«Ход королевы»: первый шаг, первый успех. О чём говорят нам современные сериалы

10:00
1.09K
«Ход королевы»: первый шаг, первый успех. О чём говорят нам современные сериалы

Николай Епифанов – журналист, г. Сургут

— Как-то, году в 2008-м, в Ханты-Мансийск на большой форум приезжал серьезный чиновник из федерального правительства. Тема была экономическая, обсуждали долгосрочное планирование. И вот этот чиновник уровня замминистра, доказывая правильность в подходах верстки советской пятилетки, вспомнил диалог Кота и Алисы из «Алисы в стране чудес».

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — спросила Алиса у Кота.

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно... — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Изучая биографии состоявшихся, успешных личностей, нельзя не обратить внимание на фактор случая, когда один-два шага меняли ход жизни человека радикально. И почти всегда не можешь отделаться от ощущения, что если бы не эти часто простые шаги, которых могло у этих великих личностей и не быть, то конечный итог был совсем другим.

Всё это звучит до боли банально. Но после просмотра сериала от Netflix «Ход королевы» на успех волей-неволей начинаешь смотреть чуть иначе, где банальность уже и не раздражает, и ты внутренне опять изобретаешь «велосипед»: жизнь — это почти всегда то вверх, то вниз, и никогда не узнаешь, где дно у ямы и неба высота, пока не сделаешь еще один шаг. Еще один ход...

Право же, удивительный сериал. Короткий, яркий, ёмкий.

Казалось бы, «входные» данные слабоваты — картина строится вокруг шахмат, игры, в общем, совершенно не зрелищной; но то, как происходит в фильме действо, завораживает.

Главная героиня, лишившись матери, попадает в школу-интернат. Здесь волею судеб происходит её знакомство с древней игрой. Знакомство абсолютно случайное, которое, к тому же, могло закончиться, едва начавшись. Но, открыв для себя мир шахмат, девочка понимает, что ничего интереснее в её жизни не было и, скорее всего, в ближайшее время не будет.

Вцепившись в шахматную доску, подросток начинает жить игрой, партия за партией следуя своему природному чутью, стремительно перерастающему в ошеломляющее мастерство, развивая бесспорный талант и даже гениальность, которым становится всё теснее в том мире, где живет их «носитель».

Далее всё идет точно по классической схеме. Первые серьезные шахматные успехи в почти взрослой жизни во всех смыслах пьянят до одурения. И в этом похмельном бреду, как обычно бывает, можно наплевать на всех и вся, включая друзей, и даже тех из них, для которых ты уже немного больше, чем просто друг.

Как итог, стремительно и со свистом приходит полная... яма, дно которой оказывается столь глубоким, что уже и не разглядеть раздутое на осознании собственной гениальности эго.

Но тут снова — тот самый случай, незначительное событие, вероятность наступления которого близка к нулю, и тем не менее, это событие случилось. А не будь его, «яма» могла остаться всерьез и навсегда. А так — прозрение, снова взлет, возвращение ярких красок, успех. На этот раз настоящий, мировой. Не сразу и не по мановению, а через тернии невероятных усилий, как же без этого. Но оно того стоит даже в глазах соперника, врага; того, у кого твой успех должен вызывать по меньшей мере раздражение, а чаще — стиснутые зубы и сжатые кулаки.

Нет. Истинный успех, такой — после провала, самого дна, на всепоглощающей страсти к делу — это почти всегда чистое уважение даже от врагов, разве что разбавленное досадой этих врагов к самим себе, когда подобного успеха не добился: не доработал, не дожал, «недоболел» делом.

И тут картина исподволь поднимает сакраментальное. А может, всем остальным, которые не добились каких-то приличных высот в спорте, искусстве, бизнесе, в конце концов, в обычной офисной работе, просто не хватило случая, шажка, маленького, совсем микроскопического ходика? Конем, ладьей да даже пешкой? Только не на шахматной доске, а в обычной жизни, где вокруг нас обязательно найдутся и свои парочка «коней», и не одна «тура», да и без «ферзя» мало какая «партия судьбы» обходится...

«Ход королевой», как я это увидел, параллельной линией поднимает ещё один важнейший вопрос. Родительский. Нет, здесь обошлось без морализаторства; создатели картины избавили зрителя от нудных сентенций на поле «отцы и дети», хотя определенные предпосылки для этого в фильме созданы.

Речь о том, как распознать в ребёнке увлечение, чтобы его усилить, углубить...

Позволю себе аккуратный спойлер. Уже явно доказав свою одаренность в шахматах, главная героиня оказалась в ситуации, когда ей не с кем и не на чём было играть — элементарно она осталась даже без доски. И все, что требовалось от её окружения, это купить доску с фигурами. Копеечная цена. И что вы думаете, все ринулись покупать эту самую несчастную доску?

А теперь давайте подумаем-порассуждаем, сколько таких условных «досок» мы, родители, не покупаем своим детям, вместо этого в лучшем случае отправляя ребенка на самбо-самбу, хотя ему это не интересно. Потому что сами решили, что так будет лучше, а скорее — просто удобней. В сериале все для гения обошлось благополучно, и родительскому «так будет лучше», когда вместо доски предпочтение отдали шмоткам, был поставлен мат. Но в реальной жизни пресловутое родительское «так будет лучше» ой как сильно цепляется за эгоизм. Да, в случае с «нашим всё» Аллой Пугачевой это сработало. Сама примадонна рассказывала, как в детстве терпеть не могла петь и играть на пианино; мама заставляла. И, как время показало, мамино «так будет лучше» сделало из маленькой не любящей петь девочки большую фигуру, уникального и почти незаменимого ферзя. Но много ли таких счастливых примеров?

Классик заметил, что помогать надо гениям, бездарь сам себе пробьет дорогу. Соглашусь всецело. Более того, уверен, что в каждой семье растет как минимум по одному такому гению, время которого обязательно придёт. Если, конечно, на пути у этого гения не будет стоять родительский флюгер, который попросту не заточен под ребёнка и его мироощущения. Так давайте помогать нашим маленьким гениям; давайте покупать им «доски» или как минимум прислушиваться к их желаниям. Эти желания могут быть не такими уж глупыми и расточительными.

Великий Мохаммед Али, который был признан «Спортсменом XX века», пришёл в бокс практически случайно и в результате определенной цепочки событий: сначала была обида на расовую дискриминацию, потом украденный велосипед, далее мудрый полицейский (почему «мудрый» — почитайте биографию Али, которого запросто могли упечь в тюрьму за определенные высказывания, а там, как это обычно бывает, наклонная с совершенно не спортивным концом), спортзал; одно событие наложилось на другое, помножилось на декалитры тренировочных пота и крови, и вот он итог — лучший из лучших, легенда (ещё при жизни), вечная спортивная слава. Родители не стали перечить, а могли бы: именно Мохаммед Али не только своими спортивными достижениями, но и, как сейчас бы сказали, жестким троллингом соперников существенно поднял ценник на боксерские бои, до него даже многие чемпионы получали не слишком внушительные гонорары. А посему родители запросто могли ударить кулаком по столу — уж лучше карьера простого инженера, чем сомнительное будущее в мордобое с непонятным финансовым итогом.

И таких, как Али, в мировой истории успеха — сотни, а то может и тысячи имен. Даже нынешняя королева Великобритании Елизавета II, которая, по признанию самих британцев, является чуть ли не лучшим монархом в истории государства, стала во главе монархии тоже в результате некоторой цепочки событий, выпади из которой одно из звеньев, скажем, тот же Гитлер или любовные отношения Риббентропа с одной придворной особой, и Елизавета так бы и осталась на уровне герцогини. Кстати, как раз сейчас досматриваю сериал «Корона» про британскую монархию 20-го века. Тоже довольно любопытная картина, правда, местами затянутая, но от того не менее трогательная хотя бы своим неперевиранием фактологии в отношении СССР и России, чем грешат в последнее время многие мировые киноленты.

Есть в психологии такое понятие, как «герой поневоле». Это когда некоторые внешние факторы говорят в пользу того, что человек совершил геройский поступок — защитил женщину от хулиганов, закрыл собой вражеский дзот, спас утопающего — не совсем добровольно или с явным желанием, а по воле обстоятельств. Но ведь, согласитесь, всегда можно найти причины, которые дискредитируют любой благородный поступок и сделают из героя чуть ли не подлеца. Другой вопрос, зачем этим заниматься и вообще — это отдельная тема для разговора.

С гениальностью — практически то же самое, и, бывает, гении тоже становятся успешными поневоле. В каждом из нас заложено то, что делает нас исключительными. Но почти в каждом из нас эта исключительность остается дремать. Просто потому, что многим так и не удается правильно расставить фигуры и сделать свой ход.

Комментарии для сайта Cackle