Труппа Сургутского театра вернулась с гастролей из Лондона

13:15
811
Труппа Сургутского театра вернулась с гастролей из Лондона

С 13 по 19 мая труппа Сургутского музыкально-драматического театра побывала с туром в Лондоне. Спектакль «Украденное счастье» по пьесе И. Франко (режиссёр Ирина Волицкая) и поэтический спектакль «Среди миров, в мерцании светил…» по произведениям поэтов Серебряного века (режиссёр Тамара Лычкатая) принимали сценические площадки Международного образовательного центра, представительства Россотрудничества в Великобритании, Торгового представительства РФ в Великобритании. О том, как сургутские актёры съездили в Лондон, они рассказали 28 мая.

Более 500 наших соотечественников, которые живут в Лондоне, впервые открыли для себя Сургутский театр. После спектаклей общение со зрителями проходило в неформальной обстановке на творческих встречах и даже на футбольном поле. Об этом – в нашей статье.

– Гастроли помогают нам расширять театральное пространство не только города, но и округа. В разные годы мы побывали в Праге, на Украине, в Берлине. Во Львове, как сейчас помню, у нас был сумасшедший аншлаг: зрители бежали за поездом, обменивались с актёрами галстуками. Уже сейчас мы готовимся к следующему туру – Лондон снова нас ждёт в следующем году со спектаклем к юбилею Великой Победы, – открыла встречу директор и режиссёр Сургутского театра Тамара Лычкатая.

Гастроли – это испытание мастерства

Почему выбор пал именно на постановки «Украденное счастье» и «Среди миров, в мерцании светил…», рассказал художественный руководитель театра, режиссёр Владимир Матийченко:

– Отчасти эти два спектакля дают зрителям представление о диапазоне постановок, которые есть в нашем репертуаре. Хочу отметить, что каждый выезд за рубеж сопряжён со стрессом, в первую очередь, не для актёров, а для замысла произведения, потому что спектакль приходится адаптировать к новым сценическим площадкам.

Стоит сказать, что первый спектакль, который Сургутский театр показывал в Лондоне – это «Среди миров, в мерцании светил…». Очень аккуратно режиссёр говорил о технических сложностях, с которыми столкнулись артисты: сцена оказалось слишком маленькой, пришлось расширять пространство за счёт сокращения зрительских мест, освоением пространства на другом уровне, ниже сцены. Не было сценического освещения.

– Гастроли – это всегда большое волнение. Всегда присутствует осознание, что ты представляешь не только свой театр, округ, но всю страну. Несмотря на стресс и сложности, нам удалось самое главное. Нам удалось сохранить правильную атмосферу, которая возможна здесь, в театре, в идеальных стационарных условиях. Конечно, гастроли – это настоящее испытание для твоего профессионализма и мастерства, – делится актёр Сергей Дороженко.

Искушённая публика

Во время поэтического спек­такля и творческой встречи после него труппа театра встретилась со зрителями. Так, в перерывах между эпизодами спектакля артисты не услышали аплодисментов – первый признак того, что люди пришли в театр не первый раз в жизни. А Тамара Лычкатая добавляет, что даже по одежде было понятно, что зрители – заядлые театралы.

– Мне было приятно услышать не только слова благодарности, но и вопросы по теме. Так, некоторые спросили, почему мы использовали музыку композитора Таривердиева. В Сургуте у меня такое не спрашивали. Или даже спорили, как звучат отдельные фразы в оригинале стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», – говорит актриса Александра Кехтер.

КСТАТИ

Аплодисменты в театре, согласно этикету, должны раздаваться в самом конце пьесы. Во время постановки хлопать не принято: это сбивает артистов.

Владимир Матийченко добавил, что держать внимание такой искушённой публики особенно приятно. После выступления актёры находились в зале ещё полтора часа, люди просто не хотели расходиться. Вся труппа вспоминает это с удивлением и благодарностью.

Товарищеский матч с… дипломатами

Однако эпилог для спектакля «Среди миров, в мерцании светил…» оказался совсем не поэтическим. Творческая встреча с дипломатами из Лондона плавно перетекла в рассуждение о спорте. И тут наши соотечественники из Великобритании предложили актёрам сыграть в футбол – провести товарищеский матч.

Примечательно, что в труппе было всего четыре актёра. Все остальные – девушки. И так получилось, что именно в этот же день у всей женской части коллектива была запланирована экскурсия по городу. Которую, естественно, перенести было нельзя.

– Нам очень хотелось посмотреть Лондон! Он невероятный, красивый, интересный, там столько удивительных мест, которые мы хотели посетить. А ребята рассчитывали на группу поддержки. Мы, конечно, поехали на экскурсию, но чуть раньше. Решили, что на матч успеем! Разве можно бросить ребят?! Но об этом мы им не сказали, – говорит актриса Юлия Тюкалова. – Мы с девочками раскрасили лица, придумали кричалки, в пустые стеклянные бутылки побросали шпильки и заколки, чтобы шуметь. И во всей красе неожиданно появились на футбольном поле в середине матча.

Сергей Дороженко вздыхает и говорит:

– Вот они сейчас так весело рассказывают, а ведь я чуть не умер там. Если вам скажут, что дипломаты не умеют играть в футбол в Лондоне, не верьте…

Противники вышли на поле в шипованных кроссовках, шортах. А сургутяне оказались в обуви для танцев – джазовках и джинсах. Но за волю к победе ратовали девушки. «Нет на свете лучшей труппы, чем ребята из Сургута!», «Женя Ляшев – просто класс! Из Сургута лови пас!» – вовсю поддерживали они ребят. На вопрос «Какой счёт?» артисты не ответили, говорят, победила дружба.


Блиц-опрос актрисы Александры Кехтер:

– Какие роли больше нравятся – трагические или комические?

– Я люблю все свои роли. Особенно те, в которых необходимо «копать», добираться до сути образа, соединять внутренний образ с внешней пластикой. Конечно, я никогда не забуду свою первую главную роль в нашем театре. Это был музыкальный спектакль «Царевна-Лягушка» в постановке Петра Орлова, а роль, что называется, «два в одном»: харизматичная, яркая Царевна-Лягушка и кроткая Василиса Премудрая.

– Какую постановку посоветуешь тем, кто ещё не был в Сургутском театре?

– Меня недавно ввели в спектакль «Личное дело № 1889. Анна Ахматова». Я бы посоветовала зрителям это выступление не пропустить. Он довольно сложный, поэтический, для двух актрис. А вообще обязательно приходите на премьеру в ноябре – спектакль «Гроза» по пьесе А. Островского. Ещё в репертуар возвращаются спектакли Владимира Матийченко, например, «Молодые люди». Я и сама с удовольствием приду смотреть!

– Продолжи фразу: «Я играю на сцене, чтобы…»

– Недавно Тамара Никифоровна Лычкатая обронила такую мысль, и я поражена, как это правильно… Я играю на сцене, чтобы самореализоваться. Тогда испытываю счастье.

В юбилейном 20-м творческом сезоне театр ждут на гастролях в городах и посёлках нашего региона и в Берлине. Одновременно с этим сургутяне работают над премьерами. К «Грозе» добавится музыкальный спектакль для всей семьи «Сказка о царе Салтане» по сказке Пушкина. Режиссёр этих премьерных спектаклей – приглашённый из Москвы Пётр Орлов.

В Лондоне Сургутский театр гастролирует впервые. Ранее, на протяжении пяти лет, театр успешно представлял Югру в Берлине на гастролях по приглашению представительства Россотрудничества в ФРГ.

Маргарита ВОЛЬФСОН ФОТО предоставлены Сургутским театром