли рекордную сумму в 34 миллиона долларов! А за всю историю киберспорта американские игроки заработали почти 38 миллионов долларов. Да ещё и болельщики наблюдают за турнирами в прямом эфире, делают ставки. Самыми продвинутыми в киберспорте сейчас считаются Китай и Корея, где прогеймеры — настоящие звёзды со своими фан-клубами.

— До Китая нам ещё далеко, но уже можем конкурировать с другими городами России. С Москвой, допустим. Хотя бы до такого уровня дойти — это будет отлично, — признаётся Гусейн.

— По пути зрелищности и коммерческой выгоды идут сегодня многие, — говорит Артём Щепотьев.

В Сургутском рай­оне поступили иначе. Сначала нужно создать инфраструктуру и правильно воспитать спорт­сменов, уверен глава муниципалитета Андрей Трубецкой, поддерживая идеи молодёжи.

— Сургутский район был единственной территорией, которую пригласили в Министерство спорта на совещание по развитию компьютерного спорта. Потому что он является передовой площадкой по развитию киберспорта. Мы первые, кто это сделал. И только с помощью администрации Сургутского района всё удалось реализовать, — убеждён руководитель центра компьютерного спорта Сургутского района Артём Щепотьев.

Что наша жизнь? Игра! Фраза из арии Германа оперы П. Чайковского «Пиковая дама» приобретает новой смысл. Игровые баталии перемещаются в виртуальное пространство, но остроты не теряют.

История киберспорта началась с игры Doom 2, которая имела режим сетевой игры через локальную вычислительную сеть. А благодаря популярности Quake в 1997 году в США появилась первая лига киберспортсменов — Cyberathlete Professional League.

Екатерина ШВИДКАЯ

ФОТО Алексея АНДРОНОВА