Идея – не в цифрах. Один из авторов «Бессмертного полка» – о главных принципах акции

06:00
1231
Идея – не в цифрах. Один из авторов «Бессмертного полка» – о главных принципах акции

За последние несколько лет «Бессмертный полк» стал главным мероприятием празднования Дня Победы. В преддверии 9 мая мы попросили одного из авторов «полка» – журналиста из Томска Сергея Колотовкина рассказать, какие изменения претерпело главное праздничное шествие страны.

– Всего за несколько лет акция стала общероссийской и даже международной. Когда вы придумывали «Бессмертный полк», рассчитывали на такой масштаб?

– Конечно, нет. Если называть вещи своими именами, первоначальный порыв был такой: «Соберём всех своих знакомых и пройдём по улицам города». Но выяснилось, что у нас очень много знакомых в Томске. К тому же мы достаточно публичные люди в городе, с опытом организации больших мероприятий и продвижения. Тему подхватили местные СМИ, и об акции узнали очень многие.

В первый же год, в 2011-м, по разным оценкам в шествии в Томске приняли участие от шести до восьми тысяч человек.

– В нашем Сургутском районе в прошлом году в акции приняли участие более 7 тысяч человек. Число участников растёт с каждым годом…

– В последние годы многие делают ставку на массовость, считают цифры. Это очень плохо. Мы давно от этого отказались. Каждый год нам перед 9 Мая задают вопрос: «Сколько ожидаете?». Мы как координаторы проекта всегда отвечаем, что не знаем, и что это не главное.

Жить цифрами и ориентироваться на них – это неправильно и пагубно. Это противоречит самой идее акции.

Один из главных принципов «Бессмертного полка» – это добровольность. Тогда зачем считать цифры? Одно дело, если властям на местах нужно понять, сколько соберётся людей, что важно для обеспечения безопасности, – это понятно. Но в других случаях подсчёты просто неприемлемы.

Если для кого-то становятся важными цифры, то это будет означать уход от сути истории. Такого просто не должно быть.

– Что делать тем, у кого нет прямых родственников – участников войны, но которые хотят пройти со всеми?

– Мы же говорим не только про участников, а про поколение Великой Отечественной войны. Это не только дедушки. Вся страна работала на солдата. Все мы знаем, каких усилий это стоило женщинам, у которых на руках были дети, и им ещё нужно было кормить фронт. Всё производство на них было. Масштабы всего этого недооцениваются. Нам этот вопрос задали ещё в первый год акции, можно ли портреты тружениц тыла. Конечно, можно! И сегодня, действительно, многие в колоннах несут портреты тружеников тыла.

Мы запустили об этом даже ролик, который назвали «Любовью победив войну». Мы ничего нового не сделали. Просто таким образом хотим привлечь внимание к этим бабушкам. То же самое с детьми войны.

– Вы неоднократно говорили, что те, кто по каким-либо причинам не может принять участие в шествии, может дома поставить карточку на видное место и рассказать о родственнике своим близким. А если в соцсетях опубликовать фото и сопроводить информацией и нужными хештэгами, это будет считаться участием в акции?

– А зачем? Я предложил бы другой вариант. У нас есть очень важная составляющая «Бессмертного полка». Это сайт проекта: moypolk.ru. Он развивается как народная летопись. 90 процентов всех историй там оставили люди, десять процентов записей оставляют музейные работники. Каждый человек пишет о том, что он знает.

Нужно на этом сайте разместить информацию о своём родственнике и сделать репост в своих социальных сетях. Тогда это будет классно! Но не забывайте самого главного: участие в любом случае должно быть добровольным.

Беседовал Азат ГУБАЙДУЛЛИН Фото из архива героя
Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: