Режиссёр Михаил Али-Хусейн – о любительском театре, режиссёрской паузе и югорских театралах

Режиссёр Михаил Али-Хусейн – о любительском театре, режиссёрской паузе и югорских театралах

В минувшее воскресенье, 29 сентября, режиссёры любительских театров Югры пригласили лянторцев на «Исповедь». Публицистический монолог Льва Толстого, осмысление его многолетних духовных исканий были разложены на десятки голосов в попытке ответить всего на один вопрос – неудобный, мучительный и самый «толстовский»: в чём смысл жизни?

Постановка стала своего рода экзаменационной работой для 26 участников открытого форума режиссёров, который впервые проходил на протяжении полутора недель в Сургутском районе при поддержке главы муниципалитета Андрея Трубецкого и департамента культуры округа. Всё это время с представителями любительского движения Югры провели мастера теат­рального дела: заслуженный деятель искусств ХМАО Зинаида Моор, педагог по технике речи ГИТИСа Вера Смоляницкая и режиссёр театра «Современник» Михаил Али-Хусейн.

Михаил Яковлевич много лет служит в «Современнике», работая в режиссёрской команде под руководством Галины Волчек. В его арсенале спектакли с именитыми актёрами. Тем не менее, необычайно тёплые чувства он испытывает к любительскому театральному движению России. А к югорскому, как выяснил журналист «Вестника» в интервью с мэтром, – в особенности.

– Как вам премьера?

– А вам? Конечно, последнее слово должно быть за зрителем (улыбается). От себя могу сказать, что я приятно удивлён. Мы ставили перед собой задачу, чтобы режиссёры – на этот раз в качестве актёров – присвоили текст Льва Николаевича Толстого, переосмыслили его, прожили и высказали от себя. На мой взгляд, всё получилось, я им очень благодарен.

– Поставить спектакль за десять дней – смелая задача. Как шла подготовка?

– Непросто было, потому что режиссёры, в основном, руководят актёрами и сами мало выходят на площадку. А тут они должны были показать себя на сцене. По сути, они выполняли два очень сложных задания. Личностное присвоение текста «Исповеди», которое обрело форму спектакля, – одно из них. Толстой – это всегда масштаб мысли и проблемы. Ставить его сложно, но он позволяет расширить кругозор и в смысле вкуса, и в плане мышления.

Другое – овладение режиссёрскими паузами. Тут нам помогла пьеса Ольги Михайловой «История одного преступления». Режиссёрская пауза – это действие, как правило, без слов, которое помогает режиссёру выразить своё чувство, мысль и даже гражданскую позицию. Режиссёр выступает как соавтор драматурга. Чтобы пауза была понятна зрителю, режиссёр её тщательно продумывает и расписывает партитуру. Этому режиссёры-любители и учились.

– Какие новые навыки, если можно так говорить применительно к театральному искусству, должны получить режиссёры «на выходе»? С чем они уедут в свои города, в любительские коллективы?

– В первую очередь, они возьмут на вооружение вкус к хорошей литературе. Я думаю, что Лев Николаевич станет для них ориентиром, ведь в нём и объём мысли, и красота русского языка. Последнее очень важно: хотя наш язык богат по своей интонации и фактуре, но сейчас он стал односложным. Второе, что мне бы хотелось, чтобы они взяли с собой, – понимание того, как готовиться перед началом репетиций с актёрами. Увлекая актёров историей, понимать, как она будет звучать в спектакле. И, конечно, знать, что у них есть такой аргумент, как режиссёрская пауза, которая выстрелит, если актёр что-то не доиграет.

– Не без вашей помощи наши театралы станут чуточку профессиональней. А где вообще лежит грань между любительским театром и профессиональным?

– Деление «профессиональный театр» и «любительский театр» – очень условное. Есть понятие «театр». И всё! Формально о профессиональных театрах мы говорим тогда, когда актёры, режиссёры ходят на работу и получают зарплату. Любительские театры не получают экономической подпитки от государства, существуют сами по себе. Но иногда встречаешь в государственных театрах такой драмкружок, что как-то неловко. И, напротив, на фестивалях порой видишь такой уровень любительских трупп! Грамотно выстроенное пространство, качественные костюмы, да и сама работа актёров. Думаешь: они же всё это за спасибо делают, откуда они всё это взяли?!.. Было бы у команды желание – в первую очередь, желание высказаться.

– Когда я готовилась к нашему интервью, то набрела на один из театральных сайтов, где к биографическим справкам о деятелях искусства открыты комментарии. Там я нашла сразу несколько сообщений от югорчан с благодарностями за ваши мастер-классы. Причём отзывы эти начинаются с 2008 года. Как давно вы наблюдаете за театральным сообществом Югры?

– Я с 1976 года занимаюсь любительским движением в России, а с Ханты-Мансийским автономным округом сотрудничаю с 2001 года.

– Театральное сообщество Югры 2001 года и 2019-го – это разные вещи?

– Оно очень поменялось, и, слава Богу, к лучшему. Я знаю, как и чем живут любительские театры в большинстве регионов страны, и достаточно ответственно говорю, что сейчас самое сильное движение любителей в вашем округе. Во-первых, очень много молодых. Во-вторых, ветераны любительского театра, которые отдали ему жизнь, до сих пор держат высочайшую форму! Это удивительно, потому что, как правило, с годами к любителям приходит усталость или разочарование. И люди уходят из профессии или же, напротив, почивают на лаврах. А такие люди как Елена Воробьёва и Михаил Волковец из Югорска, Мария Брюзгинова из Советского, Лариса Коршунова из Урая и многие другие югорские коллеги до сих пор не потеряли интерес и азарт.

– Михаил Яковлевич, как считаете, почему так получается?

– Любительское движение в России переживает непростые времена, потому что предоставлено само себе. И надо отдать должное Ханты-Мансийскому автономному округу, где власть, губернатор региона Наталья Комарова очень внимательно и затратно ведут себя по отношению к любительским театрам. Я сужу по тому, как проводится ежегодный театральный фестиваль в Югорске, и по таким образовательным встречам. Кроме того, есть люди, которым не всё равно. Как не сказать о Зинаиде Фёдоровне Моор, которая взялась за «инвентаризацию» любительских театров в этом крае? В начале двухтысячных она поняла, что их надо вести. И от этой заботы любительские театры Югры показывают такой уровень, который меня, профессионального режиссёра, зачастую удивляет.

– А Сургутский район для вас стал открытием, или вы уже были знакомы с нашими теат­ралами?

– Сургутский район для меня – это новое творческое пространство. Благодаря тому, что форум проходит именно здесь, приехать смогли многие местные режиссёры. Я открыл для себя новые талантливые лица. А они, в свою очередь, смогли повысить своё мастерство. Это отрадно.

КОММЕНТАРИЙ

Зинаида Моор,
заслуженный деятель искусств ХМАО, организатор форума:
– В Сургутском районе есть режиссёры, которые ставили замечательные спектакли на окружном фестивале в Югорске и даже получали гран-при. Здесь хорошие творческие силы, прекрасные режиссёры, которые умеют работать с любительскими объединениями, с актёрами-любителями. Они правильно делают разборы спектаклей, постановки. В итоге получается очень хороший театральный продукт.

КОММЕНТАРИЙ

Роман Завьялов, заместитель начальника управления культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района:

– В Сургутском районе учреждениям культуры на улучшение материально-технической базы ежегодно выделяется 10 млн рублей. То есть можно дополнительно приобрести реквизит, костюмы, микрофоны или другое оборудование. Те театральные коллективы, которые находятся при домах культуры, поддерживаются таким образом.

Кроме того, любительские театры, которые зарегистрированы как социально ориентированные некоммерческие организации, могут претендовать на безвозмездную грантовую помощь от администрации Сургутского района. Так, сам открытый форум режиссёров был организован на средства гранта в сумме 450 тысяч рублей. В 2019 году грант получила общественная организация «Творческое объединение работников культуры Сургутского района». Благодаря этому на новый профессиональный уровень смогли подняться не только режиссёры театральных коллективов из нашего района, но и со всей Югры.

МНЕНИЕ:

Резеда Ибрагимова, г. Лянтор:

– Я по профессии актёр театра и кино, имею шестилетний стаж работы в театре, и мне выпала честь попробовать себя в роли режиссёра. Когда Михаил Яковлевич изначально озвучил имена режиссёров, которые будут готовить режиссёрские паузы, у меня были смешанные чувства. Это облегчение, с одной стороны. Но с другой стороны, досада, почему не я? Это болезненное ощущение для актёра в театре, когда его не берут на спектакль. И я дерзнула, взяла у мастера разрешение, чтобы срепетировать режиссёрскую паузу. Страх – это то, что мешает нам жить. Нужно это чувство в себе перебороть. В итоге у меня получилось. Услышать от мастера здоровую критику, похвалу – это счастье! Михаил Яковлевич – очень требовательный режиссёр. Он не терпит халтуры. Он выжимает всё из тебя, но при этом ты не чувствуешь опустошения! Он умеет при этом в тебя столько вложить, что после работы вечером возвращаешься усталый, но счастливый. Вера Соломоновна – интеллигентная, мягкая, умеющая найти ключ к любому человеку. Разбирать материал с ней одно удовольствие. Текст сложный, с трудом перенимающийся на наш язык, Вера Соломоновна разбирает с такой лёгкостью, что ты учишь его на ходу!

Анастасия ТАРАСОВА

ФОТО автора

10:50
459