• Нижневартовский кукольный мастер Юлия Берг о крысках, скелетонах и Европе

Нижневартовский кукольный мастер Юлия Берг о крысках, скелетонах и Европе

Нижневартовский кукольный мастер Юлия Берг о крысках, скелетонах и Европе

Мир рукоделия не всегда светел и радужен. Иногда он тёмный и странный, особенно, если востребован. Жительница Нижневартовска Юлия Берг уже давно работает "на Европу" - её скелетоны и крыски вызывают восторг или у ценителей авторской куклы, или там, где к макабру давно привыкли. В любом случае её работы никого не оставляют равнодушными.

C чего началось увлечение куклами? И почему крысы?

В 2006 году на основной работе в снабжении нефтяной компании поручили закупить новогодние украшения для офиса. Учитывая, что опыта в оформлении не было, я решила подсмотреть в интернете. Первой картинкой, на которую натолкнулась, была фотография эльфа – большой елочной игрушки, они тогда стали очень популярными. Поразила надпись под фото: «кукла ручной работы». Меня будто пронзило током.

К тому времени я вязала, занималась макраме, шила одежду, но ни о чем подобном даже не подозревала. Как? Как можно с нуля сделать куклу своими руками! Забив в поиске «кукла ручной работы», я замерла: передо мной открылся невероятный, загадочный и манящий мир кукол. Так офис отошел на второй план, чтобы через два года вообще пропасть из моей жизни навсегда.

Крысы пришли гораздо позже. Открыв Клуб авторской куклы в Нижневартовске, я начала спешно учиться всему подряд, чтобы обучать людей. Можно сказать, поиск авторского стиля проходил по ускоренной программе.

В то же время я активно организовывала международные и городские выставки. В 2016 году на весеннюю выставку привезли забавную текстильную крысу Ольги Рубцовой. Взглянув на нее, поняла, чем именно хочу заниматься. К декабрьской выставке, в преддверии года Земляной Крысы, мы создали первую стаю (совместно с мамой). Но еще долгих 6 лет я вырабатывала свой особенный стиль и направление современных крыс.


Хобби или основная работа?
Началом своего творчества считаю 2007 год. В 2009 я уже уволилась с руководящей должности менеджера по закупкам услуг. В целом, именно с 2009 года хобби и превратилось в работу. Причем, работу серьезную, требующую постоянного внимания, усовершенствования. Сама себе директор, бухгалтер, менеджер, упаковщик, курьер, специалист по связи с общественностью и работе в интернете, юрист и адвокат. И на первом месте – генератор идей, исполнитель, фотограф, блогер.. Стало сложно ответить на вопрос, а кем вы работаете?


Мое обучение можно назвать самостоятельным. Первые курсы по кукле заняли 4 дня, уже потом я поняла их низкий уровень, хоть они и стали стартовой площадкой.

В 2011 году я прошла экспресс-курс у моего кумира в Тель-Авиве - Елены Куниной. Это мировая знаменитость кукольного мира. Что касается игрушек из текстиля, мишек Тедди – училась у Наташи Катаевой, тоже первопроходца в России в этом плане искусства. Вообще, я считаю, что учиться нужно у лучших. Крыс я уже изобретала самостоятельно, уйдя на полное самообучение.

Как приходят идеи и характеры для кукол?
Хочу опять же разделить направления в творчестве: куклы – это статичные фигуры людей из полимерной глины, костюмированные, не меняющие позу, высотой от 40 до 60 см. Авторские игрушки – крысы, птицы, коты, объекты в стиле готика - предполагают использование текстиля, специализированных тканей, смешанные техники - папье-маше и лепку. Куклами я сейчас почти не занимаюсь, но планирую возобновить.

Работа над куклой – сложный, многогранный проект, занимающий от одного до трех месяцев. Мое направление – куклы взрослых, почти пожилых людей, которых по-прежнему восхищает жизнь во всех ее проявлениях; они бодрые, веселые, живые… Они несут свою энергию в этот мир. Это Пыльная леди, Мисс Дятлова (или Две Черепахи), Если наступит Завтра, Смотритель, Небесный театр. Даже из названий понятно, что это не игрушка, а отдельно взятый философский мир.

Идеи приходят внезапно, чаще всего перед сном. Если образ яркий, его будешь помнить и утром. Если слабый, можно набросать эскиз и доработать. Но слабые идеи я чаще всего отпускаю обратно в эфир. В период генерирования идей мне достаточно закрыть глаза, и новые образы приходят, как вспышки, мелькают целой чередой. Несмотря на то, что образ может прийти на долю секунды, я потом могу извлечь его из памяти и детально рассмотреть в 3D.


Раньше я выделяла скучные этапы работы над игрушкой: набивка, например. Но сейчас поймала себя на мысли, что в каждом этапе есть свои особенности и приятные моменты. Особый склад характера позволяет наслаждаться каждым этапом работы. Но интереснее всего – оживление и декор персонажа. И конечно, фотосессии с выстраиванием идеи и композиции.

Скелетоны популярны?
У меня в работе одновременно несколько серий - работаю по мере поступления заказов. Сейчас в работе и готика, и мими-коллекция шарнирных крыс.

Первый скелетон ростом 60 см родился в 2014 году, для осенней коллекции Хэллоуин. Дело в том, что я очень неравнодушна к «мягкой готике», как сама ее называю, и таких неравнодушных коллекционеров очень много, просто не все об этом открыто говорят. Я имею в виду заграничных коллекционеров, хотя из России мне тоже писали по этой коллекции.

Когда я показала в России первую готическую крысу в саркофаге, мне тихонечко написали: «это слишком смело для русских».

Мне кажется, дело даже не в популярности отдельных стилей, а в той энергии автора, которую несет та или иная работа. Ведь именно это цепляет и вызывает желание приобрести ту или иную игрушку или арт-объект. Впоследствии я уменьшила скелетонов до 25 см, чтобы расширить круг их почитателей.



Куклы – они как будто живут в параллельной реальности. Твои руки просто инструмент, позволяющий им родиться. А решение об их появлении на свет принимаешь не ты.

Каких мастеров-кукольников вам нравятся?
Я признаю только Елену Кунину. Остальные авторы либо работают в стиле, который мне не нравится; либо не достигли должного уровня передачи энергии в работе.

Все слишком сильно завязано на интуиции. Например, недавно я была в гостях у коллекционера и впервые находилась в окружении мягких игрушек разных авторов. В частной коллекции, мне стало понятно, почему кто-то является автором, а кто-то – собирателем. Невероятно сложно подобрать сочетающиеся энергии разных мастеров и поместить их в одной комнате, чтобы они гармонировали друг с другом.

Если честно, мне стало плохо. Приходилось смотреть на работы изолированно друг от друга, настолько сильно они мешали друг другу. Я пришла к выводу, что быть коллекционером – нелегкий труд. Особенно выбирая работы удаленно, по фото. И еще я поняла, почему часто коллекционеры продают некоторые игрушки после усыновления.

Самый интересный комплимент, который вам делали в жизни?
Их было много, но самый интересный:
Увидела в ленте крыс, ужаснулась и зашла, чтобы отписаться от ваших обновлений. Сижу целый день, листаю и разглядываю фото. Теперь ваша поклонница…



07:15
1195