Спектакль театра имени Вахтангова открыл серию гастрольных проектов Сургутнефтегаза

Спектакль театра имени Вахтангова открыл серию гастрольных проектов Сургутнефтегаза

Дворец искусств «Нефтяник» открыл серию крупных гастрольных проектов в рамках празднования 40-летия Сургутнефтегаза комической музыкальной постановкой академического театра имени Евгения Вахтангова «Мадемуазель Нитуш», которую сургутяне и жители Сургутского района смогли посмотреть 20 и 21 февраля.

Хит для театралов

«Мадемуазель Нитуш» более двадцати лет в репертуаре театра. Уже несколько поколений исполнителей сменилось за это время, а спектакль всё живёт и здравствует и становится всё более востребованным, о чём говорят аншлаги и отзывы – в основном, восторженные. Так, по итогам зрительского голосования, в 2016 году спектакль был признан «хитом продаж» и награждён премией «Звезда театрала».

Критики отмечают, что спектакль необычен для драматического театра, поскольку представляет собой хореографическую постановку на музыку Альфреда Шнитке. Лёгкое и искромётное действо постановщик спектакля Владимир Иванов называет фантазией по мотивам одноимённой оперетты. Эксперимент получился действительно смелым, ведь музыка Эрве здесь практически не звучит. Её заменяет французский шансон, перемежающийся диалогами актёров и актуальными остротами.

– Спектакль построен на импровизации, – говорит режиссёр Владимир Иванов, – и этим он вдвойне интересен актёрам, которые испытывают настоящий кайф, потому что идёт прямой контакт со зрительным залом. В постановке звучит живой оркестр, в нём участвуют 20 студентов. И для них это первые гастроли в жизни, да ещё с Вахтанговским театром, да ещё в Сургуте, в этом фантастическом дворце!

– Конечно, спектакль – живой организм, он, как и любой другой, рождается, живёт, меняется, и настаёт момент, когда умирает, – объясняет режиссёр-постановщик. – В конце прошлого года мы сыграли его в 300-й раз! Это очень солидная, редко встречающаяся в репертуаре цифра. Столько лет! Пятый состав! И в этот вечер я собрал всех исполнителей, которые когда-либо играли. И все они вышли на сцену. Представляете, по три исполнителя на каждый персонаж! Единственная, кто сыграла все 300 спектаклей, – это Мария Аронова. Для актёров это стало и радостью, и испытанием. И для зрителей – совершенно необычная история.

Нет праздника – нет спектакля

Жанр «Мадемуазель Нитуш» – комедия положений. Дениза де Флавиньи (актриса Евгения Крегжде, первая исполнительница – Нонна Гришаева), коротающая юность в монастырском пансионе, мечтает о карьере актрисы. До неё доходят слухи, что преподающий у них музыку Селестен (Александр Олешко) на самом деле знаменитый композитор Флоридор, автор оперетт для актрисы варьете Коринн. Дениза отправляется на одну из премьер Флорида и поступает в варьете на работу под именем мадемуазель Нитуш. Судьба благоволит Денизе: ей достаются роли Коринн, отказавшейся выходить на подмостки из-за мимолётного каприза, а ещё она встречает свою любовь – лейтенанта Шамплатро.

– Герой, которого играю я, прекрасный, радостный, яркий, – признаётся Александр Олешко. – Вообще, этот спектакль создан по заветам нашего учителя Евгения Багратионовича Вахтангова, который говорил: нет праздника – нет спектакля. Что же касается именно этой постановки, то она создана по велению сердца и души для того, чтобы людям жилось чуть легче, чуть радостнее. Мы поём, играем, улыбаемся, танцуем. Чтобы все, кто окажется сегодня в зрительном зале, прожили как минимум 100 лет! Когда человек улыбается и смеётся, он добавляет себе часы, месяцы, годы жизни здоровой и радостной.

Без четвёртой стены

«Мадемуазель Нитуш» помогла раскрыть комический и вокальный дар многим талантливым актёрам, например, Марии Ароновой, играющей строгую начальницу пансиона. К концу постановки её героиня полностью меняет имидж, зажигательно танцует и прекрасно поёт. Блестяще вживаются в роли и другие актёры, взявшие всё лучшее, что оставил им в наследство их учитель Вахтангов: они не только раскрывают сюжетную линию, но и смело комментируют своих персонажей, общаются со зрителем – импровизируют во всю мощь своего таланта. В их числе и Кирилл Рубцов, исполнивший роль лейтенанта Шамплатро.

– С этим человеком связана вся лирическая линия, – рассказывает Кирилл. – Он влюбляется в Денизу, случайно встретившись с ней в театре. Она меняет собственно его судьбу и жизнь. Сначала он такой разбитной гуляка, а когда встречает её, понимает, что она совершенство, она его идеал, и он сам внутренне меняется. И это, на самом деле, очень сложно играть. Нужно протащить через весь спектакль эту звенящую, тонкую струну любви. А спектакль смешной. Всё время хочется смешить и во всём искать юмор. И у этой пары он тончайший, звенящий. И очень сложно не съехать, не скатиться куда-то. Мы как раз пытаемся с Женей Крегжде пропархать над всеми. Помогает нам, всем участникам постановки, и то, что у нас нет четвёртой стены – мы общаемся со зрителем. Такой приём для комедии допустим, даже необходим. Есть сцены, когда мы выбегаем в зал. Зритель это очень любит.

«Мадемуазель Нитуш» – один из самых лёгких и изящных спектаклей театра Вахтангова. На него приходят от души повеселиться, понаблюдать за театральными интригами, оценить искромётные шутки героев. Эта постановка получилась по-настоящему тёплой и полностью лишённой искусственности. Здесь всё «живое»: и пение актёров, и звучание оркестра. Четыре часа – длительный срок для театральной постановки, но они пролетают незаметно. Спектакль стал хорошим подарком к 40-летию ОАО «Сургутнефтегаз».

Олешко о Сургуте

– Так получается, что чаще всего я приезжаю в Сургут именно зимой, поэтому для меня вот этот вот выход из аэропорта и «ах!» – вдох морозного свежего чистого воздуха всегда ассоциируется с этим городом. А ещё снег тут хрустит, как в нашем детстве. Я здесь уже в шестой раз! А здание, в котором мы показываем спектакль – просто какое-то потрясение невиданной красоты, широты, глубины. Дворец! Нам очень приятно, что мы одни из первых с нашим любимым спектаклем оказались на этой сцене.

15:50
994