Быть или не быть студентом театрального института ребёнку?
Этот год был для нашей семьи адски сложным. Моя дочь заканчивала школу и поступала в институт. Обычные муки выпускников и их родителей «Кем быть?» нас миновали, и вопрос о выборе профессии не стоял – все было решено давно – театральный институт.
С 1-го класса главные роли в спектаклях детской театральной студии «Пилигрим» посёлка Солнечный, с 5-го – занятия вокалом в колледже русской культуры имени Знаменского, с 9-го – работа в коллективе молодёжной студии Сургутского музыкально-драматического театра.
Итак, кем быть – понятно, второй вопрос – где учиться? Поскольку лучшие театральные институты и перспективы в Москве, значит, будем поступать туда.
Для поступления необходимы высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и литературе, и мы усиленно готовились по этим предметам. Система ЕГЭ очень облегчила жизнь нынешним абитуриентам: можно отправить 15 заявлений в разные места (не более чем в 5 вузов, не более чем на 3 факультета в каждом) и спокойно ждать результатов.
Самым сложным на сегодняшний день остаётся процесс поступления в институты МЧС, органов охраны правопорядка и безопасности и в творческие: в первые нужно пройти множество испытаний физической подготовки и психологического соответствия, а во вторые – многочисленные профессиональные туры (экзамены). И сюда не отправишь просто документы – необходимо личное присутствие.
Итак, чтобы поступить в один театральный институт (не 15!), надо успешно пройти в нём 3 отборочных тура, затем 3 вступительных тура, собеседование и потом сам конкурс. В некоторых институтах есть ещё предварительный и пластический туры. Итого, 7–8 экзаменов в одном институте, умножайте это количество на число институтов, в которые хотите поступить и получите… невроз у мамы (как у меня) и полное физическое и эмоциональное истощение у абитуриента (как у дочери). Она осилила в этой гонке 26 туров.
В каких-то институтах отсеивались сразу на первом, в других – с первого могли сразу допустить до конкурса, всё очень субъективно, непонятно и никто объяснять не будет, почему взяли не вас, а того мычащего мальчика. К этому нужно быть психологически готовым. До поступления дошли только те дети, которые умеют взять себя в руки после провала, встряхнуться и упрямо идти дальше.
Начнём с того, что первые отборочные туры для иногородних ребят начинаются в апреле. Да-да! Вы должны договориться в школе и на 7–10 дней в конце апреля отправить своего ребёнка в Москву, а желательно поехать с ним, так как ваша поддержка будет ему очень нужна. Мы успели посетить 8 институтов, прошли на второй тур в четырёх.
Другой нюанс: конкурс на место в театральных институтах – несколько сотен человек, особенно на первых этапах. Вся эта масса людей стоит много часов в очереди на улице перед институтом под дождём и снегом. В ГИТИСе очередь занимали за несколько дней и сидели там по ночам, карауля списки (апрель был очень холодным и дождливым). Потому как ГИТИСу, высокомерно провозгласившему свой принцип: «Перед искусством все равны», видимо, нравилось наблюдать, как посиневшие от холода дети стремятся попасть в его стены.
В первую очередь, просто чтобы согреться. Слава богу и Мельпомене, что новый ректор Григорий Заславский прекратил это безумие и ввёл на сайте ГИТИСа электронную запись, ликвидировав хотя бы эти ночные бдения. В других вузах, кстати, предварительная запись давно ведётся. Абитуриентам следующего года повезёт больше, чем нам, теперь их задача, начиная с февраля, мониторить сайты вузов и успеть записаться на прослушивание так, чтобы не было накладок с датами и временем в разных институтах.
Если вы прошли первый тур, то вас приглашают на второй в мае. Серьёзно, я не шучу! Опять отпроситься в школе на неделю, заказать гостиницу, купить билеты! И всё это перед самой сдачей ЕГЭ! Уверяю, ваши учителя будут в ярости! Можно не ехать – первые и вторые туры будут проводиться и в июне. Но если вы приедете в конце июня, шансы на поступление очень сильно уменьшаются.
Итак – вы прошли второй отборочный тур и, сдав ЕГЭ и отгуляв выпускной, приезжаете в конце июня в Москву бороться дальше. Самые ужасные ягодки начинаются только сейчас – до этого были просто страшные цветочки. Ужас для детей – прохождение бесконечных туров как изматывающая работа. Дочь поступала в 12 институтов, в 3 – не успела, при этом в ГИТИС поступала на 7 факультетов Ужас для родителей – суметь психологически поддержать ребёнка в этом перемалывающем конвейере и финансово обеспечить его проживание в одном из самых дорогих городов мира в течение МЕСЯЦА. На общежитие не рассчитывайте, даже если об этом пишут на сайте.
Если говорить о мастерах, преподающих в театральных вузах, заметила одну забавную закономерность. Мужчины, идущие преподавать в театральную педагогику, – это уже состоявшиеся личности, известные персоны в театральном мире или в кино, актёры и режиссеры: А. Кончаловский, С. Женовач, М. Карбаускис, К. Райкин, С. Соловьёв,
Д. Певцов и др. Женщины-преподаватели, наоборот, те, у которых в кино и театре судьба не сложилась. В этом году набирали курсы Н. Дворжецкая, Л. Шаева, Е. Германова. Знакомы эти фамилии? Вот и я с трудом вспомнила пару их эпизодов в кино.
В этом году убедилась, что не стоит бояться негосударственных вузов, так как есть очень приличные. Просто надо проверить лицензию и аккредитацию и просмотреть сайт – сколько там студентов, кто преподает, какая база.
Многие негосударственные вузы сейчас догнали и обогнали своих государственных собратьев и выпускают очень хорошо подготовленных, успешных специалистов. А то что в них обучение платное, так и в государственных театральных институтах от бюджетных курсов остались только названия. Например, в Щепкинском театральном в этом году набирали на 1 курс 80 студентов, из них 14 человек – целевой набор или квота, когда за ребёнка платит или регион, или театр, куда он возвратится работать, 50 мест – платные и только 16 – бюджетные места.
И такая ситуация во всех вузах, а значит, учитывая конкурс (100–500 человек на место), поступить на бюджет – надежда весьма призрачная.
Вся эта эпопея с поступлением развеяла и ещё один миф – что если ребёнок талантливый, то опытная комиссия его сразу разглядит и заметит. Увы, никто не собирается ничего разглядывать. В день, с 11 до 17 часов, прослушивали иногда до 300 человек! Это примерно 1 минута – 1 человек. Кому-то доставалось чуть больше, кого-то обрывали через 20–30 секунд. И если в вашей программе интересный, эмоциональный момент, где вы планируете показать себя с наилучшей стороны, где-то на 2-й минуте, то не надейтесь – вы до него не доберётесь.
Показывать всё, что есть лучшее, надо сразу, с первой секунды. При этом надо правильно открывать рот, произносить чётко звуки и интонировать. Думаю, что без подготовки, без занятий с театральными педагогами самостоятельно этого не достичь, как бы это печально не звучало. Поэтому у девочки или мальчика из небольшого города или деревни, которые занимали призовые места в конкурсе чтецов или играли в КВН, шансы поступить приближаются к нулю, даже если есть большое желание и талант.
В ГИТИСе, на факультете музыкального театра, из 28 человек, прошедших 2-й тур, 24 были с дипломами СПО. То есть это готовые актёры, молодые специалисты, которые окончили театральные колледжи и, в принципе, уже могут работать в театре, но решили получить высшее образование. Оставшиеся 4 человека наверняка студенты других вузов, которые хотят учиться именно в ГИТИСе. Так что флагман высшего театрального образования не собирается набирать и учить талантливых школьников без актёрской подготовки, он берёт себе готовых актёров, шлифует и ставит гордое клеймо «ГИТИС» в диплом.
Обо всех подводных камнях и нюансах этого поступления можно говорить очень долго, но закончить хочется все-таки позитивным моментом: из всех театральных вузов Москвы наилучшее впечатление произвел негосударственный – Высшая школа сценических искусств Константина Райкина. Само здание, порядок и организация всего процесса поступления, внимание и душевная чуткость приёмной комиссии и мастера Константина Райкина на порядок выше, чем в государственных вузах. Дочь прошла там только два тура, но я очень благодарна этому институту за то, что дети, даже не поступившие к ним, выходят, конечно, расстроенные, но окрылённые и без душевных травм. И, кстати, некоторое количество актёров вуз обучает бесплатно, за счёт собственных средств, а платное обучение составляет 200 тысяч рублей в год (для сравнения – в государственных 300 тысяч).
Впрочем, все вышеизложенное касается только Москвы: в других городах и конкурс поменьше, и стоимость обучения, и все экзамены проводятся только в июле, поэтому можно немного упростить себе задачу.
В итоге мы прошли по конкурсу в 3 института, на 4 факультета и у дочери даже была возможность выбора. Дорогу осилит идущий!
Вывод: в театральный институт поступать очень сложно, учиться – очень дорого, перспективы трудоустройства неопределённые. Но проводя большую половину жизни на работе, мы, взрослые, чётко понимаем, как важно, чтобы эта работа была любимой. А для своего ребёнка вдвойне хочется счастливой профессиональной судьбы и удовольствия от самого процесса работы. Поэтому родителям, чьи дети точно знают, что хотят связать свою жизнь с театром, желаю терпения и финансового благополучия. А ученикам 9–11-х классов, будущим актёрам, советую бегом бежать в Сургутский музыкально-драматический театр: смотреть все спектакли, а главное – пройти кастинг и поступить в молодёжную студию! Там работают настоящие профессионалы, которые смогут подготовить вас к этому непростому этапу в жизни. Заодно проверите – точно оно вам надо?
КОММЕНТАРИЙ
Мария Уварова, заместитель директора СМДТ по связям с общественностью:
– Театральная студия при СМДТ пережила уже два выпуска. Студийцам преподают вокал, сценическое движение, сценическую речь и другие профильные предметы. Ребята заняты в репертуарных спектаклях театра, участвуют в фестивалях, ездят на гастроли. Неудивительно, что трое выпускников студии в 2017 году поступили в ведущие театральные вузы Москвы.
Сейчас продолжается набор в театральную студию Сургутского театра. На прослушивания приглашаются учащиеся 8–10-х классов. Необходимо подготовить стихотворение, басню и прозаический отрывок (наизусть). Прослушивания проходят до 29 сентября по вторникам, четвергам и субботам с 15.00 до 17.00 по адресу: г. Сургут, ул. Грибоедова, 12, каб. 219. Телефон для справок: 8 (3462 )53-03-19. Iliam. Vala inc.
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.
чтобы не пропустить новые публикации