Зима-кормилица

12:00
920
Зима-кормилица

Как ханты Сургутского района переживают зиму и почему встречают Новый год дважды.

Зима у северного народа ханты начинается с первым снегом. Наступает самое активное время года: нужно выбираться на другие угодья, колоть дрова и поддерживать тепло в своих таёжных жилищах. Ханты, как известно, живут совсем другим календарём. Как таковой Новый год у них начинается примерно в марте, когда коренные жители отмечают Вороний день.

Зимой надо работать.

Виталий Русскин – коренной ханты, живущий на стойбище в деревне Русскинской Сургутского района. На вопросы про Деда Мороза и Снегурочку только смеётся, говорит, у ханты свои порядки.

– У нас зима начинается с первым снегом. Некоторые празднуют светский Новый год, конечно, это в основном те, кто живёт в посёлке. Они да, ходят друг к другу в гости. А старики не празднуют вовсе, – отметил он.

При этом зима, как важное и затратное время, по-своему всё же отмечается. Семья Русскиных делает жертвоприношение, закалывая оленя, сакральное животное по поверьям коренных малочисленных народов Севера. Так они обеспечивают себя и близких мясом и тёплой шкурой.

– Я бы не сказал, что зима – прямо сложный период, но это время, когда надо постоянно работать, когда удобно передвигаться на оленях, делать запасы. Самый активный период. Летом можно посидеть дома, а зимой мы постоянно где-то в поездках, дрова, рыбу заготавливаем. Олени осенью уходят, запасают жир на зиму. Мы их сами ищем и возвращаем, как приходит зима. А начало года у нас отмечается Вороньим днём, весной, – рассказывает хозяин стойбища.

Стойбище семьи Русскиных находится в лесу среди кедров, сосен, берёз. Оно расположено неподалёку от реки Тром-Аган и в 60 км от деревни Русскинской. На стойбище пасутся около тридцати оленей. Радушный глава семьи приглашает жителей и гостей Сургутского района провести несколько часов или дней в лучших традициях северного народа.

– Я второй год активно занимаюсь этнотуризмом. У меня бывали гости даже из Испании и Мексики. Предлагаю несколько видов экскурсий, включая ночёвку на стойбище. Можно отправиться на рыбалку, прогуляться к реке Тром-Аган, осмотреть окрестности, погладить оленей, покататься на оленьей упряжке, прокатиться на снегоходе, по­участвовать в мастер-классах и национальных забавах, – добавил Виталий Русскин.

Ханты также сам изготавливает ножи с ножнами, их можно приобрести на стойбище.

– Вот были гости, порыбачили, проверили мордушки, поработали, потрудились, а после соорудили небольшой костёрчик и устроили посиделки с множеством интересных историй, загадок, былин и легенд, – делится он.

В Рождество Христово все на службу.

Ольга Тайлакова, ханты из Угута, напротив, православная. Новый год она тоже не отмечала, зато Рождество Христово встречала в храме, как и положено верующим христианам.

– Я мечтала о православии ещё с юности. В детстве на угодьях жила, там были тяжёлые условия, в лесу. Жизнь заставила задуматься об этом. С юности я разучивала молитву «Отче наш», знаю наизусть. Раньше я росла в интернате, для меня это было не в диковинку, слышала, что есть много церквей. Я случайно вместе с подругой пошла креститься, за компанию. Покрестилась поздно, конечно. Потом покрестила детей, мужа и всех своих родных, – поделилась историей своей жизни прихожанка храма.

Старшая дочь Ольги, Елена, поёт на клиросе, прочла множество духовных книг, приезжает трудиться в женский монастырь на территории Сургута, совмещая послушание с учёбой в колледже.

– Хочется больше по святым местам поездить. Мы были в Тобольске. Мечтаем в Оптину пустынь попасть. На неделю съездить думаем в Тобольск, побыть в женском монастыре. Я бы хотела, чтобы мой народ больше верил в Бога, глядишь, меньше пили бы. Спиваются люди от того, что нет веры, – считает Ольга Тайлакова.

Приходить в храм несколько лет назад стали и другие представители коренных народов. Отец Алексей в этом ничего удивительного не видит, объясняя, что корни у их верования исключительно православные. А вот для мирской жизни это поистине нонсенс – ханты и манси, верующие и посещающие православный храм. Здесь они не только обретают спокойствие и силы, но и могут пользоваться помощью при храме.

– У нас всё-таки зажиточный народ, в храм часто приносят вещи, игрушки, домашнюю утварь. Мы это все отдаём нуждающимся, многодетным. Когда у нас что-то остаётся, то отправляем в Новосибирскую и Курганскую области, где люди живут очень скромно и нуждаются в этом, – говорит иерей Алексей Екимов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» села Угут.

К детям ханты Дед Мороз приходит тоже.

В школе-интернате в Русскинской много детей народа ханты, которые уже успели на каникулах познакомиться с главными героями декабря: Дедом Морозом и его внучкой. Сейчас, правда, пришлось в шумных празднованиях сделать перерыв из-за ковида.

– В прошлом году из-за коронавируса в ноябре и декабре мы учились на дистанте и никаких специфических сценариев и празднований не проводили. В этом году по тем же причинам новогодней ёлки не было. Но вообще мы тесно сотрудничаем с нашим клубом, и, конечно, к нам в интернат приходит Дедушка Мороз, – говорит заместитель директора школы-интерната в Русскинской Ирина Храменкова.

Дед Мороз, правда, особенный – в национальном хантыйском костюме, но со Снегурочкой. Сценарий тоже адаптирован под верования народа ханты. Он рассказывает детям стихи и сказки, общается с ребятами, водит хоровод.

– Мы разговаривали с ребятишками, стилизацию попытались сделать, объясняли, кто это такой. Смешанных семей ведь много. У нас среди воспитанников 180 человек – лесные дети. Среди них есть и православные. В общем, смешаны культуры, – объясняет Ирина Храменкова.

А потому у современных ханты и манси, как, впрочем, и остальных россиян, праздников немало, и все в почёте: за светским Новым годом празднуют Рождество и Крещение, а там не за горами и Вороний день, предвещающий долгожданную весну.

КОММЕНТАРИЙ

Вера КОНДРАТЬЕВА, музыкант, общественный деятель, автор и исполнительница песен на русском языке и языке ханты:

– Раньше в традициях у ханты не было встречи Нового года с 31 декабря на 1 января. Как таковой новый год всегда знаменовался прилётом вороны в апреле. Вороний день – один из самых почитаемых праздников народов ханты и манси. Ворона – вестник жизни, покровительница женщин и детей, первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Наряжается ёлочка во дворе, коих в лесу очень много. Дети получают подарки, которых очень ждут.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Маргарита ВОЛЬФСОН

Фото Виталия Русскина

Материал вышел в газете «Вестник» № 3 от 21 января 2022 года. 

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации