На грани тайги: хроники современной жизни коренных народов в Сургутском районе
Стойбища атакуют стаи злобных собак, полицейские вязнут в болотах, а непрошенные гости проникают на родовые угодья как к себе домой. Представители коренных народов Севера составляют 3 % от общего населения Сургутского района. В администрации Лянтора прошло заседание совета представителей КМНС, где стало известно, кто и что не дает покоя ханты, и чем они «отличились» в полиции.
Зубастая угроза.
На встречу собираются чиновники, специалисты налоговой и ветслужбы, полицейские, коренные жители родовых угодий. Первая тема – «обслуживание» северных оленей. В Сургутском районе их почти 9300. Животных нужно обследовать на наличие паразитов, вакцинировать от таких опасных заболеваний, как сибирская язва, чипировать. С вакцинацией проблем нет. Но есть другая – бездомные собаки. Из зала поднимает руку хрупкая девушка Валентина Колванова. Она живет с семьей недалеко от Лянтора. Говорит, в районе Быстринского месторождения огромные, как волки, «друзья человека» нападают на оленей и пугают людей.
– Когда муж на вахте, я с детьми одна дома, они очень боятся на улицу выходить, как только услышат лай. Когда мы вызываем службу отлова и сотрудники приезжают, собак на месте уже не бывает, или те сразу в лес пускаются, и их уже не догнать. А если моего оленя поймают, загрызут, кто ответственность за это будет нести? – делится она переживаниями.
По мнению девушки, бродячие собаки оказываются на воле по вине людей, которые покупают путевки на охоту, приезжают в тайгу, где избавляются от когда-то любимых питомцев, а также из-за рабочих, которые выбрасывают щенков на дорогу. Другие животные прибегают из соседних населенных пунктов. К беседе присоединяется мать четырех детей Зоя Лемпина. Оленей на угодье не содержит, но собаки покоя ей тоже не дают.
– Собаки прибегают к нашему стойбищу, рвут шкуры, которые мы стелим на нарты (узкие длинные сани для езды на оленях. – Прим. ред.). Они грызут уголок дома, чуя запах рыбы. Один раз ночью спим, собаки прибежали. Я даже выйти боялась, потому что там куча рыбы лежала. Они, голодные, начали ее есть. Я когда стала выходить, они на меня давай рычать. Разбежались только тогда, когда муж завел буран. Наша сторожевая собака на них всегда налетает, я за нее боюсь. Жить уже невозможно, – сетует она.
Первый заместитель главы Сургутского района Руслан Марценковский предлагает решать вопрос по снижению миграции бродячих собак вместе.
– Переговоры мы в любом случае проведем, направим официальное обращение в адрес недропользователей, определим ваши болевые точки. Проговорим с департаментом ЖКХ о совместных профилактических выездах со службой отлова в места традиционного проживания, – говорит он.
Заболоченная преступность.
Свои вопросы и у правоохранителей. По словам начальника отдела участковых уполномоченных полиции отдела полиции № 1 в Лянторе ОМВД России по Сургутскому району Александра Антропова, иногда выехать на родовые угодья очень сложно. Эти территории труднодоступны, дорога туда зачастую отсутствует, особенно в непогоду.
– В апреле этого года на угодьях в районе Угута обнаружили труп ханты, но из-за плохой погоды и удаленной территории было сложно туда добраться. Предлагаю рассмотреть вопрос о предоставлении проходимого транспорта – вертолетов или болотоходов для сотрудников полиции, – вносит он предложение.
Антропов также описал взаимодействие полиции с общиной ханты по целому ряду правонарушений. Среди них уклонение от административного надзора, кражи, неуплата алиментов, угрозы убийством, вождение в пьяном виде, незаконный оборот оружия и вырубка леса. Кроме того, на контроле у правоохранителей находятся 18 неблагополучных родителей и шестеро подростков из числа коренных народов.
В целом же среди КМНС наблюдается снижение преступности на 28 %.
– За первые девять месяцев 2025 года полиция раскрыла на территории Сургутского района 586 преступлений. Из них 23 совершили коренные малочисленные народы Севера (в 2024 году – 32), – отчитывается он.
На встрече с коренными жителями были и налоговики. Их задача – напомнить населению, что до 1 декабря необходимо заплатить налоги. Долг набрался приличный.
– По состоянию на 28 октября, общая сумма задолженности 412 представителей КМНС из Сургутского района составила четыре миллиона 352 тысячи рублей. Наибольшая доля должников приходится на Русскинскую и Лянтор, – делится информацией государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 5 межрайонной ИФНС России № 11 по ХМАО-Югре Никита Безбородов.
Наглые «шишкари».
Константин Сенгепов из окрестностей Сытомино на встрече поднимает другую проблему. Представители ханты могут беспрепятственно проезжать через блокпост, возвращаясь домой на угодья, и это отлично. Но то же самое почему-то делают и «шишкари». Нелегальные сборщики дикоросов легко проникают на их территории обходными путями для массовой заготовки.
– У нас проходной двор. Когда шишка идет, машины с иностранцами едут и едут, заезжают окольными путями. Или, например, человек захотел проехать, денежку подсунул, его пропустили. Люди говорят: «А мы не знали, что это ваши угодья». Хотелось бы, чтобы режим ужесточили, – жалуется мужчина.
Первый замглавы Сургутского района Руслан Марценковский предлагает обратиться к руководству компании с предложением ужесточить режим проезда через КПП.
Такие встречи нам нужны!
В завершение встречи со стула поднимается юноша. Представляется Василием Ядне. Он ненец, переехал в Сургутский район с Ямала. Сейчас занят поиском работы.
– Я обратился во «ВКонтакте» за помощью к главе Сургутского района Андрею Трубецкому. В течение двух дней мою проблему решили, сделали временную регистрацию, помогли с документами. Хочу выразить слова благодарности. Также спасибо, что организуете такие встречи, они нам очень нужны, – говорит он.
В завершение встречи делегаты обсуждают планы на 2026 год. Решают проводить такие визиты чаще – ежеквартально и на четырех территориях – в Лянторе, Нижнесортымском, Русскинской и Угуте.
КОММЕНТАРИЙ:
Андрей Трубецкой, глава Сургутского района:
– Для поддержки жителей из числа КМНС мы компенсируем 70 % от стоимости приобретенных северных оленей и возмещаем расходы за материально-технические средства. Выделяем субсидии на продукцию охоты и обустройство территорий традиционного природопользования, помогаем ветслужбе чипировать и вакцинировать поголовье.
ФАКТ:
Коренное население Сургутского района состоит из трех народов: 98 % ханты и по 1 % – ненцы и манси. Всего – более 3900 человек.