Деньги – товар – деньги

Деньги – товар – деньги

Радость от покупки дорогостоящей новинки может быть безнадёжно испорчена, если вдруг выяснится, что товар непригоден к использованию по причине брака. Как правильно вести себя в таком случае продавцу и покупателю, опираясь на закон, объяснили в отделе потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Сургутского района. Увы, тогда классическая цепочка Карла Маркса «Товар – деньги – товар» может сильно видоизмениться.

От жителя городского поселения Белый Яр Бахадыра Расулова поступил на эту тему следующий вопрос:

– Я индивидуальный предприниматель, торгую обувью. Ко мне обратился потребитель с жалобой на то, что через три недели после носки у него разошлись швы на ботинках, требует вернуть ему деньги – шесть тысяч рублей. Я согласился с тем, что это производственный брак, предложил сделать ремонт за мой счёт, но потребитель отказывается и настаивает на возврате денег. Но ботинки на вид ношеные. Почему я должен возвращать ему шесть тысяч рублей, как за новые?

Отвечает специалист отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета экономического развития администрации Сургутского района Елена Пермякова.

– В данной ситуации вы нарушаете действующее законодательство.

Статья 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предоставляет право потребителям в случае обнаружения в товаре недостатков потребовать по своему выбору:

– замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно пункту 5 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.

Также вы должны знать, что согласно пункту 4 статьи 24 Закона о защите прав потребителей при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Т.е. если на момент возврата обуви цена на такую же обувь в вашем магазине возросла, то потребитель вправе потребовать помимо возврата уплаченной суммы ещё и дополнительно сумму, на которую подорожала данная обувь.

На основании вышеизложенного потребитель правомерно предъявил вам требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества, и в случае неудовлетворения его требований он имеет право обратиться в суд за защитой своих потребительских прав.

* * * * *

Ирина Рузанова из Ульт-Ягуна спрашивает:

– В магазине приобрела варочную панель, которая через три месяца вышла из строя. В сервисном центре мне выдали акт о проведении гарантийного ремонта, в котором был указан срок 45 дней. По истечении 50 дней панель мне не отремонтировали, и я написала в адрес продавца заявление о возврате денежных средств. Через 10 дней после получения моего заявления продавцом мне позвонили из сервисного центра и сказали, что варочную панель наконец-то отремонтировали и я могу её забрать. Вправе ли я отказаться от товара и потребовать вернуть денежные средства за панель?

– Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), если срок устранения недостатков товара не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учётом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определённый соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определённого соглашением сторон первоначально.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей, за нарушение сроков устранения недостатков продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Пунктом 2 статьи 23 Закона о защите прав потребителей установлено, что в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьёй 20 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьёй 18 Закона о защите прав потребителей (см. выше).

Согласно статье 22 Закона о защите прав потребителей требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причинённых потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

На основании вышеизложенного ваше требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления данного требования.

В случае отказа продавца от удовлетворения ваших требований вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением за защитой своих прав.

Если необходима помощь в составлении письменной претензии или искового заявления, вы можете обратиться к специалисту по защите прав потребителей администрации Сургутского района по адресу: г. Сургут, ул. Бажова, 16, каб. 234, тел. 529-051.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подготовила Полина ЖДАНОВА

ФОТО pixabay.com

Материал опубликован в газете «Вестник» № 39 от 24.09.2021 года.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации