Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

От потасовки в колонии до убийства брата – говорим со следователем по Сургутскому району

15 января Следственному комитету России исполнилось 15 лет. Профессиональный праздник хранители закона отмечали, не отрываясь от дел. У майора юстиции Александра Разина, который проходит службу в Сургутском районе, времени на торжества нет, ведет очередное расследование. На столе куча папок, в каждой улики разных преступлений. Кто эти люди-детективы, жертвующие сном и покоем? И что сложнее: выйти на след или доказать вину?

Три обезьяны.

На втором этаже здания на улице Островского в Сургуте меня встречает Александр Разин. На лице – приятная улыбка, на плечах – китель с золотыми погонами. Прохожу в кабинет, в глаза бросается статуэтка трех обезьян, символизирующая восточную мудрость о «недеянии зла». Задача же Разина точно противоположная – увидеть, услышать и назвать зло, чтобы его обезвредить. О том, какую форму оно принимает в Сургутском районе, мы и поговорим. 

– Для меня этот символ – напоминание: быть мудрым, честным, дипломатичным, – объясняет он.

В 2014 году молодого и амби­циозного 24-летнего Разина приняли на службу в Сургутский межрайонный следственный отдел. Его манил вызов этой работы – перспективной, трудной и по-настоящему опасной. Новоиспеченному сотруднику поручили расследовать десяток уголовных дел. Одно из них касалось потасовки в ранее существующей исправительной колонии-поселении в Локосово, когда восемь арестантов избили двух сотрудников УФСИН.

– Было непросто, потому что обвиняемые отрицали свою вину. Ситуацию усложняло то, что с течением времени они начали освобождаться из места лишения свободы. Я их искал по всему округу. Нашел и привлек к ответственности. В итоге фигуранты отбывали еще один срок – по статье 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», – поясняет следователь.

  Пьянка и ледоруб.                                                                                                         Летом 2025 года в травматологию Сургута поступил житель Солнечного с открытой черепно-мозговой травмой. Он не выжил. Неизвестный нанес ему увечья тупым предметом. Александр Разин во главе следственно-оперативной группы установил обстоятельства преступления. Два соседа распивали в квартире алкоголь. Когда спиртное закончилось, мужчина дал потерпевшему денег и отправил его в магазин. Спустя время обвиняемый увидел, что его приятель пьет алкоголь без него. Он вышел на крыльцо с топором-ледорубом и нанес ему несколько ударов. Потерпевший поднялся в свою квартиру, но обвиняемый вскрыл инструментом дверь, добил свою жертву. Следователи нашли топор-ледоруб в ванной комнате у задержанного. За убийство ему сейчас грозит до 15 лет тюрьмы.

Кто есть кто?

В мире криминальных драм, рассказывает Александр Разин, не всегда исход дела предсказуем. Иногда кухонный нож оказывается в руках у жертвы, но непонятно, кто убийца. А бывает и так: все подготовлено для вынесения приговора, но фигурант выходит невиновным.

Однажды на месторождении Сургутского района, в вагончике нашли труп мужчины с восемью колото-резаными ранениями. В его руках было холодное оружие. Встал вопрос: его убил другой человек или югорчанин нанес увечья сам себе?

– Были отработаны разные версии, допрошены люди, проведен большой объем судебных экспертиз. По местным документам мужчина не состоял на психиатрическом учете, но мы установили, что ранее он жил в другом регионе страны. Нам сообщили, что у него все-таки было психическое расстройство, – вспоминает он.

 Замерзшая жена.                                                                    В 2025 году в Сургутском районе следователи нашли в квартире тело пожилой женщины в мокрой одежде. Ее муж сказал, что уходил из дома. Экспертиза установила смерть от переохлаждения, что в теплом жилье выглядело абсурдом. Дело запутала соседка, которая сказала, что муж погибшей признался ей в убийстве, но следователи узнали, что заявительница состоит на учете у психиатра. Оказалось, что муж нашел жену в предбаннике, пытался ее отогреть, но было поздно. 

Сложные дела.

По мнению Разина, в Сургутском районе своя специфика работы. В частности, из-за дальности населенных пунктов.

– Например, в прошлом году в Тайлаково произошло убийство, и мы добирались туда сначала на авто, потом на «Буране» и пешком, чтобы допросить свидетелей. С другой стороны, населения меньше, чем в крупных городах, что сокращает число преступлений, – объясняет следователь.

Ежемесячно в работе у следователей находятся от пяти до 15 уголовных дел. Зачастую завершить одно дело бывает сложнее, чем несколько.

– В 2025 году мы направили в суд дело в отношении сотрудника органов власти. Ему вменили семь эпизодов взяточничества, объем дела составил более 35 томов, тогда как простые дела занимают один-два тома, – сообщает следователь.

Непростые в моральном плане уголовные дела, по его мнению, касаются гибели детей.

– Речь о ДТП или несчастных случаях, например. Как правило, погибшие – младенцы, ребята, которым нет и 14 лет, еще не успевшие познать жизнь, – отмечает он.

 Страшная находка.                                                                    В ноябре 2025 года суд Лянтора арестовал 45-летнего мужчину, обвиняемого в убийстве своего брата. Во время ссоры он ударил родственника ножом в шею. После этого обвиняемый замыл кровь в квартире и вывез тело в лес. Позже он попытался покинуть регион. Следователь Александр Разин позвонил в военкомат и узнал, что мужчина числится в списках на отправку в зону СВО. Спустя пару часов его задержали.

Вершители судеб.

Оперативник в плаще и шляпе Глеб Жеглов и бывший разведчик Володя Шарапов из фильма «Место встречи изменить нельзя» с детства одни из любимых персонажей Александра Разина. Но в своей профессии он равняется на другого человека.

– Мой отец Владимир Владимирович Разин всю жизнь проработал следователем, был руководителем отдела полиции № 3 в Сургуте. Для меня он – эталон и главный наставник, – говорит он.

На вопрос «Что вам больше всего нравится в работе?» следователь отвечает:

– За нашими действиями стоят судьбы людей, а еще от них зависит доверие населения к правоохранительной системе. Иногда люди не верят, что преступника накажут, высказывают предположения о подкупе. И очень радостно видеть, когда они кардинально меняют свою позицию, – подытоживает он беседу.

Труд следователей – не просто работа, а скорее поиск ключа к разгадкам преступлений. Каждый день они помогают семьям, потерявшим близких, и помогают установить истину. Вера в правду, наказание – их броня. Броня, которая выдерживает не только благодарность за раскрытие дела, но и реальные угрозы от тех, кто совершил преступление, понес наказание, но уроков так и не вынес.

Личное дело:

Александр Разин с пяти лет живет в Сургуте. После юридического института в Тюмени и Омской академии МВД два года отдал работе следователя в полиции. В 2014 году влился в ряды Следственного комитета РФ, где сегодня служит майором юстиции. Женат, отец троих детей.