Дар для тех, кто готов принять

09:00
1.41K
Дар для тех, кто готов принять

Каждый приезд митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла в Лянтор – для его жителей событие желанное. 

В небольшом храме Покрова Божьей Матери бок о бок с прихожанами, знающими церковный порядок назубок, крестятся, смущённо поглядывая на соседей, те, кто в храме – гости редкие. И дело не только в Архиерейском богослужении – в исполнении владыкой всегда тожественной и одновременно какой-то трогательной, проникновенной службе. А в том, что не приезжает Митрополит с пустыми руками. Часто с подарком – святыми мощами, прикосновение к которым обещает самые разные чудеса.

Накануне в новостных лентах прошла информация, что едет митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский и сразу с двумя святынями – мощами младенцев Вифлеемских, убитых царем Иродом, и новомучеников и исповедников российских.

16 января, не такое уж и раннее утро. Захожу в притвор и сразу чувствую что-то неладное. Людей немного, даже пустовато.

– Служба будет? – спрашиваю у первой встреченной бабушки.

Кивает.

– А владыка здесь?

Ещё один утвердительный кивок.

– Идите, приложитесь, а то сейчас начнётся, – звучит женский голос у меня за спиной. Поворачиваюсь. Быстрый взгляд работницы храма убегает в сторону алтаря. 

Подхожу к открытому ковчегу, необычно большому, не такому, какие я видела прежде. В самом сундучке 54 окошка, под каждым имя: Священномученик Владимир Киевский, Священноисповедник Афанасий Ковровский, Святая благоверная княгиня Елизавета, инокиня Варвара... Едва ли детей в Вифлееме так звали! Читаю на отворенной крышке: «Новомученики и исповедники Церкви Русской, молите о нас». Замираю от неожиданности. Видимо, почувствовав мою растерянность, тот же женский голос за спиной чуть слышно заметил:

– А мощей младенцев Вифлеемских не привезли, так вот...

Новомученики и исповедники российские – а что же это за люди, что за святые? И с чем к ним идут верующие?

XX век – время, богатое на события. Веками царская Россия в 20-м столетии дважды поменяла власть. А вместе с политическим строем менялось и отношение к вере. В нулевые православие было одним из столпов страны. Всё перевернулось с ног на голову после 1917 года и Гражданской войны. Идеология резкого отрицания Бога продлилась вплоть до 90-х. После чего к вере стали относиться просто с равнодушием.

А между тем, приверженцы церкви существовали всё это время. В стране, где тема духовности закрыта, а Бога официально нет, именно существовали. По-другому и не скажешь. Те, кого не сумели сломить гонения, ссылки в суровые края России и пытки в тюрьмах, кто не отрёкся от Христа, затылком чувствуя стену и глядя в черное дуло ружья, оставили частицы своего святого праха в этом большом ковчеге. К нему не подойдешь с мирским, здесь молятся о духовном росте и крепости своей веры. Дар не для всякого, а кто к нему готов.

– Эта святыня оказалась на югорской земле в год столетия трагических, кровавых событий. Мы знаем, что революция унесла 34 миллиона жизней и в том числе этих новомучеников, прославленных во святых, – рассказал владыка Павел во время проповеди. – К сожалению, мы не сохранили столько материалов о России и том времени, как сохранила Италия. У нас в этом плане история вообще умалчивается. Когда я там служил, я обратил внимание на старую подшивку газеты «Безбожник», почитал там много статеек, посмотрел рисунки-карикатуры. И я перекрестился: слава Богу, что я не жил в то время! Это что-то кощунственное на каждой странице! Вот под каким прессингом жил тогда православный народ. А ведь Россия была на 90 процентов православной. 90 процентов людей претерпевали уничижение, унижение.

В рядах мучеников и исповедников 20-го столетия есть и те, кто пострадал за веру в Югре. Ссылку в Ханты-Мансийске (тогда в Самарово), Сургуте, Сургутском районе отбывали причисленные к лику святых священномученики Герман (Ряшенцев) и Онуфрий (Гагалюк), мученики Иоанн (Попов) и Илия (Громогласов).

Для жителей Лянтора эта святыня не чужая и ещё по одной причине. Сейчас в городе продолжается строительство нового православного храма, который наречён в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благая стройка началась в середине 2000-х, когда заложили фундамент и стены. А потом притихла. И вот три года тому назад служители лянторского прихода решили довести начатое до конца. Притом, что строится храм только на пожертвования лянторцев, нет у него богатых спонсоров, успели за это время сделать многое: возвели колокольни из кирпича, установили окна, перекрыли крышу деревом, начали обшивать её металлом, завели электричество и отопление в храм, утеплили помещение. И глядя на то, как работа движется, нет-нет да и мелькнёт мысль, что те, в честь кого воздвигается храм, взяли себе его под крылышко... 

А в самый приезд со святыми мощами в Лянтор владыка Павел пообещал, что выделит половину средств на приобретение главного купола, который вот-вот нужно будет ставить. Почему не все? Видится в этом ещё один промысел исповедников. Чтобы лянторцы утвердились в своём благом намерении – построить всем миром новый храм, а значит, укрепились в своей вере. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Анастасия ТАРАСОВА ФОТО Алексея АНДРОНОВА
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации