«Дослар Юрды» (Дружный дом) Амраха Юсифова

14:30
1.84K
«Дослар Юрды» (Дружный дом) Амраха Юсифова

Уполномоченный представитель азербайджанского национально-культурного центра «Дослар юрды» (Дружный дом) Амрах Юсифов своей второй родиной считает посёлок Фёдоровский. Здесь прожил уже почти 40 лет. А в далёком 1980-м и представить не мог, что на Севере пустит корни не только он, но и его дети. В преддверии десятилетия «Дослар Юрды» он поделился своими рецептами мирного сосуществования народов Югры.

– Амрах Нуралиевич, вы так хорошо говорите на русском, а с земляками на родном, азербайджанском, общаетесь?

– По национальности я вообще талыш. Дома мы разговариваем в основном на русском и на талышском языках. Меня спрашивали, почему не создаю талышское общество, ведь здесь есть ещё талыши. Но я не хочу делить азербайджанцев, мы все братья, и я люблю и почитаю свою родину! У меня много знакомых выходцев из Азербайджана, они других национальностей, но они тоже себя считают одним народом. Так что много нас здесь, земляков. А вот к туркам, кстати, я себя не отношу.

– А как вы оказались на Севере? Так же, как многие ваши сверстники, романтика плюс распределение?

– Да, приехал по направлению на всесоюзные великие стройки. Учился сначала на педагогическом в Баку, потом пошёл в армию, а уже как вернулся, можно было восстанавливаться только через полгода… Ждать не стал, нужно было работать. Это потом уже, через много лет, я получил два высших образования, дослужился до полковника, а в 1980-м Тюменский областной комитет направил нас, молодых ребят из Баку, в Сургут по распределению с передвижной механизированной монтажной колонной. 1 августа мы оказались здесь, а 7-го уже вышли на работу.

Город строился, на моих глазах вырос посёлок Фёдоровский! Но, стройка-стройкой, а толковых ребят не хватало в милиции, в пожарной охране. Так, спустя год, по комсомольской линии предложили пойти в отряд военизированной пожарной охраны. Там в первую очередь охраняли месторождения. Как раз и на Фёдоровке появилась пожарная часть, там я и закрепился. А через год дали направление на обучение в Черкассы, в пожарно-техническое училище МВД СССР (ныне Академия пожарной безопасности им. героев Чернобыля МЧС Украины).

– И после училища снова в Сургутский район, а почему не на родину?

– Почему-то мне хотелось вернуться именно в Фёдоровский. На родину только в отпуск летал –
раз в год. Женился в 1985 году в Азербайджане и привёз жену сюда. Как восточная женщина она, конечно, поехала за мужем. Здесь же родились и выросли трое наших детей.

ПОГОВОРКИ О ГОСТЕПРИИМСТВЕ: 

Дом без гостей, как мельница без воды

Qonaqsız ev susuz dəyirman kimidir

* * *

Гость – свет дома.

Qonaq evin nurudur


– Ваши дети и сейчас живут здесь, у них уже есть свои семьи?

– Да, они уже взрослые. Все получили высшее образование в Сургуте, сыновья уже женились. Старший сын Юсиф, наверное, вы его знаете, капитан команды КВН «Борцы». Там, в команде, он и познакомился с будущей женой Татьяной, она, кстати, по национальности русская, вот такая у нас интернациональная семья получилась.

– Помню, команда КВН участвовала в марафоне сбора средств больному ребенку. И даже пробивалась на общероссийский уровень. А чувство юмора у Юсифа от вас?

– Наверное, да. Я человек лёгкий на подъём, как вы заметили. Поэтому меня так часто куда-то привлекают поучаствовать, организовать какие-то мероприятия не только по линии НКО, но и общерайонные. Помню, когда повесили мой портрет на местную Доску почёта, пара ребят (это я так называю земляков) даже обиделись, что они в Сургутском районе дольше живут и работают, я, получается, почётнее. Пришлось за меня заступаться нашей администрации, объяснять, что есть ещё такая внерабочая деятельность, которую тянуть на себе очень сложно.

Это ведь трудно понять тем, кто с работы сразу идёт домой и ничем больше не озадачен. Я иногда думаю, что всё, надо отдохнуть: праздник будет, поеду на выходных, шашлык пожарю… Но тут звонят: «Амрах Нуралиевич, надо приехать, надо встретить, надо поучаствовать». И я не могу отказать. Но в то же время общение, новые знакомства, единомышленники – это и удовольствие для меня. Можно сказать, что активная гражданская позиция у меня с детства.

– Дети никогда не хотели уехать, например, в столицу?

– Иногда такой вопрос поднимается. Но сургутская земля теперь – это их родина. Лично я своим детям всегда даю право выбора.

– А если этот путь будет не самый лёгкий?

– Мне предлагали ехать дальше Сургута, обживать новые территории, но когда-то мой отец сказал: «Не беги за хлебом в неизвестность. Если ты здесь нужен, хлеб сам к тебе придёт». И он мне не препятствовал, когда я уехал в Сургут. Если завтра сын скажет, хочу двигаться куда-то, например, в Москву, то я поддержу. Если дочь сейчас решит выйти замуж и уехать из Сургута к мужу, так должно быть.

Буквально недавно Юсиф с командой поехали выступать в Донецкую республику (ДНР). Конечно, было волнение. Но сын сказал: «Главное маме не говори!» Мамино спокойствие важнее.

– А вы сами планируете вернуться на землю предков?

– Все северяне перед пенсией думают об этом. Я задумывался и о том, смог бы я там работать или нет. Дело в том, что я своё трудовое воспитание получал здесь, в России, на Севере, я привык много работать, получать за это заработанные честным трудом деньги. Там всё немного иначе: должны быть связи, родственники, нужно знать, кому заплатить. Как там всё сложится – неизвестно. А вот отдыхать на берегу моря с внуками – конечно, прекрасно. Мне сноха как-то сказала: «Я всё детство к бабушке в Краснодар ездила, а куда мои дети ездить будут?!»

– Амрах Нуралиевич, а ваши ребята в школьные годы имели дело с конфликтами из разряда «понаехали»?

– Они же спортсмены у меня! Да и друзей всегда много было у них, самых разных! Разве что у дочери старшей как-то был эпизод небольшой, кажется, еще в младших классах: кто-то там назвал её «чернушка». Но я тогда сказал ей так: «Спроси эту девочку, знает ли она, что у Иисуса были кожа и волосы намного чернее!» Я не помню подробностей, но после этого разговора они стали даже дружить. А сейчас дочь у нас врач, терапевт в хирургическом отделении. Такая профессия, которая, пожалуй, обязывает быть терпимым, толерантным.

– Существует некий стереотип: если кавказец, значит, обманет, обругает. Это сильно мешает вашим землякам в общении с другими?

– Такое есть. Вот сейчас вы зайдёте в дорогой бутик, вам предложат рассрочку, кредит, а потом зайду я, и, наверняка, продавщица, взглянув на меня, скажет: «Нет, нет, нет!» Стереотип… Знаете, испортить репутацию целого народа ведь очень просто! А безнравственные поступки совершают все, независимо от национальности.

Я всегда говорю, что у нас конфликтов в сфере межнациональных отношений нет. Конфликты возникают на почве криминала, это я знаю по опыту работы в органах. У преступников, на мой взгляд, национальности не должно быть. Тем мигрантам, которые приезжают сюда работать, мы помогаем, их встречают родственники. Конечно, когда мы ехали сюда в 1980-х, была серьёзная государственная поддержка тем, кто приезжает работать на Север: давали комнаты, подъёмные (до сих пор помню эти 500 рублей), потом ставили в очередь на жильё. Пусть спустя 20 лет, но мы получили квартиру.

– В последнее время участились случаи неких сообщений о террористической угрозе. Силовики проводят рейды, в рамках которых мигранты в первую очередь подвергаются проверкам. Ваши земляки не исключение. Как они реагируют, не обижаются?

– Вы знаете, не так давно, после криминального случая в Сургуте, виновником которого стал парень Гаджиев, меня спросили ваши коллеги о том, как я к этому отношусь. Я не знал, что ответить. Потому что для ветерана МВД, для человека, который тоже думает о безопасности своих детей, внуков, нет других вариантов: преступник должен быть задержан или ликвидирован. Мне очень жаль его мать, он подвёл в первую очередь родителей. А кто повлиял на него – здесь должны разбираться специалисты.

– И как же перевоспитывать таких?

– У меня было предложение. Когда я был в армии, а это – Советский Союз, 15 дружественных республик, – наш прапорщик, когда готовил нас к художественной самодеятельности, говорил так: «Ты теперь будешь выступать от чувашей, ты – от казахов, ты – от украинцев. И так далее, разобрали слова и почувствовали себя в «чужой шкуре». И потом здесь уже, на Севере, у нас не было разделения по национальностям. Если где-то на танцах, дискотеке и случались конфликты из-за девушек (мало их было, одни поварихи, да посудомойщицы), то «наших бьют» означало не «народ на народ», а бригада на бригаду!

– Ну, сильная сторона азербайджанцев, наверное, это танцы?

– Да, это возможность выразить красоту нашей культуры. Особенно женские коллективы народного танца хороши. У нас, кстати, 10 лет центру «Дослар Юрды» и столько же нашему фёдоровскому хореографическому коллективу, которым руководит Садегюль Алиш Кызы Ганберова. Прекрасный коллектив, мы вместе недавно ездили на форум «Югра многонациональная» в Ханты-Мансийск, представляли нашу НКО. И всей нашей делегации от Сургутского района было очень приятно слышать от высокопоставленных гостей из правительства слова благодарности за нашу работу по поддержанию дружественных связей с другими национальными обществами Югры.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Сергей СТЕПАНОВ ФОТО из архива Амраха Юсифова
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации