Чего стоило открыть бизнес в 90-х и выжить вместе с ним

16:45
1.70K
Чего стоило открыть бизнес в 90-х и выжить вместе с ним

«Королева таксомоторки» – так в Фёдоровском называют сильную женщину, которая в тяжёлый постперестроечный период первой открыла в посёлке службу «Такси». И не просто удержала своё дело, а ежегодно его совершенствовала. При этом все знают, Зоя Алексеевна Леонтьева не растеряла редкие человеческие качества: доброту и щедрость.

На Север Леонтьевы приехали в 1986 году, когда супруга нашей героини пригласили прорабом в трест «Сургуттрубопровод­строй», обеспечив молодого спе­циалиста квартирой в Фёдоров­ском (тогда его называли Новой Фёдоровкой, чтобы отличать от одноимённого рабочего посёлка на месторождении). Геннадий Леонтьев приехал летом со стар­шей дочерью, шестиклассницей Татьяной. А супруга с млад­шенькой, второклассницей Олей, подъехали ближе к Новому году.

– В родном Новокуйбышевске я работала экономистом в крупном универмаге, – рассказывает Зоя Алексеевна. – Им руководила моя подруга, она жила рядом в обще­житии, вместе мы получали выс­шее экономическое образование. На общественных началах, как молодой коммунист и предста­витель профсоюза, я отвечала и за досуг персонала. 

Сколько мы всего придумывали! Помню, даже к окончанию учебного года весь двор оформляли детскими рисунками, сами всю ночь пекли для виновников торжества попу­лярное тогда печенье «орешки», проводили конкурсы… Всё это было очень интересно!

По приезду в посёлок женщи­на вспомнила о специальности, полученной в техникуме: това­роведом её приняли в ОРС (рук. Г. М. Зарипов) при НГДУ «Фёдо­ровскнефть». Отдел базировался в Сургуте, начались ежедневные мучительные разъезды: по без­дорожью, на перекладных, через Старую Фёдоровку – до запуска рейсовых автобусов было ещё очень далеко.

– В 1987-м, с образованием НГДУ «Комсомольскнефть», в посёлке появился Фёдоровский ОРС. Так я перешла под руководство Исы Яхьяевича Хамхоева. Но тоже специ­ализировалась на командиров­ках: закупала товары – обору­дование, продукты, канцелярию и прочее, как перелётная птица порхала по всей России.

В день переворота, 19 августа 1991 года, ушёл из жизни муж Зои Леонтьевой. Девочки (9-й и 6-й класс) учились быть само­стоятельными: чтобы их учить, кормить, одевать, маме надо было много работать. Настали трудные времена.

– Татьяна окончила школу с золотой медалью и поступила в институт в Новокуйбышевске. Взрослела и Оля. Оставлять её стало не с кем, и восьмиклассницей она начала сопровождать меня в деловых поездках. 

Не­вольно вникала в дела и даже не раз выручала: однажды, пока я в Москве загружала контейнеры в «Алки» (прицепы-рефрижерато­ры), Оля осталась в Петербурге и принимала с запоздавшего корабля четыре вагона бананов. А кому ещё я доверю сохранность груза, как не своему человеку? – рассказывает наша героиня.

В то время все, кому не лень, кинулись в бизнес. В качестве подработки Зоя Леонтьева взя­лась помогать одним братьям- нефтяникам, которые с нуля осваивали коммерцию. На себя оформила индивидуальное пред­принимательство и открывала в посёлке продуктовые киоски. Ко­мандировки уже со­вмещала: закупала товар для работода­теля и для подопеч­ных бизнесменов.

– В 2001-м я окончательно ушла из ОРСа, – вспоминает Зоя Алексеевна. – А братья стали самостоятельными. Между тем ко мне вернулась Оля с мужем и полугодовалым внуком. Хватка у неё осталась: дома была за хо­зяина – запросто могла и краны починить, и гвоздь забить. От безысходности моя студентка- заочница ещё до рождения сына приноровилась к заказам на ре­монт в квартирах. И по приезду продолжила подработки вместе с мужем. Глядя на всё это, я на­думала открыть своё дело.

Вместе с Олей решили, что это будет первая в посёлке служба «Такси». Наскребли на «Газель», за ней Зоя Леонтьева ездила в Горький весной 2002 года. Пер­вым водителем приняли самар­ского земляка Сергея Майорова, который пока не мог найти работу в посёлке. Оформили документы. Дали рекламу. 

Но для одно­сельчан их задумка оказалась в диковинку: здесь и о рейсовых маршрутках не мечтали, а тут такси! Даже смеялись: кто, мол, заказывать его будет? Но посёлок рос – до 4 километров в одну сторону, не говоря о дачах и пром­зоне. И к новогодним праздникам, с первыми морозами клиент по­шёл. Популярность фирмы воз­растала с каждым днём.

– Начинали мы в домашних условиях: освободили под диспет­черскую кухню и принимали за­явки на стационарном телефоне. Первым приличным диспетчером стала 18-летняя Оля Суворова – она сразу проявила деловитость и быстро навела в работе поря­док. А моя Оля успевала сдавать последние сессии...

Чтобы как-то закрепить дело, пыталась найти поддержку у гла­вы посёлка Виталия Таранен­ко: женщина просила выделить ей вторую машину, чтобы хоть какая-то смена рейсов была. Но так единственная «Газель» и бега­ла. Если, не дай бог, вставала или ломались двери – они, не успев раскрутиться, терпели большие убытки, довершая рейс на легко­вых машинах, – клиент не должен быть обижен.

– Ремонты, поездки с отчё­тами за индивидуальных пред­принимателей, налоги – бизнес требовал постоянных вложений, во многом мы себя ущемляли. В это время Ольга вдруг решила открыть второе дело. Чтобы её поддержать, я продала ста­ренькую «Газель», мы немного добавили и приобрели принтер. Так появился «Копи-плюс». Он во многом и выручал: людям посто­янно надо распечатывать доку­менты, заполнять декларации и т. п. До сих пор это направление остаётся за дочерью, хотя мы все дела ведём сообща.

В смутное время пришлось вести диалог и с представителя­ми криминального мира, но обо­шлось без конфликтов. Вскоре появились конкуренты. У них тоже не всё сразу получалось, а об условиях для персонала, кроме нашей героини, никто и не заботился. Чтобы удержать клиента, они продумывали и раскручивали различные акции. А потом к ним потянулись част­ники, «таксующие» до города. Приняли, но долго с ними му­чились: те привыкли жить по другим законам. 

В итоге, одни больше в карман складывали, чем привозили в общую кассу, другие могли на смене по своим делам укатить – ищи-свищи потом машину на вызов! Про­бовали рации им выдавать – не помогало. Была трудность и со старой АТС, которая не могла определять номера телефонов. Лет пять они искали решение этих вопросов, обжигались, многое теряли, но не сдавались.

– И, наконец, мы вышли на хо­рошего программиста. Закупили необходимое оборудование, и за солидную сумму нам установили TMDriver. Программа исполь­зует GPS, в ней отражается карта, видно местонахождение машин, отслеживаются звонки, фиксируются заявки, контроли­руется время их выполнения. Но к этой инновации нужно было всем привыкнуть, осваивали тяжело, а сейчас не понимаем, как могли без неё работать! 

Другой вопрос – электроэнер­гия, выгоднее построить свою станцию, чем найти компромисс с энергосбытчиками, на чём мы и остановились. Вообще, нашей программой могут пользоваться несколько фирм и существенно экономить на расходах. Сообща её и содержать было бы легче.

Мы предлагали конкурентам, но они пока не понимают общей выгоды, боятся подвоха. Сейчас у нас в разработке мобильное приложение фирмы для федоров­чан, – рассказывает о сложностях и успехах Зоя Леонтьева. 

– Бла­годаря двум сменам диспетчеров мы работаем в круглосуточном режиме. В штате – свой медик и механики. А вот зарегистриро­ванных водителей поубавилось. Года четыре назад вышел закон, по которому все наши автовладельцы перешли в статус индивидуальных предпринимателей. Было очень непросто их убедить и пройти оформление. А сейчас всем, кто честно зарегистрировался, Минфин удвоил фиксированный пенси­онный страховой взнос.

В результате из постоянных сотрудников осталось человек 30. Тем не менее, их такси не оста­навливается ни на минуту. Объ­ясняя свою целеустремлённость, Зоя Алексеевна вспомнила отца:

– Он служил на Тихоокеанском флоте. В 1943-м его и других ре­бят прямо из учебки отправили на фронт – в самую мясорубку. В битве под Сталинградом выжила лишь десятая часть сослуживцев. Папу с другими ра­неными довезли до Средней Азии уже с гангренами. Отцу снова повезло – ампутировали только палец ноги. 

После госпиталя он работал в уголовном розыске: его постоянно куда-то вызы­вали, домой приходило много странных людей, и под папиной подушкой всегда «на всякий случай» лежал пистолет, о чём знала вся семья. В 50 лет отец вышел на пенсию в звании май­ора. Но следующие 11 лет, пока был жив, продолжал работать «под прикрытием». Думаю, я пошла в отца.

P. S.: В администрации Фёдо­ровского Зою Алексеевну хорошо знают. Встав на ноги, она и её дочь много сил и средств отдают на благотворительность: вёрстка и распечатка материалов, со­трудничество с краеведческим музеем и школами. 

Ольга даже организовывала праздники к 9 мая в одном из районов Сургута. А бесплатные перевозки инвали­дов и ветеранов Ольга Леонтьева предложила ещё на районной школе социального предприни­мательства, задолго до принятия окружного постановления.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна ВОЛКОВА, ведущий специалист отдела развития предпринимательства комитета экономического развития:

– Администрация Сургутского района оказывает меры государствен­ной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса района. В част­ности, в 2016 году индивидуальный предприниматель О. Г. Леонтьева получила субсидию в размере 100 000 рублей (затраты по оплате аренд­ных площадей). Сумма, на первый взгляд, не так велика, но для бизнеса, создаваемого с нуля, и рубль лишним не бывает. 

Пакет документов для получения субсидии небольшой, и каждый представитель малого биз­неса может с ним ознакомиться на Инвестиционном портале адми­нистрации Сургутского района. Если бизнес подпадает под критерии, предусмотренные вышеуказанной программой, то каждый субъект предпринимательства может обратиться за получением поддержки в отдел развития предпринимательства комитета экономического развития Сургутского района.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Александра ФЁДОРОВА
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации