Как деревенский парень из Закамья стал сибиряком и знаменитым нефтяником

Как деревенский парень из Закамья стал сибиряком и знаменитым нефтяником

Родина нашего героя – Ивана Айдуллина – небольшое старинное село Старое Суркино, вольготно раскинувшееся на Бугульминско-Белебеевской возвышенности Закамья. Так повелось от века в век, что оседал здесь народ вольный да трудолюбивый. Тут и появился на свет Иван, сын Ухливана.

По дедовым заветам

Рос мальчик в крестьянской семье, сызмальства приученный к нелегкому сельскому труду. Хозяйство было немалое – огород 25 соток, куры, овцы, за всем нужен пригляд, так что без дела не засиживались ни стар, ни млад. Иван Айдуллин рано остался сиротой, и подростка воспитывал дед. Простой работяга – дед воспитывал без затей, своим примером, приучая к труду сызмальства.

– Работай по совести, честно, и люди будут тебя уважать, – частенько говаривал дед внуку. И мальчишка усвоил это как заповедь.

В 1960-е годы вблизи родной деревни Ивана нефтяники вели разработку месторождений нефти. Вышку мальчик видел буквально со своего двора. Каждую свободную минуту вместе со сверстниками бегал на буровую. Уже тогда зародилась мечта – стать нефтяником. Для Ивана труд никогда не был в тягость. Свою первую зарплату мальчишка получил в тринадцать лет: в летние каникулы работал сторожем в колхозном саду, потом на покосах возил сено. И так до десятого класса. Но мечту стать нефтяником не оставил. Окончив школу, уехал в Казахстан, в Гурьевскую область, посёлок Доссор – учиться на бурильщика.

– Мой друг на год старше меня был, он первый проторил туда дорожку, – рассказывает Иван Ухливанович. – Приехал на каникулы в деревню, я на него как на героя смотрел. Конечно, меня уговаривать не надо было, я даже не раздумывал, сразу собрался и поехал.

От знойной пустыни…

После закамских лесных просторов пески и солончаки Мангышлака поразили Ивана. Как здесь живут люди? Ни деревца до самого горизонта. Только перекати-поле, верблюжья колючка, да в посёлке чёрные карагачи и чахлые ивы. Но отступать парень и не думал. Хотя был момент, когда испугался:

– Меня при поступлении спросили – ну деревня, ты каким видом спорта занимался? Лыжным, – отвечаю. – Не, парень мы тебе этого не можем предложить, по песку много не набегаешь. У нас и зимой снега не увидишь. Ну, думаю, всё, откажут, поеду домой ни с чем. Но нет, приняли. Сказали – учись и спортзал не забывай, у нас футбол, борьба, штанга, бег, туда-сюда, выбирай. Бурильщик должен быть здоровым. Слабакам тут не место.

Чтобы доказать, что не слабак, Иван свободное время проводил в спортзале и налегал на учёбу. Через год его с четырьмя сокурсниками отправили на стажировку на одно из Мангышлакских месторождений.

– Там велись работы по глубокому бурению – 5700 метров, сложное месторождение было, – вспоминает Иван Ухливанович. – Я как глянул – ещё страшнее, чем в Доссоре. Жара под пятьдесят, песчаные бури! А потом меня перекинули на другое месторождение, вблизи Аральского моря, в Каракалпакию. Вот где настоящая пустыня. Мы с другом – шапки в охапки и бежать. А куда? На буровую нас на «кукурузнике» доставили. Два дня сидели на рюкзаках, ждали самолёта. Деваться некуда, вышли на третий день на работу. Главный инженер, чеченец, налетел: вы где были, черти, почему на работу не вышли?! В общем, получили с другом по полной и с таким напутствием пошли на работу.

Для парня с прикамских берегов работа в сложных условиях прикаспийской полупустыни была настоящим испытанием, которое он прошёл с честью. Вскоре молодому парню предложили работать в Индии. Но пока оформлял документы, из военкомата пришла повестка. И вместо экзотической страны Иван отправился на службу в армию.

Демобилизовавшись, Айдул­лин вернулся в родную деревню. Пока думал, куда пойти работать, в отпуск с Севера приехал его одноклассник. Да что тут думать, Иван, собирайся в Сургут, там такая стройка разворачивается!

…до сибирской тайги

Так в 1971 году Иван Ухливанович приехал в Сургут. Приехал и удивился – какой же это город, кругом грязь по колено, деревянные тротуары, дома не выше пяти этажей?

Молодого специалиста приняли на работу в СУБР-1 и направили помбуром на Солкинское месторождение, куст № 49, в бригаду знаменитого бурильщика Георгия Ерёмина:

– Это был великий пахарь, труженик! Зимой и летом он ходил без шапки, только волосы на ветру развевались. Я приехал на месторождение в январе, морозы стояли за 50. Первая мысль – может, назад рвануть? А потом стало стыдно – пустыню пережил и Север освою. Да и работать с таким мастером, как Ерёмин – это ещё надо заслужить! Я многому научился и в его бригаде, и у других мастеров.

Север поразил Ивана Айдуллина.

– Помню, впервые увидел, как вертолёт на подвеске тянет часть вышки зимой. Переживал так, будто я его тащу. Это была ювелирная работа! И тогда я подумал – тут работают необыкновенные, сильные люди. И я тоже хочу работать с ними. Моим наставником был Олег Балин, я до сих пор с благодарностью вспоминаю о нём.

Так, простая для Севера история определила его судьбу. Кстати, и денежный вопрос не был для молодого парня праздным. Получив первую северную зарплату, Иван почувствовал себя почти миллионером. А через год Айдуллин вернулся из отпуска с молодой женой. Жизнь налаживалась, в семье родилась дочь. Очень скоро ученик прев­зошёл учителей. Именно его бригада одной из первых начала применять уникальные технологии по бурению наклонно-направленных, горизонтальных и многоствольных скважин для увеличения объёма добычи нефти. Так и вырос от помощника бурильщика до мастера по капитальному ремонту скважин.

Испытание и награда

Беда пришла, откуда её не ждали. В середине девяностых супруга Ивана попала в автокатастрофу и получила тяжёлые травмы. Женщина выжила, но осталась инвалидом на всю жизнь. Дочь к тому времени подросла и стала первой помощницей отца по уходу за женой, за домом. Дачу, которая была излюбленным местом семейного отдыха, пришлось продать. Айдуллин не жаловался, по-крестьянски мудро и терпеливо сносил тяготы судьбы и с головой ушёл в работу. Его бригады на протяжении многих лет били все мыслимые и немыслимые рекорды.

Но о своей работе Иван Ухливанович рассказывает скупо – о чём говорить, работал как все, ничего особенного. Скромничает наш герой! Накопленный опыт и природная смекалка не раз выручали мастера в сложных ситуациях, а профессионализм и уверенность в своей правоте позволяли принимать смелые нетривиальные решения. Так, разработанный Иваном Айдуллиным способ расстановки бурового оборудования позволил сократить время капитального ремонта скважины на 15 %. Теперь методики именитого нефтяника применяют не только на промыслах Сургутнефтегаза, но и на других нефтегазодобывающих предприятиях России.

Справка

Иван Айлуллин – Герой труда РФ, награждён орденами Трудового Красного Знамени (1990), «Знак Почёта» (1981), медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1978), имеет звания «Ветеран труда», «Почётный гражданин ХМАО – Югры» (2015).

Известие о том, что его удостоили высшей трудовой наградой страны, застало мастера в вахтовом автобусе, когда он возвращался со смены. «За что такая честь, ведь я работаю как все», – была первая мысль нефтяника. Перелёт в Москву, награждение в Кремле прошли, как в тумане.

– Я от волнения вообще ничего не соображал, – признаётся Иван Ухливанович. – А когда в аэропорту увидел делегацию во главе с губернатором Натальей Комаровой, вообще растерялся. А ещё камеры эти, как гранатомёты! Нет, мне на буровой проще!

В апреле 2020 года Айдуллин ушёл на заслуженный отдых. Но, признаётся именитый мастер, работа не отпускает. По ночам ему снятся буровые, грохот труб, шум лебёдки и хриплые голоса бурильщиков: «вира», «майна». Снятся лица тех, с кем работал многие годы, с кем был съеден не один пуд соли на вахте, с кем преодолевал сотни тысяч метров проходки и добывал миллионы тонн нефти…

В сентябре 2020 года имя почётного гражданина Югры Ивана Айдуллина увековечили на мемориальной плите комплекса «Звёзды Югры» в Ханты-Мансйиске, в Музее геологии, нефти и газа.

Материал вышел в газете «Вестник» № 52 от 25 декабря 2020 года под заголовком «Легко ли стать героем».

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Вера СЕРЕБРЯКОВА

ФОТО Олега БИДЕНКО

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации