Галина Колмыкова: «Я, наверное, счастливая…»

10:00
1.85K
Галина Колмыкова: «Я, наверное, счастливая…»

История поселения тесно связана с биографией каждого человека, жившего, живущего и который будет жить на этом участке земли. Посёлки, сёла, города… Их славу создают люди. Добрую славу обрёл и посёлок Высокий Мыс, с лёгкой руки главы поселения (с 1993 по 2012 год) Елены Хусейновны Бжецовой почитаемый «территорией добра».

Территорией добра Елена Хусейновна считала эти места из-за людей, здесь живущих: «Корнями нашего «территориального генеалогического древа» являются бывшие спецпереселенцы – люди высоконравственные, трудолюбивые и энергичные в делах, прямые в общении, скромные и непритязательные в быту, благодарные трудной доле. Я их называю «наша совесть». Прожив многострадальную жизнь, старожилы не утратили самого ценного – душевной доброты».

СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Дочь спецпереселенцев СтафеевыхГалина Михайловна Колмыкова практически всю жизнь прожила в Высоком Мысу. Она родилась уже здесь, на Севере, и о судьбах спецпереселенцев может судить только по рассказам родителей. Из воспоминаний живых свидетелей тех событий мы многое знаем о том, за что ссылались в необжитые северные места так называемые «кулаки». О Стафееве известно, что в 1930-е годы его раскулачили и выслали из Свердловской области вместе с семьёй за то, что он отказался участвовать в комиссии по раскулачиванию.

Родители жили в деревне Горбунова Талицкого района, у них был крестовый дом, посевы на 8 га, – рассказывает Галина Михайловна. – Они держали скотину, а ещё отец занимался торговлей. Во время посевной он нанимал работников, с которыми рассчитывался в конце каждого дня. Вот и записали его в «кулаки» и выслали на Север.

Сначала Стафеевы жили в Озёрном. Приехали вместе с другими спецпереселенцами на голое место, стали обустраиваться. Благо леса вокруг богатые. Вначале землянки строили на скорую руку, потом дома поставили.

В 1950 году, когда произошло соединение колхозов двух посёлков, Стафеевы переехали в Высокий Мыс. Галине в ту пору было 4 года.

НА ВЫСОКОМ МЫСУ

Посёлок построен в 1930–1931 годы на высоком берегу Оби, отчего и получил своё название. Место оказалось не совсем удачным. Каждую весну берег подмывает вода, поэтому почти все постройки уже дважды приходилось переносить вглубь посёлка, и разрушение берега продолжается до сих пор. Этот посёлок также образовали спецпереселенцы, они поставили здесь дома, выкорчевали вручную леса под поля, завели скот, построили клуб и школу.

Когда Стафеевых привезли сюда, им сразу дали жильё. Дом стоял на берегу, позже, из-за наступления реки, им пришлось перекатывать его подальше от берега, сами в это лето жили в клубе. МихаилМаксимович был, как говорится, на все руки мастер, работал в колхозе и полеводом, и животноводом. Жена, АннаВасильевна, тоже трудилась в колхозе. Завели они и своё хозяйство, для начала купили корову и лошадь.

Мои воспоминания начинаются лет с 12, – говорит Галина Михайловна. – Помню, здесь комендатура была, вечерами мы все ходили туда отмечаться. И ни родители, ни мы, дети, никуда не могли выехать из посёлка. А семья у нас многодетная, восемь ребятишек – шесть мальчиков и две девочки. Старший брат был с 30-го года, он работал: лес валил, жил в Каркатеево. Все мои братья в армии служили.

ЖИЛИ ДРУЖНО

Я, наверное, счастливая, – признаётся Галина Михайловна. – Хотя и семья большая была, и одежды тогда было мало, и мама всё время работала... Вот вечером она стирает и тут же, бывает, уснёт, так уставала. Утром проснётся, бельё развесит… Пускай нам чего-то и не хватало, но мы жили дружно. И хоромы небольшие, две комнатки да коридор, а мы все размещались. В большой комнате родители спали на кровати, старшие – н

а полатях, а мы тут же, на полу. Маленькую комнатку занимала чужая женщина, старенькая Анна Матвеевна, она у нас жила.

Как-то все вместе уживались… Родители у нас вообще хорошие были, – продолжает моя собеседница. – В памяти часто всплывает картина домашних вечеров, когда я ещё в младших классах училась, как мы сидим все за одним столом. Кто пишет, кто читает, а кто играет – даже в карты, бывало, играли. Не было такого, чтобы ругались. И родители не ругались, зато спрашивали строго. Сильно нас не наказывали, мы, наверное, сами себя наказывали. Как вон брат вспоминает: наябедничает кто, а потом – дома всё нормально, а на улицу вышел – от каждого получил и забыл. Так друг друга и воспитывали.

Пришёл на память женщине ещё один весьма показательный случай. Маленькая Галя каталась на карусели, девочка так сильно раскрутила её и отпустила, что полетела – прямо на тын. Всю спину содрала, приходит домой, ревёт, матери показывает, а та говорит: «Ну, пуще надо, лезешь куда не попадя». Сейчас родители, ещё не упадёт ребёнок, уже охают над ним.

Печь топили дровами, а их достаточно заготавливали, и всегда у них было тепло и уютно. Восемь ребятишек, а никого и не видно. Потому что такое правило было заведено: если кто пришёл, чтоб вели себя тише воды, ниже травы. И всё. Кто на полатях, кто на печке сидит: тишь да благодать.

КРЕПКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Когда Галина окончила 8 классов, отец увёз её в Ханты-Мансийск, в педучилище, после которого она по направлению отправилась в Берёзово, где работала 8 лет, а в 1974 году, когда отца не стало, вернулась в Высокий Мыс.

Родной посёлок за время её отсутствия сильно преобразился. С 1977 по 1993 годы председателем сельского Совета был Александр Николаевич Карпович, агроном по специальности, энергичный и рачительный хозяин. При нём, по свидетельству Галины Михайловны, хорошо развивался спорт, в то время сами взрослые, наравне с детьми, много занимались и выезжали на соревнования по волейболу и лыжам в Сытомино, в Лямину, в Лянтор. Ему на смену пришла Елена Хусейновна Бжецова, которая претворила в жизнь мечты Карповича: была отремонтирована высоковольтная линия электропередачи, проложена бетонная дорога, отреставрирована церковь Святого Пантелеймона.

Все старожилы Высокого Мыса и Тундрино прекрасно помнят времена, когда совхоз Тундринский был крепким многоотраслевым хозяйством. Занимались здесь и животноводством, и полеводством. Стадо крупного рогатого скота доходило до двух тысяч голов, росли травы на силос, каждую осень снимали обильные урожаи картофеля, на полях колосились овёс, ячмень и рожь, прекрасно вызревала пшеница. Постепенно всё сошло на нет. Даже сибирскую кормилицу – картошку – сажали только до 1991 года.

Каких только реформ деревня не пережила: взлёт, упадок, соединение, разъединение, приватизация, но выкарабкалась.

ЗДЕСЬ И СУДЬБУ СВОЮ НАШЛА

Когда Галина вернулась, сначала устроилась работать в детский садик. Здесь она и судьбу свою встретила. Нечем было топить детсад, а Владимир привёз им брёвна. Тут и познакомились. Вскоре поженились. И до сих пор они вместе. Все годы живут в мире и согласии. Галина Михайловна 34 года проработала учителем начальных классов. В 2000 году вышла на заслуженный отдых.Владимир Яковлевич Колмыков всю жизнь в совхозе трудился трактористом, с 2008 года тоже на пенсии.

Супруги Колмыковы вырастили двоих детей. Дочь Ирина живёт в Сургуте, она ведущий инженер в плановом отделе ОАО «Сургутнефтегаз», сын Михаил – в Лянторе – киповец в этой же компании. У Колмыковых три внучки, один внук и один правнук! Галина Михайловна очень ценит своего мужа.

Он у меня честный¸ спокойный, работящий, здоровье есть, на рыбалку ездит. У нас огород, 12 соток, так что летом хватает работы, – рассказывает она. – И меня любит. А во внуках вообще души не чает! И я его тоже люблю. Живём душа в душу. Мы здесь выросли. Место чудесное и народ неплохой. Когда надо, все объединяются.

ДОБРАЯ СЛАВА

Стафеевых старших в Высоком Мысу до сих пор вспоминают добрым словом. Гостеприимные, душевные, щедрые, трудолюбивые – все эти качества переняли дети. Так отзываются о них высокомысовцы, особенно почитающие семьи дочерей спецпереселенцев – Галины Михайловны Колмыковой и Тамары Михайловны Возмиловой, которые живут в этом посёлке.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Галина ВЕЧ ФОТО из архива МКУК «Высокомысовский ЦДиТ»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации