Кому земля Нумто дорога

16:20
1.50K
Кому земля Нумто дорога

ЖИЛИ-БЫЛИ ОЛЕНЬИ ЛЮДИ 

20 ноября 2019 года. Вертолёт медленно, но верно нёс журналистов и телеоператоров над землёй в сторону природного парка «Нумто». Рассматривая в иллюминатор землю с высоты чуть выше птичьего полета, огромнейшие снежные поля и небольшие участки леса, понимали – это земли коренных жителей Севера. Их малая родина. И они ею дорожат.

Для журналистов – экзотика. Для нефтяников, которые организовали эту поездку на стойбище, – будни. На территории лицензионных участков в природном парке «Нумто» ведёт производственную деятельность Сургутнефтегаз. Очередная деловая встреча, узнать, как идут дела у оленеводов. Как раз пришло время вакцинации и чипирования оленей. А это не один десяток, а сотни четвероногих – полудомашних, полудиких, в общем свободолюбивых, не любящих стоять на месте (как , к примеру, коровы) и ждать, когда их «обработают» по программе.

Белые – к достатку

Выходим из вертолёта и тут же проваливаемся в снег. Понятно, без «Бурана» или широких охотничьих лыж нам до кораля (оленьего загона) не добраться. И тут же удивляюсь, видя, как Илья, сын инспектора природного парка «Нумто», вице-президента союза оленеводов Югры Василия Пяка, легко перемещается по этим же сугробам. Ещё несколько минут сильного ветра в лицо, пока едем на снегоходе, и вот он, чум со спасительной печкой. Рядом стоят, с улыбками и добрыми словами встречая гостей, оленеводы, их жены и маленькие ребятишки – пятилетняя Алёна и четырёхлетний Ярик. Все в красивых, ярких национальных костюмах. Видно, что ждали, нам рады. И тут же заводим разговор «за жизнь» – про строящийся зимник, предстоящую работу. Большое стадо оленей кружит по кругу в загоне. Картина завораживающая. В стаде много белых оленей, словно в сказке про Снежную королеву. Небывалой красоты животные!

– Это правда, что белые олени удачу хозяину приносят? – спрашиваю оленеводов.

Те хитро улыбаются и с гордостью отвечают: 

– Белые олени – почитаемые, красивые. Мы специально как можно больше оставляем для развода белых бычков. У нас, кто в белых кисах ходит, тот человек – олений, то есть состоятельный. Значит, стадо у него большое.

– Неужели в таком большом стаде успеете за один день и чипирование провести, и вакцинацию? – спрашиваю Василия Пяка.

– За два дня управимся. Сегодня, когда начнёт смеркаться, выпустим оленей на тропу, а завтра с утра снова соберём.

Есть клеймо – есть «лицо»

В посёлке Казым Белоярского района Югры всего два ветеринара. Объём работы у них большой. Оленя, конечно же, ловит хозяин. Прежде чем бросить аркан (замысловато заплетённые в одну длинную, тонкую, но прочную косу полоски кожи) на рога, мужчины внимательно следят за оленями. Попасть мало, надо ещё удержать несущееся животное, а потом приблизиться к нему и завалить на бок. Валят оленя, выкручивая рога и прижимая их к земле. В любом случае, одному не справиться. Как минимум один валит, второй удерживает на земле. В таком виде животное почти не может двигаться и просто лежит, ожидая своей участи. Вячеслав Молданов, заведующий ветеринарным пунктом Казыма, в это время прикрепляет чип, сканирует, фиксирует возраст, пол. Позднее эти данные обрабатываются и попадают в интернет. Так ведётся электронный учёт поголовья. Параллельно ставятся прививки от сибирской язвы и глистогонные средства. Надо сказать, в отличие от Ямала, югорские олени не знают, что такое эпидемии. Ветеринары и оленеводы следят за этим тщательно.

На вопрос, как они различают своих и чужих оленей, как потом будут разделять их на стада, отвечают:

– Так у каждого своё клеймо. К тому же помимо метки на ушах, мы их практически «в лицо» знаем. Причём не только отдельных оленей, но и их родство – кто кому приходится мамой, сыном и т.д.

Процедура идёт быстро, слаженно. Тут же стоят ребятишки и внимательно следят, как отец и дед справляются с работой. Ярослав периодически проверяет свой нож на боку. Пусть пока деревянный, но нож, в красивых ножнах.

– Не рано с холодным оружием знакомите? – спрашиваю бабушку, Светлану Пет­ровну.

– Самое время, мужчина растёт. Должен всё уметь делать. Он уже летом и на рыбалке мне помогает.

Разговор по душам

Делу – время, беседе – только несколько десятков минут. Оленеводы и нефтяники успевают уточнить ряд накопившихся вопросов. Подхожу к Григорию Пяку:

– Нефтяники чисто на вашей земле работают?

– Очень чисто. Видно, что им эта земля тоже дорога. Когда появляются вопросы, всегда находим компромисс, чтобы и нам удобно было, и нефтяникам. Когда нам нужна помощь, не отказывают. Сегодня мы тоже зимником воспользовались, оленей по нему перегоняли. Прежде чем построить эту дорогу, с нами согласовывали. Наше мнение тоже учли. Все пункты социально-экономического соглашения выполняются. Стройматериалами, дровами, топливом всегда нас снабжают.

Каждый год нефтяники прокладывают зимник в национальную деревню Нумто. Прежде чем приступить к работе, получают согласование коренных жителей. Местные знают, построить зимник – дело не из простых.

– Сергей Александрович, скажите, сколько понадобится времени на строительство этого зимника?

Сергей Руднев, заместитель начальника центральной инженерно-технологической службы НГДУ «Нижнесортымскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз», отвечает:

– 30 километров мы планируем построить в январе. Сначала нужно сделать проминку, потом гусеничной техникой прокладывать трассу – «давить» (то есть утрамбовывать снег). Мы уже дошли до реки Сарым-Казым. Расчистили снег со льда, будем намораживать ледовую переправу. Теперь нужен мороз. Тогда тяжелая техника переберется на следующую речку. Когда зимник будет готов, мы сможем завозить в деревню стройматериалы, дрова, топливо.

– Коренные жители часто пользуются зимником?

– Как все. По мере необходимости. У некоторых есть машины. И зимняя дорога им большое подспорье. Два года назад случай был. В 11 ночи нам позвонили и сообщили, что девушка пошла по зимнику и пропала. А на улице минус 45. Объявили тревогу, вышли на поиски. Нашли. Жизнь человеку спасли. До сих пор с ней общаемся. Хотя она очень стесняется вспоминать про тот случай. Надо помогать друг другу, всё-таки на одной земле живём и работаем.

Ближе к обеду ветер стих. Стало спокойно, по-звонкому тихо. Солнце пыталось пригревать.

– Это мы вам «нашаманили» хорошую погоду, – похвастался Григорий Пяк.– Замечательный день получился!

Значит, местный дух нас принял, испытание люди из цивилизации прошли, подумала я, усаживаясь в вертолёт. Действительно, хороший день получился. И люди рядом хорошие были.

КОММЕНТАРИЙ

Рафаэль САЛАВАТОВ, заместитель начальника отдела
по работе с коренным населением управления
по землепользованию ПАО «Сургутнефтегаз»

– Социальная ответственность ПАО «Сургутнефтегаз» – принципиальная позиция компании, оказывающей реальную поддержку коренным малочисленным народам Севера, сохраняющим самобытную культуру и традиционный уклад жизни. С коренным населением выстроены долгосрочные партнёрские отношения, основанные на доверии, уважении и взаимопонимании. В 2018 году затраты Сургутнефтегаза по этому направлению деятельности превысили 155 млн рублей. Сумма включает квартальные компенсационные выплаты семьями единовременные компенсационные выплаты, оплату проживания в общежитиях, лечение и протезирование зубов, обучение, транспортные расходы, средства на приобретение призов и подарков для проведения национальных праздников коренных малочисленных народов Севера. А также затраты на приобретение материально-технических ресурсов: куплено 72 бензопилы, 71 снегоход «Буран», 15 моторных лодок, 85 лодочных моторов, 68 электростанций, более 675 тонн бензина, свыше 28 тонн моторного масла.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Эльвира ЮЛДАШЕВА

ФОТО Михаила АНДРЕЕВА

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации