Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​оТРАВЛЕние другого: о буллинге одноклассников, и к чему он приводит

Честно сказать, лучшие годы моей жизни – школьные. Никакой работы, ипотеки, бесконечных счетов за ЖКУ. Была сплошная свобода – тусовки у подъезда, первые свидания, ощущение, что весь мир у твоих ног. И... издевательства над сверстниками. Мою юношескую агрессию периодически «снимала» моя одноклассница. «Ты или тебя» – так устанавливалась «иерархия» в школе. В этом материале расскажу о тех, кто стал «грушей для битья» и судьбе тех самых «боксеров». Готовы увидеть мир без приукрас и снять розовые очки? Это будет не оправдание, не исповедь, а исследование.

Ее слезы – моя победа.

В мои 16 у меня было две проблемы. Первая – родители, которые не отпускали на тусовки с друзьями. Вторая – одноклассница Полина (имя изменено), которую я считала главным врагом. Признаться, ничего плохого сама Полина мне не сделала, просто была неприязнь, не нравилась она мне.

Если Полина пропускала уроки – день был испорчен. Мне нравилось указывать на ее недостатки, пускать обидные шуточки и наблюдать за тем, как остальные одноклассники меня поддерживают. Ее слезы – моя победа. Кстати, девочка даже слабой-то и не была. Над такими я не издевалась.

Почему я так делала? Четкого ответа нет до сих пор. Мне не нужно было самоутверждаться, с самооценкой у меня более чем нормально. Я точно не пыталась показать себя выше или скрыть за своей агрессией какую-либо зависть. Единственное, чем я могу обосновать свои поступки: «Либо ты, либо тебя». Это был принцип «лучшая защита – нападение». Подростки ведь жестокие. И это факт, о котором мало кто говорит. Да, им не чужды переживания, они могут страдать от первой любви так, будто это конец света. С такой же силой они способны и ненавидеть.

Психологи уверены, агрессия – попытка защититься. Я же отвечу: «Не всегда». В подростковом возрасте ненависть часто превосходит всякое сострадание и жалость. Единственное, что меня утешает – с годами это проходит (в большинстве случаев). Теперь мне жалко даже тех, кто сам поступает со мной не очень-то и хорошо.

Жалею ли я? Честно сказать – нет. Сейчас девочка живет свою лучшую жизнь, у нее отличный муж, и вот-вот родится ребенок. Мы увиделись через три года после выпуска. И здесь уже было ее откровение.

– Школьные годы и ваши издевательства сделали меня сильнее. Я поняла, что я у себя одна, и никто не будет любить меня сильнее, чем я сама. Это была своего рода прокачка. Это нужно было пройти, чтобы прийти к лучшей версии себя. Теперь у меня любящий муж, искренние друзья, которые никогда не посмеют меня обидеть. И не потому, что они такие хорошие, а потому, что я уже не позволю, – призналась Полина при последней встрече.

Может, если бы судьба Полины сложилась иначе, я бы гнобила себя за тот самый школьный буллинг. Утешаюсь тем, что у моей «жертвы» все хорошо, а я больше никогда не буду тем злым подростком.

Боль, страдания и… месть.

Моя личная история – это лучший сценарий в тяжелой теме буллинга. Бывает и по-другому. Жертва долго терпит издевательства сверстников, а в глубине души вынашивает план мести, под который могут попасть даже непричастные.

В апреле 2024 года в Нижневартовске школьник убил сотрудника супермаркета. По версии убийцы, жертва домогался до его несовершеннолетней девушки. Парень решил защитить возлюбленную. Дальше – драка, убийство по неосторожности, суд.

Мама осужденного утверждает – всему виной школьный буллинг. Сыграла внутренняя агрессия. Над подростком издевались одноклассники. При этом травить сына начали годом ранее. Парня избили, а видео выложили в сеть. Заявление в полицию семье не помогло. Нападки лишь усилились. Одноклассники стали поджидать мальчика у школы, оскорб­лять и угрожать.

Недавно суд огласил приговор за убийство – пять лет лишения свободы в колонии общего режима. Так почему же жертва буллинга сам пошел на жестокость и довел конфликт до такой расправы? Понял – терпеть больше нельзя.

– К моему глубокому сожалению, в шоковом состоянии сын не выдержал этой агрессии и унижения и совершил страшное преступление! Сколько еще должно произойти трагедий, начинающихся с травли в школах, и в результате бездействия тех, кто должен обеспечивать безопасность наших детей?! – задавалась вопросом в соцсетях мама осужденного.

Кстати, обидчики осужденного мальчика наказания избежали.

Думаете, они жалеют о своих издевательствах? Огорчу вас, нет. Один из них продолжил писать негативные комментарии под постами в аккаунте своей жертвы даже после несчастного случая. Как по мне, это еще одно доказательство того, что в сегодняшних реалиях у подростков минимум сострадания и максимум ненависти. Но это не значит, что из них вырастут плохие люди или вовсе преступники. Это значит, что им нужно время, чтобы понять этот мир и свое место в нем.

Есть куда обратиться.

В том же Нижневартовске в 2022 году произошла еще одна история. Школьник ранил ножом своего одноклассника. С тех пор в Югре внедрили «Кнопку буллинга». Доступна она в электронном школьном журнале. Заявить о травле могут как сами подростки, так и их родители. Сигнал переходит напрямую главному внештатному педагогу-психологу регионального департамента образования и науки.

За 2023 год через кнопку поступило около 100 обращений, в 10 случаях выявили реальные признаки буллинга. За 2024 год подтвердились 11 случаев травли несовершеннолетних. За неполный 2025 год – 10 случаев.

– К сожалению, административными командами школ не всегда принимаются эффективные меры по локализации и разрешению конфликтов среди учащихся, не используется практика привлечения к ответственности несовершеннолетних, причастных к травле, или их родителей, а также должностных лиц, не принимающих соответствующих мер реагирования, – сказано в ежегодном отчете за 2024 год уполномоченного по правам ребенка в Югре Людмилы Низамовой.

По ее мнению, такие меры следует принимать не только администрациям образовательных организаций, но и департаментам образования, органам полиции.

Как повезет

Сильный ты или слабый, уверенный в себе или не очень – жертвой травли сверстников может стать каждый. Сейчас в законодательстве за буллинг предусмотрены разные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Из нововведений – наказание за унижение и оскорбления в интернете. В Госдуму внесли законопроект о кибербуллинге. Штрафы предусмотрены от 10 до 50 тысяч рублей, если ты простой пользователь, и до 500 тысяч руб­лей для организаций и должностных лиц.

Травля – тема сложная, неоднозначная и имеет две стороны – кому-то она помогает стать лучшей версией себя, кому-то ломает жизни и губит молодость. Предвидеть будущее сложно, но контролировать свою ненависть и отвечать за поступки должен каждый. И эту часть истории я опущу, но лично я за свою подростковую агрессию получила сполна.