Чего стоило открыть бизнес в 90-х и выжить вместе с ним
«Королева таксомоторки» – так в Фёдоровском называют сильную женщину, которая в тяжёлый постперестроечный период первой открыла в посёлке службу «Такси». И не просто удержала своё дело, а ежегодно его совершенствовала. При этом все знают, Зоя Алексеевна Леонтьева не растеряла редкие человеческие качества: доброту и щедрость.
На Север Леонтьевы приехали в 1986 году, когда супруга нашей героини пригласили прорабом в трест «Сургуттрубопроводстрой», обеспечив молодого специалиста квартирой в Фёдоровском (тогда его называли Новой Фёдоровкой, чтобы отличать от одноимённого рабочего посёлка на месторождении). Геннадий Леонтьев приехал летом со старшей дочерью, шестиклассницей Татьяной. А супруга с младшенькой, второклассницей Олей, подъехали ближе к Новому году.
– В родном Новокуйбышевске я работала экономистом в крупном универмаге, – рассказывает Зоя Алексеевна. – Им руководила моя подруга, она жила рядом в общежитии, вместе мы получали высшее экономическое образование. На общественных началах, как молодой коммунист и представитель профсоюза, я отвечала и за досуг персонала.
Сколько мы всего придумывали! Помню, даже к окончанию учебного года весь двор оформляли детскими рисунками, сами всю ночь пекли для виновников торжества популярное тогда печенье «орешки», проводили конкурсы… Всё это было очень интересно!
По приезду в посёлок женщина вспомнила о специальности, полученной в техникуме: товароведом её приняли в ОРС (рук. Г. М. Зарипов) при НГДУ «Фёдоровскнефть». Отдел базировался в Сургуте, начались ежедневные мучительные разъезды: по бездорожью, на перекладных, через Старую Фёдоровку – до запуска рейсовых автобусов было ещё очень далеко.
– В 1987-м, с образованием НГДУ «Комсомольскнефть», в посёлке появился Фёдоровский ОРС. Так я перешла под руководство Исы Яхьяевича Хамхоева. Но тоже специализировалась на командировках: закупала товары – оборудование, продукты, канцелярию и прочее, как перелётная птица порхала по всей России.
В день переворота, 19 августа 1991 года, ушёл из жизни муж Зои Леонтьевой. Девочки (9-й и 6-й класс) учились быть самостоятельными: чтобы их учить, кормить, одевать, маме надо было много работать. Настали трудные времена.
– Татьяна окончила школу с золотой медалью и поступила в институт в Новокуйбышевске. Взрослела и Оля. Оставлять её стало не с кем, и восьмиклассницей она начала сопровождать меня в деловых поездках.
Невольно вникала в дела и даже не раз выручала: однажды, пока я в Москве загружала контейнеры в «Алки» (прицепы-рефрижераторы), Оля осталась в Петербурге и принимала с запоздавшего корабля четыре вагона бананов. А кому ещё я доверю сохранность груза, как не своему человеку? – рассказывает наша героиня.
В то время все, кому не лень, кинулись в бизнес. В качестве подработки Зоя Леонтьева взялась помогать одним братьям- нефтяникам, которые с нуля осваивали коммерцию. На себя оформила индивидуальное предпринимательство и открывала в посёлке продуктовые киоски. Командировки уже совмещала: закупала товар для работодателя и для подопечных бизнесменов.
– В 2001-м я окончательно ушла из ОРСа, – вспоминает Зоя Алексеевна. – А братья стали самостоятельными. Между тем ко мне вернулась Оля с мужем и полугодовалым внуком. Хватка у неё осталась: дома была за хозяина – запросто могла и краны починить, и гвоздь забить. От безысходности моя студентка- заочница ещё до рождения сына приноровилась к заказам на ремонт в квартирах. И по приезду продолжила подработки вместе с мужем. Глядя на всё это, я надумала открыть своё дело.
Вместе с Олей решили, что это будет первая в посёлке служба «Такси». Наскребли на «Газель», за ней Зоя Леонтьева ездила в Горький весной 2002 года. Первым водителем приняли самарского земляка Сергея Майорова, который пока не мог найти работу в посёлке. Оформили документы. Дали рекламу.
Но для односельчан их задумка оказалась в диковинку: здесь и о рейсовых маршрутках не мечтали, а тут такси! Даже смеялись: кто, мол, заказывать его будет? Но посёлок рос – до 4 километров в одну сторону, не говоря о дачах и промзоне. И к новогодним праздникам, с первыми морозами клиент пошёл. Популярность фирмы возрастала с каждым днём.
– Начинали мы в домашних условиях: освободили под диспетчерскую кухню и принимали заявки на стационарном телефоне. Первым приличным диспетчером стала 18-летняя Оля Суворова – она сразу проявила деловитость и быстро навела в работе порядок. А моя Оля успевала сдавать последние сессии...
Чтобы как-то закрепить дело, пыталась найти поддержку у главы посёлка Виталия Тараненко: женщина просила выделить ей вторую машину, чтобы хоть какая-то смена рейсов была. Но так единственная «Газель» и бегала. Если, не дай бог, вставала или ломались двери – они, не успев раскрутиться, терпели большие убытки, довершая рейс на легковых машинах, – клиент не должен быть обижен.
– Ремонты, поездки с отчётами за индивидуальных предпринимателей, налоги – бизнес требовал постоянных вложений, во многом мы себя ущемляли. В это время Ольга вдруг решила открыть второе дело. Чтобы её поддержать, я продала старенькую «Газель», мы немного добавили и приобрели принтер. Так появился «Копи-плюс». Он во многом и выручал: людям постоянно надо распечатывать документы, заполнять декларации и т. п. До сих пор это направление остаётся за дочерью, хотя мы все дела ведём сообща.
В смутное время пришлось вести диалог и с представителями криминального мира, но обошлось без конфликтов. Вскоре появились конкуренты. У них тоже не всё сразу получалось, а об условиях для персонала, кроме нашей героини, никто и не заботился. Чтобы удержать клиента, они продумывали и раскручивали различные акции. А потом к ним потянулись частники, «таксующие» до города. Приняли, но долго с ними мучились: те привыкли жить по другим законам.
В итоге, одни больше в карман складывали, чем привозили в общую кассу, другие могли на смене по своим делам укатить – ищи-свищи потом машину на вызов! Пробовали рации им выдавать – не помогало. Была трудность и со старой АТС, которая не могла определять номера телефонов. Лет пять они искали решение этих вопросов, обжигались, многое теряли, но не сдавались.
– И, наконец, мы вышли на хорошего программиста. Закупили необходимое оборудование, и за солидную сумму нам установили TMDriver. Программа использует GPS, в ней отражается карта, видно местонахождение машин, отслеживаются звонки, фиксируются заявки, контролируется время их выполнения. Но к этой инновации нужно было всем привыкнуть, осваивали тяжело, а сейчас не понимаем, как могли без неё работать!
Другой вопрос – электроэнергия, выгоднее построить свою станцию, чем найти компромисс с энергосбытчиками, на чём мы и остановились. Вообще, нашей программой могут пользоваться несколько фирм и существенно экономить на расходах. Сообща её и содержать было бы легче.
Мы предлагали конкурентам, но они пока не понимают общей выгоды, боятся подвоха. Сейчас у нас в разработке мобильное приложение фирмы для федоровчан, – рассказывает о сложностях и успехах Зоя Леонтьева.
– Благодаря двум сменам диспетчеров мы работаем в круглосуточном режиме. В штате – свой медик и механики. А вот зарегистрированных водителей поубавилось. Года четыре назад вышел закон, по которому все наши автовладельцы перешли в статус индивидуальных предпринимателей. Было очень непросто их убедить и пройти оформление. А сейчас всем, кто честно зарегистрировался, Минфин удвоил фиксированный пенсионный страховой взнос.
В результате из постоянных сотрудников осталось человек 30. Тем не менее, их такси не останавливается ни на минуту. Объясняя свою целеустремлённость, Зоя Алексеевна вспомнила отца:
– Он служил на Тихоокеанском флоте. В 1943-м его и других ребят прямо из учебки отправили на фронт – в самую мясорубку. В битве под Сталинградом выжила лишь десятая часть сослуживцев. Папу с другими ранеными довезли до Средней Азии уже с гангренами. Отцу снова повезло – ампутировали только палец ноги.
После госпиталя он работал в уголовном розыске: его постоянно куда-то вызывали, домой приходило много странных людей, и под папиной подушкой всегда «на всякий случай» лежал пистолет, о чём знала вся семья. В 50 лет отец вышел на пенсию в звании майора. Но следующие 11 лет, пока был жив, продолжал работать «под прикрытием». Думаю, я пошла в отца.
P. S.: В администрации Фёдоровского Зою Алексеевну хорошо знают. Встав на ноги, она и её дочь много сил и средств отдают на благотворительность: вёрстка и распечатка материалов, сотрудничество с краеведческим музеем и школами.
Ольга даже организовывала праздники к 9 мая в одном из районов Сургута. А бесплатные перевозки инвалидов и ветеранов Ольга Леонтьева предложила ещё на районной школе социального предпринимательства, задолго до принятия окружного постановления.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна ВОЛКОВА, ведущий специалист отдела развития предпринимательства комитета экономического развития:
– Администрация Сургутского района оказывает меры государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса района. В частности, в 2016 году индивидуальный предприниматель О. Г. Леонтьева получила субсидию в размере 100 000 рублей (затраты по оплате арендных площадей). Сумма, на первый взгляд, не так велика, но для бизнеса, создаваемого с нуля, и рубль лишним не бывает.
Пакет документов для получения субсидии небольшой, и каждый представитель малого бизнеса может с ним ознакомиться на Инвестиционном портале администрации Сургутского района. Если бизнес подпадает под критерии, предусмотренные вышеуказанной программой, то каждый субъект предпринимательства может обратиться за получением поддержки в отдел развития предпринимательства комитета экономического развития Сургутского района.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации