Что нужно делать в чрезвычайной ситуации

14:00
1.08K
Что нужно делать в чрезвычайной ситуации

В России испокон веков ценили и уважали самоотверженный труд огнеборцев. История пожарного дела насчитывает множество примеров служения обществу. Пожары остаются самой частой и самой страшной по своим последствиям техногенной катастрофой.

Продолжение.

«Я скоро всех поубиваю»

Для предотвращения случаев массового насилия в образовательных учреждениях родителям следует быть внимательнее к детям и обращать внимание на признаки того, что несовершеннолетний готовится к агрессивным действиям.

Какие это признаки? Такие подростки проводят много времени в мире кровожадных фантазий. Очень часто они ведут дневники, в которых подробно описывают свои мечты. В принципе, кровожадные фантазии бывают и у здорового человека в ситуации, когда его оскорбили или унизили. Но не каждый месяцами вынашивает план поджечь школу – в большинстве случаев срабатывает защитный механизм, позволяющий справиться с обидой.

Как выяснилось позже, большинство школьных стрелков заранее предупреждали: «Мне многих надо перестрелять». Они восхищались действиями таких стрелков и оставляли комментарии: «Кто-то это должен сделать и в нашей школе».

Насторожить родителей должны стихи, сочинения и проекты какого-нибудь убийства. Так, Кип Кинкел, который взорвал своих родителей и устроил стрельбу в школе, делал дома бомбы по рецепту из интернета и однажды выступил с докладом в классе на тему «Как изготовить бомбу в домашних условиях». Тот же Кинкел своё сочинение о любви с первого взгляда посвятил автомату Калашникова и мечтам убивать из него людей. Некоторые из будущих стрелков описывали свои мечты в стихах и прозе, снимали видео и делились этим со сверстниками.

Косвенными свидетельствами подготовки к кровавой драме могут быть случайно брошенные фразы о том, что не все люди заслуживают жизни, интерес к огнестрельному и холодному оружию, комментарии в социальных сетях о намерении кого-то убить.

Если родители заметили у ребёнка такие признаки, то это ещё не значит, что завтра он отправится в кого-нибудь стрелять. Но это очень серьёзный повод для беспокойства и поиска профессиональной помощи у педагога, психолога, классного руководителя, а также в социально-психологических центрах, где можно получить консультацию в трудных случаях.

Любовь условная и безусловная

Только родительская любовь способна помочь подростку справиться с обрушившимися на него проблемами. Эрих Фромм писал о двух видах родительской любви – условной и безусловной.

Условная – это любовь за что-то: хорошее поведение, учёбу, послушание, достижения. Безусловная – любовь без всяких условностей. Безусловная любовь порождает у ребёнка уверенность в том, что его любят, на основе чего формируется ощущение базового благополучия. Безусловная любовь к ребёнку подразумевает принятие его таким, какой он есть. В идеальном варианте мать может проявлять безусловную любовь, отец – условную.

Очень часто у родителей наблюдается неприятие собственного ребёнка. В этом случае они описывают его так: неорганизованный, безответственный, спортом не занимается, учиться не старается, книги не читает, делать ничего не хочет, ничем не интересуется. А на вопрос «За что вы его хвалите?» родители отвечают: «Ни за что!». Так у мам и пап формируется отрицательный образ ребёнка.

Зачастую от родителя можно услышать: «Я бьюсь как рыба об лёд, а он меня не слышит и не понимает». В связи с этим Валентина Гагай привела такую цитату: «Дети не должны нас понимать, потому что они ещё не были взрослыми, а мы их должны понимать, потому что были детьми».

– Чаще говорите детям, что вы их любите. Ищите, за что можно их хвалить и гордиться ими. Они в этом нуждаются и очень ценят это, – посоветовала собравшимся Валентина Васильевна.

В воспитании детей часто преобладают замечания, в то время как предпочтительны позитивные подкрепления. Например, если у ребёнка в комнате беспорядок, можно ему сказать: «Как я люблю, когда в комнате прибрано».

И ещё одно интересное наблюдение психологов: девочка подражает маме, но прислушивается к отцу; мальчик подражает папе, но прислушивается к матери. Отсюда в случае с сыном отец должен своим примером демонстрировать ему неагрессивные формы поведения и разрешения конфликтов, а мать – словесно убеждать ребёнка в том, как важно уважать других людей и разрешать конфликты при помощи переговоров (в случае с дочерью роли родителей меняются).

Так тебе не надо

Если ребёнок стал жертвой насилия, необходимо оказать ему поддержку. Зачастую для детей реакция близких важнее самого травматического события. Если же родители говорят «Так тебе и надо!», то наносят ребёнку вторичную травму.

Подросток, который носит в душе боль, старается избавиться от этого мучительного состояния. Как это можно сделать? Отомстить. Только мстить он будет не родителям, а сверстникам. Часто именно душевная боль является мотивом поведения несовершеннолетних преступников, в том числе колумбайнеров.

Если же ребёнок вступает в конфликт с определённой группой лиц (как правило, это группировка во дворе либо в классе), то здесь уже нужна помощь педагога или психолога. Если возникший конфликт не разрешить, то он будет повторяться снова и снова.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод: ловить потенциального стрелка – что искать иголку в стоге сена. Чтобы предотвратить возможную трагедию, нужно помогать обычным подросткам справляться с повседневными ситуациями и типичными подростковыми проблемами.

– Уважаемые родители, обращайте внимание на эмоциональное сос­тояние ребёнка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребёнка, то не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время – что всё само собой пройдёт и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребёнка и найти выход, – завершила своё выступление Валентина Гагай.


Признаки поведения человека, попавшего под влияние вербовщика:
– изменение привычек. Много времени уделяет чтению религиозных книг и молитвенных текстов;
– изменение интересов. Меньше интересуется семейными делами, становится равнодушным к общению с родными и друзьями, к работе и учёбе;
– изменение образа жизни. Несмотря на то, что общение с друзьями и коллегами ограничено, отмечается множество телефонных звонков, писем, встреч (собраний, семинаров и др.). Возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой;
– изменение взглядов. Человек эмоционально и агрессивно реагирует на суждения и мнение окружающих по вопросам теологии. Старается свою точку зрения навязать в качестве единственно верной.


Светлана Кривоблоцкая,
заведующая детским садом «Умка»:
– Ведь всё чаще в нашей жизни можно услышать слово «террор». В переводе с латыни оно обозначает ужас. Раньше нам казалось, что это случается где-то далеко, в других странах, что это нас не коснётся. Но этот ужас дошёл и до нас. Вспомните Беслан, где погибли от рук террористов ни в чём не повинные дети, заложников Норд-Оста. Всё чаще происходят террористические акты с участием детей – трагедия в московской школе, недавние события в Керчи. Нельзя наказывать человека за поступки другого, но всё же родители несут ответственность за своих детей, за их воспитание. Такие ситуации травмируют детей, могут спровоцировать серьёзные психические расстройства. Необходимо дозировано обсуждать с детьми полученную информацию, позволив им высказать своё мнение, чувства. К террористическим актам невозможно подготовиться заранее, тем не менее, необходимо знать самим и научить детей, как правильно вести себя в подобных ситуациях.


Научите детей:

1. Никогда не разговаривать с незнакомыми людьми.
2. Никому не открывать дверь, если дома нет взрослых.
3. Не давать информацию о себе и своей семье.
4. Не садиться в машину к незнакомым людям.
5. Сообщать вам, куда пошёл ребёнок и в какое время вернётся.


Если у вас появилось подозрение, что ваш знакомый попал под влияние экстремистов, то обратиться можно в ОМВД России по Сургутскому району, тел. (3462) 74-68-22 и 74-60-02; прокуратуру Сургутского района, тел. (3462) 21-99-04 и 21-99-87; отдел профилактики терроризма и экстремизма администрации Сургутского района, тел. (3462) 529-021 и 529-023. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

К. АТАНАЕВА ФОТО автора Рисунок предоставлен Управлением Общественной Безопасности администрации Сургутского района
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации