Отец: человек-праздник или человек-наказание?

14:15
1.92K
Отец: человек-праздник или человек-наказание?

В начале марта в уютной обстановке детского центра «Фанивиль» 18 ответственных отцов – работников акционерного общества встретились с психотерапевтом, чтобы поговорить о воспитании детей.

Идея принадлежит Молодёжному объединению ОАО «Сургутнефтегаз» – по их инициативе на вопросы молодых пап отвечал Евгений Паницын – врач-психотерапевт лечебно-диагностического отделения медицинской службы санатория «Кедровый Лог» ОАО «Сургутнефтегаз».

Один из способов жить лучше
– Сегодня семья нуждается в нашем особом внимании и заботе, – уверен Пётр Скрябин, ведущий инженер-технолог УКРСиПНП ОАО «Сургутнефтегаз», член Совета Молодёжного объединения ОАО «Сургут­нефтегаз» и отец троих малышей. – И, порой, без помощи профессионального психотерапевта не обойтись. Именно поэтому члены Молодёжного объединения решили провести такую встречу для пап. Надеюсь, она будет вам полезна, – обратился многодетный отец к собравшимся.
– Если такая форма общения придётся нам всем по душе, то подобные встречи мы постараемся проводить регулярно
, – добавил Пётр Скрябин.
Для начала психотерапевт Евгений Паницын предложил каждому участнику представиться и рассказать о том, что, собственно, он хотел бы получить от встречи, на какие – самые важные – вопросы, касающиеся воспитания детей, родителю нужно узнать ответ прямо сейчас.
– Общение с психотерапевтом – это, собственно, один из способов жить лучше. Психологический, душевный комфорт в семье не менее важен, чем комфорт материальный. Мы попробуем не только разобраться с тем, кто такой отец – человек-праздник или человек-наказание, но и обсудим важные для вас темы, связанные с воспитанием, – обозначил рамки встречи Евгений Паницын.
Первым задал вопрос Алексей – он воспитывает пятилетнего сына, а в скором времени ему предстоит стать папой ещё одного малыша. Алексею хотелось узнать, какие ошибки в воспитании он совершил с первым ребёнком, чтобы не повторить их впредь. А также как научить старшего сына не бояться высоты? Воспитывающий двухлетнего мальчишку Денис уверен, что папа – это праздник. Он не сомневается, что встреча с психотерапевтом только укрепит его в этом мнении. Дмитрию – папе восьмилетней дочери и полугодовалого сына – необходимо выяснить, как с наименьшими потерями заставить ребёнка выполнять обязанности по дому, например, убирать за котом, который был куплен по просьбе дочери.
У ещё одного Дениса трое мальчишек, их возраст – 16, 14 и 2 года. Многодетного папу волнует общение с подростками: «Как реагировать на грубость ребёнка без грубости с моей стороны?» Трёхлетний сын Евгения, как и старший ребёнок Сергея, регулярно закатывает истерики в магазине, и если Евгению не понятно, что в таком случае делать с отпрыском, то Сергей не знает, как взаимодействовать с женой…
Евгений Паницын поблагодарил всех, кто рискнул задать свои вопросы в числе первых.
– Конечно, я не смогу дать универсального ответа, который идеально подойдёт всем вам. Скорее всего, наше общение станет не руководством к действию, а пищей для размышлений. Все мы очень разные, и от нашего темперамента, воспитания, привычек зависит и то, какую стратегию мы выберем.
Вот, например, Олег, папа двухлетнего малыша, интересуется, как эффективно проводить время с ребёнком. Важно не количество времени, проведённое с сыном, а его качество. Когда вы общаетесь с ребёнком, вы должны быть только с ним. Не думайте в этот момент о прошедшем рабочем дне и предстоящем футбольном матче. «Я сейчас только с тобой, я постараюсь ответить на твои вопросы. Я – весь твой» – таким должен быть ваш посыл общения с малышом.
– Меня зовут Владимир, и у меня такая проблема: мой шестилетний сын, чуть что – сразу в слёзы, что-то не получилось, он – плакать. Я ему говорю: «Не реви, ты же мужик!»…
– Вы действительно думаете, что шестилетнему мальчику нельзя плакать? – интересуется психотерапевт.
– Ну не по каждому же малейшему поводу, – смущается Владимир.
– И маленький мальчик, и взрослый мужчина имеют право выражать свои чувства. Ребёнку сложнее справиться с эмоциями. А папа должен передать сыну или дочери модель поведения, которая научит его приспосабливаться к окружающему миру. «Я вижу, что тебе плохо. Хочешь, я тебя обниму?» – говорит папа. «Хочу», – отвечает ребёнок. «Ну иди сюда. Так тебе легче?» – «Нет, не легче». – «Что ещё я могу для тебя сделать? Тебя оставить, ты поплачешь пока? Если хочешь, можешь плакать рядом со мной». Но имейте в виду: плач не должен быть единственным способом добиться внимания родителей.
Душевный труд
– Ценность сегодняшней встречи, – объясняет Евгений Паницын, – в групповой работе. Участники не просто рассказывают о своей семье – они делятся опытом, дают советы, подсказывают другим. Папы понимают, что не только они одни испытывают трудности в воспитании детей, а их «уникальные» проблемные ситуации, оказывается, возникают и у других родителей.
Почти три часа пролетели незаметно – участники так ув-леклись, что даже не стали прерываться на чай! И уже не психотерапевт отвечал папам, а они сами советовали друг другу, как поступить в том или ином случае, что «сработало» в похожей ситуации.
Антон Цилюра, сотрудник УПГ ОАО «Сургутнефтегаз», воспитывает четверых детей – двух девочек и двух мальчиков, возраст которых – 7 лет, 5 лет, 3 года и 9 месяцев. Антон не только активно задавал вопросы – в частности, его интересовало, как правильно реагировать на детские обманы и стоит ли заставлять старших детей заботиться о младшем, если в конкретный момент они категорически этого не хотят, но и делился опытом с другими папами.
– Я стараюсь бывать на всех встречах, которые организует наше Молодёжное объединение, – говорит Антон, – это важно для саморазвития. Очень понравилось живое общение в группе. Доволен, что смог поделиться своим опытом, идеями, помочь людям. Ну а слова психотерапевта о том, что я во многом действую правильно, конечно, повысили мою самооценку! Важным оказался и опыт других: мои дети ещё не слишком большие и, возможно, в будущем я столкнусь с теми трудностями, которые многие другие отцы уже преодолели.
За советами пришёл на встречу и Дмитрий Рымарев, сотрудник ПУ «СургутАСУнефть» ОАО «Сургутнефтегаз»:
– Так же как и многие другие, хотел услышать ответы на вопросы, получить конкретные рекомендации, как действовать в той или иной ситуации, – делится впечатлением Дмитрий. – Не хочу совершать с младшим ребёнком тех ошибок в воспитании, которые по неопытности допустил со старшим. Если честно, думал, что иду на лекцию, а получилось – стал участником живого разговора. Это понравилось. Послушать других отцов оказалось очень ценным.
Евгений Паницын объясняет, что формат психотерапевтической группы был выбран не случайно:
– Такой метод работы – один из самых эффективных, он позволяет в относительно короткое время найти пути решения многих проблем. Участник получает обратную связь и от психотерапевта, и от других присутствующих. Это ценно. Ведь работа родителями – это огромный труд душевный: он ничуть не проще и не легче работы на производстве. И очень важно поддержать родителей, особенно в начале этого пути.
…Уходя, папы ещё долго обсуждали, всегда ли нужно быть для ребёнка праздником, как сохранить авторитет и избежать наказаний, стоит ли обходиться без гаджетов, и что делать, если сын плохо ест, а дочь абсолютно ничего не боится?..

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации