НаСТОящий юбилей. Сколько нужно праправнуков… для счастья

08:00
1.14K
НаСТОящий юбилей. Сколько нужно праправнуков… для счастья

Накануне наша землячка Александра Борисовна Косичкина отметила наСТОящий юбилей – 1 июля 2018 года бабушке исполнилось 100 лет! Труженица тыла свой век прожила в Донецкой области Украины. Последние пять лет – в Сургуте. А до того 11 лет провела в посёлке железнодорожников Ульт-Ягуне Сургутского района, где прочно обосновались Лемешко – семья младшей дочери. И до сих пор там полно родни.

Баба Шура – богатая женщина: у неё трое детей, шесть внуков, девять правнуков и три праправнука. Пять поколений семьи собрались у бабушки в гостях, чтобы поздравить с юбилеем, пожелать здоровья и хорошего настроения. Эмоций было столько, что вечером не могли уснуть. Смотрели футбол. Бабушка уже не видит, но дочери (старшей – Раисе Михайловне – 80, Вере Петровне – 70) азартно комментировали матч, где сборная России играла против испанцев. Ликовали, когда в финале Акинфеев отбил мяч ногой… Шутили, что эта победа в сотый день рождения Александры Борисовны – хороший подарок. Спать легли во втором часу ночи.

100 лет и 1 день

А в понедельник снова принимали гостей. С утра имениннице доставили поздравительные адреса от Президента РФ Владимира Путина и губернатора ХМАО – Югры Натальи Комаровой. Целая стопка открыток уж собралась – поздравления от первых лиц приходят регулярно, к каждому празднику.

Навестить Александру Борисовну собрался актив советов ветеранов Сургута и Сургутского района. Кусочек праздничного торта достался и корреспонденту газеты «Вестник». Редакция подарила имениннице подписку на районную газету, оказалось, давно знакомую и любимую. В общем, всем было приятно!

Спрашиваю, как прошёл праздник?

– По-домашнему: тепло и душевно. Нас человек двадцать собралось – правда, это далеко не все родственники. Кто приехать не смог – звонили. Накрыли большой стол, пили чай с тортом. Дети подготовили красивые поздравления. Матвей, праправнук, стихи читал – артист растёт, в маму, Юлия Тюкалина – артистка Сургутского музыкально-драматического театра. Правнуки Александры Борисовны – близнецы – пели под гитару. – Вера Петровна с лёгкостью вспоминает строки репера Басты:

– Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей и голосами их детей. Нас просто меняют местами, таков закон сансары – круговорот людей…

Баба Шура тоже поёт, частушки, например. И по-русски, и по-украински.

– Чому лампа не горить – керосин з водою. Ухажёр мий не прийшов – чи сидить з другою?

– Дед старенький, на ногах не стоит. Ему кашки сварить – авось позавтракает. Кашку поел, а горшок на голову надел.

– Много знаю писень – и хороших, и плохих. А кому не нравится – не получит никаких!

В свои 100 именинница – в здравом уме и хорошем расположении духа, часто шутит. Она вообще любит жизнь, умеет радоваться малому. Трогательно говорит о любимой правнучке – семилетней Алисе.

– Вера, дочь, меня ведёт, а она сзади поддерживает – последний вагончик в паровозике. Дюже умная, хорошая, жалостливая – придёт, обнимет, целует бережно. Алисочка говорит: «Бабушка, живи!»

Особую связь бабушки и правнучки подмечают все домочадцы. Сейчас девочка отдыхает в Крыму, с родителями. Уезжая, оставила старшим наказ: сберечь бабу Шуру.

Цель – дожить до 100

Александра Борисовна не видит, не ходит, только сидит на кровати – и это чудо, убеждены дочери. Уж и не думали, что дотянут до юбилея, бабушка была при смерти.

– Натерпелись мы этой весной! Началось 18 марта. Бабушка наша с утра проголосовала, а уже в 11:00 скорую вызвали. И пошло-поехало. Давление скачет, кровоизлияние было. Каждый день – бой! Три недели она не ела, лежала. А я всё уговаривала её: мама, дети в отъезде, потерпи ещё, не уходи. Потом Пасху ждали. И так, маленькими шажочками, дошли до 100 лет. Я помню тот радостный день, когда мама села и сказала: «Буду кушать». Мы выбрались из такой ямы – самим не верится! Спасибо огромное бригадам скорой помощи, я не записывала фамилии, но те люди, которые к нам – к троим бабкам приезжали, нас наверняка вспомнят. Какие они молодцы! Знаете, не было обидного и несправедливого отношения с их стороны, мол, вы уже своё отжили. Или: а что вы хотите в таком возрасте?

Много лет род Косичкиных прожил в посёлке Ульт-Ягун. Пять лет назад, после того, как схоронила мужа, Вера Петровна бросила просторную квартиру и перебралась поближе к детям и внукам, в Сургут. И престарелую маму забрала с собою – ухаживать. Опять же в большом городе медицинская помощь доступнее, чем в селе. Там только фельдшер дежурила, правда, хорошая женщина – сердобольная. С такой же теплотой Вера Петровна отзывается о коллективе социальной службы Ульт-Ягуна:

– В посёлке все друг друга знают, каждый на виду. Мама – самая пожилая была, к ней постоянно девчонки приходили: «Ну как ты, тётя Шура?». Она до сих пор их вспоминает. Здесь, в Сургуте, мы словно в вакуум попали. Не нужны ни деньги, ни подарки – всё есть. Но ей важно знать, что она на этом свете ещё кому-то нужна, что о ней помнят. Этим живёт человек. Как было хорошо, когда 70-летие Победы отмечали. У нас двери не закрывались: то из Совета ветеранов пришли, то телеграмму принесли, то школьники-волонтёры порадовали вниманием.

Наша героиня 1918 года рождения. Значит, когда немец ступил на Советскую землю, ей было 23. На руках – трёхлетняя дочь Рая. Родителей схоронила одного за другим. Жила, как все – в нищете и голоде. Ели похлебку из лебеды, в хорошее время – лепёшки из кукурузной муки. Александра Борисовна работала в поле, на железнодорожных путях. Имеет награду как труженик тыла. А в мирное время пошла дояркой в колхоз… Беру её за руки – тёплые. Ладони провалились, как будто высохли мышцы – от многолетних трудов. На пенсию Александра Борисовна Косичкина вышла только в 75 лет.

Дети – педагоги, внуки – артисты

Как ни тяжело было женщине одной растить троих детей, супружеская жизнь не заладилась, удалось-таки младшим дать образование. Вера Лемешко более тридцати лет отработала в Ульт-Ягутской школе учителем русского языка и литературы, затем была заву-чем. Там же преподавала невестка Александры Борисовны – Татьяна Косичкина, жена младшего сына.

Сменилось поколение, и пошли в роду артисты. Первым дорожку проложил Иван Косичкин. Родня сначала опешила. Стали отговаривать – мол, ближе к земле надо быть, поступить, например, в железнодорожный институт. Но молодой человек выбора своего не изменил. А потом уж, когда Ивану Косичкину стали давать роли, он начинал карьеру в Сургутском музыкально-драматическом театре, близкие всегда находили возможность выбраться на премьеру. Вера Петровна показывает фото: она в родной школе рядом с афишей спектакля «Ричард III», где играл племянник. Сегодня Иван Николаевич живёт в Москве, играет в театре, снимается в кино.

Свой театральный роман пишет и Юлия Тюкалова – правнучка Александры Борисовны Косичкиной. Актриса служит в СМДТ.

Живут себе три бабушки…

Хотелось бы закончить на мажорной ноте. Получится ли? Живут себе в Сургуте три бабушки – мама и две дочери. Не жалуются и просят «не писать ничего лишнего». И так всё – слава Богу! А между тем, проблемы есть. И не только со здоровьем. Раиса Михайловна, сколько себя помнит, жила в Донецкой области. Когда родной посёлок начали обстреливать нацвойска Украины, соседние квартиры опустели. В 2014 году пожилая женщина собрала лекарства в сумку и поехала в Россию – к сыну, к сестре. Всё, что нажила, осталось там. И могила мужа, с которым прожили вместе 53 года, теперь без присмотра. До сих пор бабушка живёт здесь, как говорится, «на птичьих правах», годами оформляя документы. Сейчас ждёт вид на жительство. Свои ноги не ходят – приходится младшей сестре беспокоиться, той – «всего» 70! Раиса Тюкалова не получает пенсию. За четыре года – ни одного рубля. Получается, живёт на иждивении родственников. В том числе – мама кормит. А не станет её – что тогда?

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Анастасия ВОЛКОВА ФОТО из архива В. П. Лемешко
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации