Валентин Солохин: «Мосты – моя жизнь!»
Валентин Фёдорович Солохин – живая легенда, он всю жизнь строил мосты. И как строил! Его мосты не только надёжные, но и красивые. И эту красоту ему приходилось отстаивать, доказывать, что она необходима даже в глубокой Сибири.
«МНЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО»
– Валентин Фёдорович, сколько построено вами мостов?
– Если все сосчитать, начиная от самых маленьких, получается 5 тысяч 430 мостов. Бывают маленькие – до 20 метров, средние – до 50 метров, большие – до 600 метров, а свыше этой цифры уже внеклассные. Мне очень повезло в том, что довелось построить 23 внеклассных моста. Это невероятная удача в жизни! Некоторые мои однокашники ни одного такого моста не видели даже, а вот мне везло.
– Какой мост вам дороже других и почему?
– Это мост через Иртыш в Тобольске. Во-первых, Иртыш сам звучит, это мощная река. Во-вторых, мост был уникальный. При его строительстве мы применили новейшие достижения, новейшие материалы. Например, раньше, когда я начинал, были заклёпки – пулемётные дрели по всему мосту раздавались, несколько бригад клепальщиков создавали невероятный шум, и люди страдали от этого, глохли. А здесь мы внедрили высокопрочные болты, которые требуют внимательного отношения, они должны быть правильно закручены. Но главное, всё делалось бесшумно. Мы первые в стране весь мост через Иртыш строили на высокопрочных болтах, а также из специализированной стали монтировали изящные пролёты.
И сроки невероятно короткие: в 2,5 года уложились. Мы стали лауреатами премии Совета Министров за этот мост. А самое главное, что там не было ни одного несчастного случая. Это особо дорого. Есть нелюбимые мосты, которые я просто ненавижу. Вот мост через Аган, два человека похоронили мы там. Я не люблю этот мост. А вот Иртыш навсегда остался у меня в душе.
– А что вы можете сказать про сургутский вантовый мост через Обь?
– Вантовый мост через Обь особенный, к нему я подбирался много лет. Сначала я собирался мост через Иртыш в Тобольске построить вантовый, но натолкнулся на колоссальное сопротивление и министерства нашего, и обкома партии. Мне сказали, чтобы попроще и побыстрее строил обычный мост, не надо им этих красот! В министерстве говорили, что у них и в Москве таких красавцев-мостов нет, а Солохин хочет в глухой Сибири построить. Вот тогда и пришлось смириться.
Как охотник-сибиряк я 20 лет сидел в засаде на берегу и ждал, когда наконец-то все созреют для вантового моста, и был уверен, что построю его через Обь. Я прорывался к нему дважды близко-близко. Дело пошло только после вмешательства губернатора Александра Васильевича Филипенко, который дал распоряжение о начале строительства этого моста за счёт средств окружного бюджета и генеральным подрядчиком назначил Мостострой-11. Это был 1995 год. Я подпрыгнул от радости.
После этого всё пошло быстрыми темпами – и финансирование, и проектирование, и строительство. Мне этот мост обошёлся всего в 84 миллиона фунтов стерлингов. Хотя мы видели мосты в капстранах намного дороже. Боже мой, какие там вспомогательные сооружения! Какие подготовительные работы! А у нас этого ничего не было. В то время французы были впереди планеты всей по строительству вантовых мостов, я видел, как строили большущий мост, 866 метров пролёт, через Сену.
И надо сказать, когда проходил колоссальный осмотр, среди 20 мостов наш мост через Обь занял третье место, через Иртыш – второе, а первое место – мост в Муроме, по конъюнктурным соображениям, он неплохой, но и в подмётки не годится нашим мостам. Мы не расстроились сильно. Даже третьего места добиться в нашей огромной стране очень почётно.
– Валентин Фёдорович, хотелось бы узнать, что вы думаете о строительстве нового моста через Обь, ваше отношение к этому проекту?
– Моё отношение очень нехорошее, вредное. Потому что этот мост давно должен быть. Мосту, который мы построили, в сентябре этого года 18 лет будет. Он строился всего на пять тысяч машин в сутки, сейчас по нему проходит 22–23 тысячи машин. Мост страшно перегружен. Когда меняли асфальт, какие там огромные были пробки. Конечно, служба хорошая на мосту организована. Но есть такой термин, как усталость металла. Когда его без конца перегружают, он устаёт. И это сильно приближает его износ. Поэтому ещё семь лет назад, когда Филипенко был губернатором, мы переговоры вели о новом мосте через Обь. Но всё как-то откладывалось, переносилось, да так и не состоялось, хотя губернатор решительно настроен был. И вот теперь, наконец, появилась информация о том, что будут строить. Но мост мне неинтересен совершенно. Он примитивен очень. Поэтому я не горю особым желанием. Просто он мне нужен для того, чтобы спасти свой мост.
НЕ ЩАДИЛ СЕБЯ
– Валентин Фёдорович, вы судьбу своих мостов прослеживаете? Ни один из них не рухнул?
– Вопрос задали прямо в точку. Действительно, я очень сильно переживал в течение долгого времени за один из мостов, на котором не всё было соблюдено. Но вот проходит 20 лет – стоит! 30 лет – стоит! Ну, думаю, ёлки- зелёные, теперь уже не упадёт (смеётся). И успокоился. И, слава Богу, тьфу-тьфу, ни один нигде, не в пример европейским, американским и китайским мостам, из наших мостов ни один не упал, ни один не подвёл, не оставил чёрного пятна в биографии. Все мосты стоят!
– Как вы считаете, в чём причина такого успеха? Почему у вас так здорово получается строить мосты?
– Дело в том, что я не щадил себя никогда. Потому что мосты – дело серьёзное. И в советское время нет-нет, да и случались аварии. И даже главный инженер, у которого я работал вначале прорабом, сидел пять лет в тюрьме за то, что опору моста через реку в Павлодаре сделал на метр в стороне. И я тоже очень боялся допустить подобную ошибку. Старался, чтобы и служба работала хорошо геодезическая, и, когда сам был мастером, прорабом, проверял по десять раз, чтобы не допустить такого ляпсуса. И, слава Богу, всё обошлось.
НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО
– А вот интересно, почему вы стали мостовиком?
– Не собирался заниматься строительством мостов. Я только в лётчики хотел идти. Но когда нас начали проверять на комиссии в 10-м классе, оказалось, что я никуда не годен. Два дня ходил по степи, плакал, всё – мечта, которая была лет с восьми, рухнула. Решил тогда, буду строить самолёты. И подал заявление в Казанский авиастроительный.
И вдруг в феврале два выпускника нашей школы рассказали нам про Новосибирский институт военных инженеров транспорта, где они учились, о том, какие там условия замечательные, и преподаватели все, сосланные за космополитизм, – элита всего инженерного сословия была там сосредоточена. И я пошёл туда. Жили, как у Христа за пазухой, одевали нас с ног до головы, платили стипендию, я даже мог маме отправлять подарки.
– Не жалеете, что судьба так распорядилась?
– На удивление, нет. Мосты меня так захватили! Я на одной из практик был на большом Новосибирском мосту, вторую практику преддипломную проходил в Ульяновске. В 1915 году, при царе ещё, был построен огромный мост через Волгу в Ульяновске. На том мосту я настолько увлёкся работой, что меня исключили из института. Приехал с хорошим отчётом, восстановили, конечно, быстро.
Нас хорошо в институте учили, хорошие практики были. И когда я пришёл на производство, всё мог решить и сделать. И пошли у меня дела в гору.
Помотало меня туда-сюда крепко. Я ни от чего не отказывался, мне было интересно. Люди спрашивали: неужели, мост через реку построите?! Я отвечал: построю. Это сильно захватывает. Романтика у нас преобладала всегда. И сейчас работники нашего Мостостроя на Керченском мосту работают лучше всех! Мы обогнали всех, кто ещё параллельно работает на этом мосту. Настолько коллектив мощный, лучший в стране. И это приятно.
И ЖИЗНЬ, И ЛЮБОВЬ, И ВДОХНОВЕНЬЕ
– Валентин Фёдорович, а вот если сказать от сердца, что для вас мосты?
– Мосты – это действительно и моя жизнь, и любовь, и вдохновенье. И всё я черпал, конечно, в этой замечательной профессии. Прокурор как-то спрашивает меня: вы девять месяцев зарплату не платите, почему ваши люди не жалуются? Я говорю: наши люди не жалуются. Вы что, не знаете мостовиков?.. Это особый народ. И с ними приятно работать.
Валя, жена, она тоже с самого первого дня на мостах была, всегда поражалась: ну что за люди нас окружают! Это удивительные люди. Такие, которые помогут всегда. У нас было великое мостовое братство.
– Какими же качествами должен обладать строитель мостов?
– В этом человеке должны совмещаться колоссальная ответственность и порядочность. И… немножко должно быть романтики. Я за тех людей, которые хотели на мостах работать не только из-за денег, особенно на монтаже, это же такая профессия, которая затягивает потом. Был случай на Обском мосту, закончили пилоны, смонтировали, и вот ребята взяли две бутылки, трое на 160-метровую высоту залезли, выпили от радости и кричат: ура! Начальник уволил их, было, всех. Я говорю: «Как тебе не стыдно, солдафон несчастный! Это ж такой порыв! Восстановить немедленно!». Восстановили. Такая была радость.
КОГДА НАДЁЖНЫЕ ТЫЛЫ
– Валентин Фёдорович, а с женой вы прямо на этой почве – любви к мостам – и познакомились?
– Нет, я работал в Новокузнецке, там мостопоезд наш был. Мне 26-й год пошёл, до этого меня никто не опутал из девочек. Думаю, пора, наверное, жениться. Стал присматриваться. И вот на юбилейном пленуме комсомола (40 лет отмечали) в перерыве танцы организовали. Смотрю, девочка стоит возле столба, такая вся… меня молния по мозгам сразу стукнула. Я подошёл, пригласил её. Потанцевали. Договорились о встрече. Дружили, в целом, полгода. И 29 сентября 1959 года мы расписались. Она видела, что профессия мостовика сложная, но не побоялась.
Она по профессии педагог. Когда нас начали перебрасывать туда-сюда, решила переквалифицироваться. Поехала в Омский техникум, окончила его, и стала мостовиком. И потом дальше училась ещё по профессии. Я благодарен ей безмерно за то, что она настоящая сибирячка без всяких капризов. Всегда поддерживала меня.
Вызывают меня как-то в трест и говорят: в Ачинск поедешь. Я прихожу домой, не знаю, как начать. А нам уже дали капитальное жильё. Я говорю: «Валя, вот приказ такой – ехать». Она: «Ну что ж, приказ есть приказ». А мне главное было выдернуть её из тёплой квартиры, иначе, думаю, Солохин, ничего в жизни ты не построишь. И вдруг я легко её выдернул, повёз в этот Ачинск. Боже мой! Там неустроенность жуткая, дрова руби, воду таскай, холодина. В Ачинске климат-то ещё тот. И там жили. Детишки у нас рождались, одна за другой дочки. Валя терпеливо выдержала всё.
Так же и в Тобольске было, оттуда приказали мостопоезд перебросить в район Сургута, на Юганскую Обь. Тут уж я думаю, пора остановиться. Жене говорю: «Хватит, потерзал я тебя 10 лет, теперь ты можешь отказаться от этой поездки на Север, поедем в Новосибирск», – меня туда приглашали. А она вдруг говорит: «Солохин, у тебя совесть есть?». Я ошалел, при чём здесь совесть, говорю. «Ты людям обещал и школу, и детский сад на Юганской Оби построить! Ты столько всех агитировал, говорил, как это важно, а сам сматываешься?..» Я сказал: «Валя, спасибо тебе!». И мы бросили всё и приехали сюда, на Юганскую Обь. Это было в 1970 году, и вот мы здесь до сих пор.
– Хотелось бы узнать: дети пошли по вашим стопам? Чем они занимаются?
– Двое стали мостовичками: Ирина и Елена, а младшая Наташа – педагог. Ирина работала в Серпухове в мостоотряде. Её посадили в техотдел, а она через полгода пошла к начальнику и попросилась на производство, работала мастером-прорабом, выше не захотела, хотя её тянули. Ни одного брака в работе не допустила, сейчас она уже на пенсии. А вторая бросила это дело, переметнулась в железнодорожный. А вот внуки, их у меня пятеро, из них четыре парнишки, и ни один в мостовики не пошёл. Один окончил МГУ, другой поступил в МГИМО, в этом году станет бакалавром. А двое малышей, по 6 лет исполнилось им, хорошие мальчики, что они выберут, не знаю. Посмотрим, может, удастся ещё из них мостовиков сделать.
ЖИЛА БЫ СТРАНА РОДНАЯ
– Валентин Фёдорович, а что помимо мостов? Есть ли у вас хобби? Чем любите заниматься?
– Дачу люблю. Сейчас стараюсь Путину помочь с импортозамещением. Картошку, помидоры, огурцы – всё, что положено, выращиваю. Прежде увлекался охотой. У меня очень хорошая библиотека. У меня много исторической литературы – Ключевский, Соловьёв… Но, больше всего люблю нашу классику. Могу долго читать стихи наизусть, не заглядывая никуда. Пушкин, потом Лермонтов, Некрасов, Твардовский… Я вот лежу в больнице и про себя начинаю:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…
И пошло дальше. И время проходит. Поэзия мне здорово помогает.
– Вы удостоены звания почётного гражданина Сургутского района. Почему именно района, а не города, скажем?
– Звание действительно почётное. Знаете, я всё время был с районом, хотя город и ревностно к этому относился. В районе руководители хорошо нас встретили, когда мы приехали на Юганскую Обь. Всегда помогали, навстречу шли. И мы району много помогали. Вот, например, построили детские сады в Сытомино, на Высоком Мысу, в Угуте, Храм возвели в посёлке Барсово. Словом, с районом у меня тесная связь была. Сургутский район – это моя малая колыбель.
– Валентин Фёдорович, в этом году вам исполняется 85 лет, как собираетесь отмечать юбилей?
– Совершенно не собираюсь. 80 лет отметили хорошо, а сейчас я наотрез отказался. Всем сказал, что удеру куда-нибудь на полгода. И что это за юбилей?! Вот 100 лет будет, тогда другое дело. Тогда поговорим!
СПРАВКА
Валентин Фёдорович Солохин родился 29 августа 1933 года в Казахстане. В разные годы Солохин возглавлял мостопоезд в Новокузнецке, мостоотряд в Тобольске, трест в Сургуте. В 1967–1976 гг. – начальник мостоотряда № 15 (г. Тобольск, затем Сургутский район: 6 лет базировались на Юганской Оби); в 1976–1993 гг. – управляющий трестом «Мостострой-11» (г. Сургут); с 1993 г. – генеральный директор АО «Мостострой-11». В июле 2005 года ушёл на заслуженный отдых. В. Ф. Солохин – автор девяти научных статей, соавтор книги о строительстве. Имеет много наград и званий. Лауреат Государственных премий СССР и Совета Министров СССР, действительный член Академии транспорта, почётный транспортный строитель, дважды почётный железнодорожник, заслуженный строитель РФ, почётный строитель России. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почёта, премией имени Минина и Пожарского, орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, знаком «За заслуги перед округом». Почётный гражданин ХМАО – Югры, города Сургута и Сургутского района. Именем В. Ф. Солохина названа малая планета и аудитория в вузе, который он окончил.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации