В Югре активизировались «виртуальные» мошенники. Здравомыслие и внимательность – в помощь

06:55
859
В Югре активизировались «виртуальные» мошенники. Здравомыслие и внимательность – в помощь

Неприятная статистика, но в 2019 году на территории Югры число мошенничеств, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, возросло почти на 28 % по сравнению с 2018-м, а число краж в данной сфере увеличилось почти в 2,5 раза. От действий злоумышленников страдают граждане различных социальных статусов, вне зависимости от уровня их образования и возраста. О том, каким образом противодействовать мошенникам, мы поговорили с первым заместителем прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, старшим советником юстиции Игорем Меньшиковым.

– Игорь Александрович, чем можно объяснить рост подобного рода преступлений?

– Современное общество трудно представить без сотовой связи, интернета, мобильных приложений, банковских карт и электронных платежей. Они охватывают всё больше сфер жизнедеятельности. Сейчас при помощи мобильного телефона и глобальной сети можно записаться к врачу, оплатить коммунальные услуги, получить кредит в банковском учреждении и купить билет на любой вид транспорта. Развитие технологий не стоит на месте, но и злоумышленники с каждым разом совершенствуют способы хищений денежных средств граждан.

– Какие именно технологии используют преступники?

– Большую распространённость получили звонки злоумышленников с использованием средств сотовой связи и IP-телефонии гражданам автономного округа под видом работников кредитных учреждений. Также преступники по-прежнему используют различные интернет-ресурсы по размещению бесплатных объявлений о купле-продаже товаров, где под видом продавцов обманывают население. Продолжают обманывать покупателей и через интернет-магазины.

В текущем году злоумышленниками с использованием информационных технологий совершено более двух тысяч мошенничеств и одной тысячи краж, большинство из которых в городах – Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нягани и Нефтеюганске.

– Могли бы вы привести конкретные примеры способов совершения указанных преступлений?

– Преступники, позвонив гражданам, представляются работниками службы безопасности банка, либо происходит имитация соединения с автоинформатором банка. Получившему звонок гражданину сообщают о совершении преступных действий с его денежными средствами, находящимися на счёте. К примеру, неправомерное списание, переводы. Главная задача – убедить гражданина, что ему позвонили из банка. После этого дело остается за малым: чтобы потерпевший выполнил указания и сообщил номер своей банковской карты и другие данные, при помощи которых преступники получают доступ к деньгам и совершают их хищение.

Также распространены хищения денежных средств при совершении покупок в интернете, когда жители округа приобретают товар на непроверенных ресурсах или у неизвестных продавцов на сайтах бесплатных объявлений. Продавцы, получив предоплату за товар, либо не отправляют его вовсе, либо отправляют аналогичный товар меньшей себестоимости. Имеют место случаи отправки посылок, в которых товар отсутствовал, в них находились лишь предметы, необходимые для придания веса. Так, в Нефтеюганске покупатель вместо кроссовок получил две бутылки воды ёмкостью 0,3 литра.

– Но ведь в средствах массовой информации постоянно сообщается о подобных преступлениях, а их становится только больше. Почему же люди не учатся на чужих ошибках?

– Защититься от мошенников, в первую очередь, помогут лишь внимательность и здравомыслие самих граждан. Многие попадаются на уловки преступников по разным причинам, некоторые даже неоднократно, но в основном из-за доверчивости и элементарной паники.

– Каким же образом можно обезопасить себя от мошенников и распознать, что звонят или пишут на электронную почту именно они, а не сотрудники банков или порядочные продавцы товаров?

– Если к вам обращаются по телефону представители банка о совершении с денежными средствами каких-либо махинаций, не следует сразу принимать решение, а необходимо проверить полученную от него информацию, обратившись в банк.

Следует твёрдо запомнить, что нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий. Не перезванивайте по незнакомым номерам.

При приобретении товаров в интернет-магазинах пользуйтесь проверенными сайтами, обращайте внимание на наличие отзывов покупателей о данном магазине, размещена ли на сайте контактная информация, в том числе о его месте нахождения.

– Как поступить человеку, если он полагает, что стал жертвой мошенников?

– Необходимо немедленно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В нём следует максимально подробно рассказать обо всех обстоятельствах события. Кроме того, следует сообщить о факте мошенничества в кредитную организацию с целью блокировки перевода денежных средств. Расследование телефонного мошенничества значительно осложняется тем, что преступники могут действовать на расстоянии, находясь в другом городе.

– Какие меры предотвращения подобных злодеяний применяет прокуратура?

– Проводится разъяснительная работа с населением, в том числе путём размещения информационных материалов на официальном сайте прокуратуры округа и в сетевых изданиях, на стендах учреждений и организаций. Также мы ориентируем правоохранительные органы на своевременное пресечение мошеннических действий.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

По информации пресс-службы прокуратуры ХМАО – Югры подготовила Полина ЖДАНОВА

ФОТО pixabay.com

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации