​Как энтузиаст из Фёдоровского восстанавливает раритетные автомобили

​Как энтузиаст из Фёдоровского восстанавливает раритетные автомобили

Вадима Казиева я застал в гараже, что совершенно неудивительно. В самом деле, где ещё можно найти человека, который занимается восстановлением ретро-автомобилей? Именно здесь он проводит всё свободное от основной работы (уроков физкультуры и ОБЖ в школе) время.

Сегодня в гараже Вадима стоят сразу две машины марки «Победа», последние экземпляры которых были выпущены в Советском Союзе в 1958 году. Ещё одна со снятым двигателем припаркована на улице. Вместе с Вадимом над железками колдует его товарищ Дмитрий Лащевский.

– Дима – настоящий друг, который всегда здесь. Он помогает мне с «Победой», – говорит Казиев.

Дмитрий подтверждает, что во всём поддерживает увлечение Вадима и даже собирается с ним в автопробег к 9 мая. Мы присаживаемся на вынутый из машины диван (их ставили в салон «Победы» вместо привычных нам кресел), и энтузиаст из Фёдоровского рассказывает о своём необычном хобби.

Автомобиль этой марки Казиев увидел ещё в детстве – в гараже у родственников. Тогда и появилась мечта приобрести такой же. Сбылась она в прошлом году, когда Вадим отправился в автопробег к 9 мая за рулём «Победы», принадлежащей местному пенсионеру Егору Сергеевичу.

После пробега Казиев начал поиски раритетного автомобиля и нашёл его в Нижневартовске. Увидел, загорелся и купил. Такая уж у Вадима натура – сразу же воплощать задуманное в жизнь. Машина оказалась полностью разукомплектованной. Владелец снял с неё всё, что смог. Тем не менее, Казиев согласился заплатить за раритет 80 тысяч рублей. Сегодня, когда он научился разбираться в различных технических нюансах, энтузиаст понимает, что переплатил, но тогда желание приобрести автомобиль возобладало.

Когда Вадим стал разбираться со своим приобретением, то обнаружил, что прежний хозяин с машиной не очень-то церемонился. Даже двери не открутил, а просто срезал дверные петли болгаркой. Встал вопрос, как восстанавливать автомобиль, если один только комплект дверных петель стоит 45 тысяч, а все запчасти для «Победы» потянут, как минимум, на полтора миллиона рублей. Да тут ещё пожар в гараже, после которого от автомобиля один кузов остался.

Тогда и принял наш герой решение искать машину-донора. «Победа» вскоре нашлась в Челябинске. Хозяином автомобиля оказался студент, у которого не было денег для восстановления оставшейся от деда «Победы». Казиев отправился туда на майские праздники. Колёса у машины сгнили, она стояла днищем на земле, но Вадиму «Победа» понравилась, и он предложил обменять её на свой ВАЗ-2110, на котором ездил шесть лет. Ударили по рукам и подписали договор обмена.

Тут возник вопрос, как везти машину на Север. О том, чтобы добираться своим ходом, не было и речи. Запускать двигатель «Победы», много лет простоявшей в гараже, энтузиаст просто не решился.

Здесь следует отметить, что отправить автомобиль отсюда на «большую землю» намного проще, чем в обратном направлении, поскольку автовозы с Севера идут порожняком. И пока наш герой искал эвакуатор, нашлась ещё одна «Победа» – на этот раз в Магнитогорске. Разговорился Вадим с хозяином, и тот снизил цену с 80 до 40 тысяч. Денег при таком раскладе хватало на всё, так что вернулся с Южного Урала Казиев сразу с двумя автомобилями. Одну из машин он хочет воссоздать в первозданном виде.

Только это легко сказать – восстановить. Любая оригинальная запчасть стоит немалых денег, а некоторые и при желании найти невозможно, они изготавливаются на заказ. Одна лишь восстановленная решётка радиатора потянет на сто тысяч.

Плюс нужно заново хромировать отдельные детали – ручки, бамперы, значки, подфарники. Адаптировать двигатель к современному топливу – АИ-92. Мотор «Победы» рассчитан на бензин марки АИ-66, и если двигатель не адаптировать, то за счёт высокого октанового числа современного топлива сгорят прокладки или клапана. Проще, конечно, поставить на «Победу» современный мотор, но тогда теряется сам смысл восстановления старого автомобиля.

Автопокрышки, к примеру, наш герой ищет по всему интернету. Вадим уверяет, что раньше резина меньше изнашивалась, поскольку каучук был хорошего качества. Даже провода он хочет сделать в тряпичной оплётке – как в оригинале. Только магнитофон планирует поставить современный, так как старые радиоприёмники и магнитолы в хорошем состоянии уже не найти.

Кстати, в Польше до 1969 года выпускался аналог «Победы» под названием «Варшава», детали с которой можно использовать на российском авто. На одной из купленных машин Казиев обнаружил крыло от «Варшавы» (видимо, старый хозяин поставил). Отличаются они подфарниками: у «Победы» он прямоугольный, у «Варшавы» – круглый. В остальном – копия.

Понятное дело, что такое увлечение стоит денег. Сколько он их уже потратил, Вадим просто боится подсчитывать. Финансовым подспорьем стали гранты. Первый грант в размере 50 тысяч рублей (минус 13 процентов подоходного налога) Казиев получил на конкурсе молодёжных социальных проектов в Сургутском районе. Последний грант предусматривает частичное финансирование не только восстановления автомобилей, но и организации автопробега по Сургутскому району ко Дню Победы.

В пробег энтузиаст планирует пригласить нескольких постоянных участников экспедиции «Победа – одна на всех», а также своих юных помощников из числа студентов и школьников. Именно интерес к старым автомобилям, по его мнению, может привить молодёжи любовь к истории.

– Сначала они тянутся к машинам, потом заходят в зал и узнают об автопробеге. Я сам многое узнал и был тронут до слёз, слушая истории ветеранов войны, – рассказывает Вадим о своём опыте участия в пробеге.

И если всё пойдёт как надо, то к следующему 9 мая в пробег пойдут сразу две машины «Победа» из гаража, расположен-
ного в городском поселении Фёдоровском. Как идёт процесс восстановления, Казиев подробно рассказывает в блоге Вконтакте и иллюстрирует работу фотоснимками.

– Вы только про гранты поменьше пишите, – просит меня на прощание энтузиаст. – А то встречаются завистливые люди, мало ли что.

Справка:

ГАЗ-М20 «Победа» является серийной легковой машиной, которую выпускало советское государство. Производством занимался Горьковский автомобильный завод с 1946 по 1958 годы. Модель была одной из дебютных во всём мире машин серийного производства, где был 4-дверный кузов понтонного типа, который не имел отдельных крыльев, подножек и фар. Его выпускали в разных модификациях, куда можно отнести и открытый кузов типа «кабриолет».

Комментарий:

Ирина Кнельц, начальник отдела взаимодействия с общественными и политическими организациями, казачеством администрации Сургутского района:

– 8 августа в администрации Сургутского района состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению проектов патриотического воспитания. Вниманию комиссии были представлены три проекта от трёх общественных организаций: «Творческого объединения работников культуры Сургутского района», региональной общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Орт-Ики», автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр гражданского, военно-патриотического и спортивного-технического воспитания «ЛЕГИОН ЮГРЫ».

С учётом установленных критериев и выставленных конкурсной комиссией баллов первое место занял проект «Мастерская Победы», выдвинутый АНО «ЛЕГИОН ЮГРЫ», который представлял и защищал Вадим Казиев.

Андрей МАРКИН
ФОТО автора
07:30
448