Бизнес и его защитник: встреча лицом к лицу

18:00
1.48K
Бизнес и его защитник: встреча лицом к лицу

21 февраля в Сургутском районе работал уполномоченный по защите прав предпринимателей ХМАО Николай Евлахов.

На встречу в Лянторе омбудсмен пригласил бизнесменов, представителей власти, контрольно-надзорных органов и общественников. Словом, всех тех, кто ведёт и сопровождает предпринимательскую деятельность.

Его миссия – отстаивать интересы малого и среднего бизнеса Югры. Омбудсмен изучает, с какими сложностями в работе сталкиваются предприниматели. Если понимает, что частные случаи складываются в одну общую проблему, ставит её перед региональными властями либо переадресует на федеральный уровень.

Чтобы увидеть, чем живут и как работают местные субъекты малого и среднего бизнеса, Николай Евлахов встретился с предпринимателями Сургутского района на территории Лянтора. Большинство из них открыли своё дело совсем недавно, кто 1–2 года назад, а кто и того меньше. Имея поддержку комитета экономического развития администрации Сургутского района в виде грантов и субсидий, о проблемах они говорят пока мало. А вот предприниматели-старожилы района более словоохотливы.

Малый бизнес – это, в принципе, небольшой оборот денежных средств, поэтому любые траты должны быть взвешены. На встрече с бизнес-омбудсменом прозвучало обращение предпринимателей по поводу лишних, на их взгляд, расходов на присвоение нового кода Общероссийского классификатора вида экономической деятельности.

Иметь ОКВЭД для любой фирмы или для предпринимателя обязательно. По нему государство получает представление о бизнесе – транспорт ли это, сфера развлечений, медицинские услуги, общепит и так далее. В 2018 году в силу вступил новый классификатор видов деятельности (ОКВЭД).

Поменять виды деятельности в уставе может либо само предприятие или предприниматель, заполнив необходимую форму по государственной регистрации, предусмотренную законодательством, либо в платном порядке это сделает для бизнеса фирма, которая оказывает юридические услуги. Причём стоимость у всех фирм разнится. А ещё нужно заплатить и нотариусу, чтобы он заверил уставные документы перед тем, как передать информацию в налоговую.

– За 4 тысячи рублей фирма мне выдала 4 или 5 бумажек – пустые листы и вверху просто напечатан ОКВЭД, – рассказывает общественный представитель по защите прав предпринимателей от Сургутского района и она же бизнес-леди Оксана Третьякова. Чтобы обойти нотариальные заверения, мы решили использовать специальное программное обеспечение, есть такое. Наняли программиста, все оформили и отправили в налоговую инспекцию. А сегодня еду сюда к вам на встречу – и мне звонок из налоговой инспекции. Говорят, что мы у вас не можем принять документы?! Их нужно нотариально заверить и лично принести. Так мне дешевле открыть новую фирму, чем внести изменения в устав по изменению ОКВЭДов.

Конечно, в этом случае речь идёт об изменении федерального законодательства. С одной стороны, по силам ли переписывать законы, принятые «наверху», региональному бизнес-омбудсмену? Но в этом Евлахов и видит свою задачу, чтобы всеми возможными способами менять ситуацию, если она системная. Говорит, что, в случае чего, есть возможность заручиться поддержкой коллег: уполномоченные по защите прав предпринимателей есть в каждом из других 84 субъектов страны.

Тем не менее, некоторые предприниматели уже ощутили участие бизнес-омбудсмена в их жизни. Одна из них – Марина Демидова из Белого Яра. Индивидуальный предприниматель занимается сбором и переработкой дикоросов. После переоценки кадастровой стоимости земли её участок подорожал в десятки раз.

Ранее оценивался немногим больше 1 миллиона, а стал 68 миллионов рублей. Два процента от этой суммы, что нужно заплатить в пользу государства, для неё равнозначны разорению. Марина Ивановна обратилась к защитнику прав предпринимателей и получила на удивление оперативную помощь.

– Были разосланы запросы в Росреестр, затем было рекомендовано сделать оценку,
рассказывает Марина Демидова. – Потом мы обратились в комиссию, и в данный момент наш вопрос решается, чтобы признать, что произошла кадастровая ошибка. Соответственно, сумма уменьшится.

Николай Евлахов, в свою очередь, ждёт ответной активности от бизнес-сообщества. Признаётся, что часто на встречах предприниматели жарко рассказывают обо всех тяготах работы. Но когда их просят продублировать устное обращение письмом, дабы сформулировать – вот оно препятствие, так и так обстоят дела, – обещают, но слово держат не всегда. Напрашивается вопрос: так, может, и нет серьёзных проблем у нашего предпринимательства, если они не хотят бороться за свои права?!

– Есть сложности у предпринимателей, на самом деле есть,
уверен Николай Евлахов. – Но где-то времени не хватает, кто-то инфантильно относится, другие проявляют правовой нигилизм. Тем не менее, нам нужен результат. Потому и встречи такие проводим. Сегодня не пообщаешься, не выяснишь чаяния предпринимателей, завтра эта проблема перейдёт в разряд критичной для всех заинтересованных сторон.

Комментарий

Татьяна ВОЛКОВА, ведущий специалист отдела развития предпринимательства комитета экономического развития Сургутского района:

– Предпринимательская деятельность – это деятельность, всегда связанная с риском. Крупный бизнес может позволить себе содержать штат, в котором есть и юристы, и экономисты, и бухгалтера. Малый бизнес, как правило, ограничен в средствах и пытается самостоятельно осуществить все функции чуть ли не в одном лице. В связи с этим, как озвучивают наши предприниматели, – обращение к уполномоченному по защите прав предпринимателей является действенной поддержкой для бизнеса.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Анастасия ТАРАСОВА ФОТО автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации