​У электромонтёров нет плохой погоды

12:35
1.86K
​У электромонтёров нет плохой погоды

Журналист «Вестника» провёл один день с бригадой Тюменьэнерго

– Не доводилось ещё ездить на такой машине? – интересуется водитель Ильфат Загидуллин, пока мы добираемся до места назначения. Действительно, на болотоходе «Трэкол» с широкими колёсами и высоко поднятой кабиной я ещё не ездил.

Сто километров – не расстояние

«Трэкол» способен преодолевать не только болота, но и снежную целину. Сто километров в день для Ильфата Загидуллина не расстояние. Бывает, проезжает с энергетиками по дорогам и бездорожью и до 230–240 километров. Самая дальняя точка работы сургутской бригады – село Сытомино.

На плановые работы энергетики выезжают при температуре не ниже сорока градусов. Естественно, в морозы приходится одеваться теплее. На машинах смонтирована дополнительная печка и есть фен. К счастью, в период аномальных холодов минувшей зимы экстренных вызовов не было. Для этого и нужны профилактические осмотры.

Именно на такое обследование направляются мои попутчики – электромонтёры Сургутских электрических сетей Геннадий Токарев и Марс Ахметшин. Им предстоит осмотр высоковольтной линии 110 кВ «Восточная Моховая –
Сова», где-то в районе 85-го километра автодороги Сургут – Когалым.

Помните о технике безопасности

В салоне есть аптечка первой помощи для энергетических предприятий с необходимым набором средств: бинтами, жгутами, лейкопластырем и прочим. Кроме того, у Геннадия Токарева с собой брошюра с описанием приёмов первой медицинской помощи. Конечно, энергетиков обучают этому в обязательном порядке. Но в экстренном случае всякий человек способен растеряться, так что справочный материал лишним точно не будет.

– Слава Богу, – говорит Марс, – эти знания пока не пригодились.

По словам моих собеседников, занятия по технике безопасности на предприятии проводятся регулярно, потому что и опытные работники иной раз могут что-то позабыть, перепутать и попасть под напряжение. Не боятся электричества только дураки, но они в такой профессии не выживают.

В пути знакомимся. Геннадий Токарев в энергетике 11-й год. После школы овладел модной профессией автомеханика, но работу по специальности не нашёл. Переучился на электромонтёра, работал в МЭС Западной Сибири. В Сургутские электрические сети пришёл полтора года назад. Говорит, работа примерно схожая, только высоковольтные линии другие.

Марс Ахметшин трудится в энергетической сфере 22 года. После армии четыре года отработал водителем. Потом трудился в Мехколонне-114 и на предприятии Промстрой. Занимался строительством высоковольтных линий. В Сургутских электрических сетях работает шестой год.

Водитель Ильфат Загидуллин 25 лет трудился в АТП Тюменьэнерго. В Сургутские электрические сети пришёл семь лет назад.

Стрелять по изоляторам уже не модно

Мы проезжаем подстанцию «Восточная Моховая» и через несколько километров сворачиваем на просёлочную дорогу. Вездеход с лёгкостью преодолевает все преграды и проезжает часть пути по болоту. В этом районе даже не у всякого мобильного оператора есть покрытие. МТС, например, здесь не ловит.

На месте моим попутчикам предстоит плановый осмотр высоковольтной линии для выявления возможных дефектов. Проверяют конструкцию: опоры, фундамент, изоляторы. Каждую опору для отчёта нужно сфотографировать. Марс осматривает изоляторы и провода в бинокль, а Геннадий делает записи в рабочем блокноте.

Стоит прекрасная осенняя погода, когда электромонтёрам на трассе не мешает ничего. Зимой другой разговор. Болотоход и по сугробам пройдёт, а вот к самим опорам приходится подбираться и на лыжах, и по пояс в снегу.

На одной из опор энергетики замечают небольшую трещину, описывают и фотографируют. Изоляция в полном порядке. Раньше, было дело, изоляторы расстреливали хулиганы. Сейчас таких случаев почти не бывает.

– Поумнели, наверное, люди, – констатирует Марс. Больше ущерба изоляторам наносят молнии в летний период. В этом случае приходится выезжать на место и искать повреждение.

– Молодёжь больше по дорожным знакам стреляет. Вот что меня бесит! А потом нефтяники закрывают дороги, ни на охоту, ни на рыбалку не проедешь, – добавляет Ильфат, который в свободное время увлекается охотой.

Расстояния меряем лазером

Между тем бригада доходит до линии 35 кВ, предположительно принадлежащей газовикам или нефтяникам. Пересечение с другой ВЛ тоже подлежит осмотру, оценивается расстояние между проводами. Нормативы в этом случае зависят от категории линий.

Кроме того, энергетики осматривают охранную зону линии, ширина которой составляет 20 метров в каждую сторону от крайнего провода, а также просеку. У Геннадия есть специальный прибор – лазерный дальномер, который способен оценить и ширину просеки, и провисание проводов, и высоту деревьев. При наведении прибора на нужный предмет в верхнем правом углу экрана появляется расстояние в метрах. Если близко стоящее дерево окажется слишком высоким, то при падении оно может повиснуть на проводах. В этом случае дерево лучше спилить.

Осмотр заканчивается. Все замечания занесены в блокнот, по возвращению на базу энергетикам предстоит написать отчёт.

Электромонтёры рассказывают, что проводят и верховые осмотры, когда проверяют конструктивные элементы, болтовые соединения, подвеску проводов. При этом приходится быть где-то на уровне 30 метров от земли. И это далеко не предел. Геннадий Токарев вспоминает, что ему приходилось забираться на опору ЛЭП высотой 188 метров, которая расположена на берегу Оби. По его мнению, на верховых работах расслабляться нельзя, поэтому страх высоты должен присутствовать всегда. Хотя сам Геннадий даже с парашютом прыгал.

Воздушный шар –
не украшение для провода

Аналогичные обследования энергетики проводят раз в квартал в городской черте. В городе свои проблемы. Бывает, на проводах повисают воздушные шары, флаги и целая куча самых разнообразных предметов. В охранной зоне ЛЭП находят объекты незаконного строительства, свалки, а также «левые» рекламные щиты. Обо всех нарушениях сообщают руководству, после чего начинается поиск хозяев незаконных объектов.

Вот так, без аварий и чрезвычайных происшествий прошёл тот день. Вроде бы и вспомнить нечего. Но именно такая ежедневная работа и составляет основу бесперебойного энергоснабжения потребителей. Поэтому энергетики выходят на трассу в любую погоду, в холод и в зной.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Андрей Маркин Фото автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации