Новая эпоха в жизни нефтяного края

00:00
1302

Сорок лет назад в районе Сургута был построен почти двухкилометровый (1927 метров) железнодорожный мост через Обь, открывший дорогу в нефтяное Приобье.

Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

Автор фото: Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

5 августа 1975 года по нему прошёл первый поезд.

- Открытие железнодорожного моста стало значимым событием для нашего региона. В настоящее время по нему за сутки проезжает 30 пар пассажирских и грузовых поездов, это очень большая нагрузка и большая ответственность, - говорит Анита Шагиева, директор музея Моста через Обь, который проходит в 67 метрах от его «старшего брата». В своё время Анита Анатольевна 12 лет посвятила созданию школьного музея транспортных строителей в посёлке Юность, собрав пятитысячный фонд бесценного материала, несколько разделов по строительству дороги Тюмень - Сургут - Нижневартовск, - всё, что связано с транспортным освоением нашего края. Потому мы и обратились за информацией к ней накануне сорокалетнего юбилея железнодорожного моста.

РЕШЕНИЕ построить железнодорожный мост через Обь в районе Сургута правительство нашей страны приняло в далёком 1971 году. Для выполнения этой важной государственной задачи и был создан мостостроительный отряд № 29, первым директором которого был назначен опытный мостостроитель А.В. Моисеев, главным инженером - И.В. Калугин.

В апреле мостовики обосновались в десяти километрах от Сургута - в урочище Барсова гора, неподалёку от будущей стройки. Для начала поставили палатки, оборудовали котлопункт. С открытием навигации из Тобольска и Новосибирска стали приходить баржи с необходимой техникой, оборудованием, инвентарными конструкциями жилых и производственных помещений для обустройства посёлка. В июне 1971 года новосёлы уже вселились в первый дом будущего посёлка. С августа строители смогли сдавать по 14 домов в месяц! Среди тех, кто трудился над возведением первого жилья, основывал посёлок, были рабочие бригады В. Задорожного. К весне 1972 года мостоотрядовцы ввели в строй все сооружения первой необходимости на промышленной базе и приступили к главному делу, ради которого и создавался отряд.

Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

Первый поезд прибыл.
Автор фото: Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

И НЕДАРОМ возведение железнодорожного перехода через Обь называли стройкой века. В те годы он являлся одним из крупнейших среди подобного рода объектов в Европе и третьим по протяжённости в СССР. При его сооружении было использовано немало новинок, внедрение которых обусловливалось, в частности, особенностями грунтов на Оби. Относительно устойчивые их слои пролегают на глубине 30 - 40 м. Технологии того времени позволяли углубить сваи на 28 - 33 м. А здесь впервые при возведении опор были применены наклонные буровые сваи, погружённые на 40 м! (Руководство работ по возведению опор Обского моста осуществлял старший прораб В.С. Моргуненко). Принцип и технология строительства фундаментов, опробованных здесь, демонстрировались в Москве на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства.

Мостовикам тогда приходилось осваивать много нового. Обский гигант являлся вторым переходом в СССР после моста через Юганскую Обь, металлические конструкции которого соединялись высокопрочными болтами, а не при помощи клёпки, как раньше.

Проектировался этот уникальный для своего времени переход в Московском институте «Гипротрансмост» под руководством ведущего специалиста Оникса Степановича Мутафьяна, который впоследствии контролировал ход строительства. Это сооружение он считал главным детищем всей своей жизни.

- Железнодорожный мост был построен в рекордно короткие сроки, - продолжает Анита Шагиева. - Строили его несколько мостостроительных организаций: мостоотряд № 15, в то время им руководил Валентин Фёдорович Солохин, наш знаменитый мостостроитель, ставший впоследствии гендиректором организации Мостострой № 11. А также - Мостоотряд № 29, тогда им руководил Анатолий Викторович Моисеев, и Мостопоезд 442 - руководитель Павел Николаевич Тоболяков. Годы строительства были сложнейшие.

Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

Скоро стыковка.
Автор фото: Алексей Бессмертных, а также из архива Аниты Шагиевой.

НАДО ЛИ говорить о том, с каким нетерпением ждали сургутяне этого события! Буквально за каждым шагом строителей следило недремлющее око прессы. В газете «К победе коммунизма» (ныне «Сургутская трибуна») выпускался специальный листок соревнования строителей моста через Обь, который так и назывался - «Мост», где освещали трудовые рапорты мостостроителей, рассказывали о том, что сделано, о людях, которые трудились на этом уникальном объекте. А на первой странице вёлся обратный отсчёт: до первого поезда осталось 23 дня, 22, 21...

И ВОТ 5 АВГУСТА 1975 ГОДА на станцию Сургут прибыл первый поезд, главными пассажирами на котором были строители. Этому долгожданному дню журналисты старейшей газеты посвятили репортаж, строки из которого беру на себя смелость привести, дабы вы, уважаемый читатель, смогли почувствовать атмосферу времени, дня, часа!

«...Дрогнув вагонами, пассажирский поезд, следующий рейсом № 226 по маршруту Тюмень - Сургут, остановился в нескольких метрах от моста. Дальнейшее описать невозможно: лес приветствующих рук, музыка, улыбки, цветы, объятья - это надо было видеть».

«... Встречающие и первые пассажиры - из Тюмени и Москвы спускаются на песчаный берег Оби. Начальник мостоотряда № 29 А.В. Моисеев открывает торжественный митинг, посвящённый пропуску по мосту первого рабочего поезда».

«... Звучит трудовой рапорт А.В. Моисеева. Начальник строительства доложил местной партийной организации, министерству о том, что все целевые задачи по строительству железнодорожного моста через Обь выполнены».

«... Право разрезать ленту предоставляется группе передовых мостостроителей. Бригадир буровиков из 29-го отряда Юрий Гончаров торжественно выполняет эту почётную миссию. Грянул духовой оркестр, и пополнившийся пассажирами поезд въехал на усыпанный цветами и празднично украшенный мост».

«... Народу было не просто много - огромное людское море заполнило в этот день железнодорожную станцию Сургут. Такого скопления людей, пожалуй, город ещё не знал. Под громовое «ура!» состав остановился. И снова митинг. Перед сургутянами выступили начальник управления Тюменьстройпуть Д.И. Коротчаев, главный инженер НГДУ Сургутнефть И.И. Шидловский, первый секретарь горкома КПСС Г.С. Мачехин, первый секретарь окружкома партии Ю.П. Старцев, передовые рабочие. Член редколлегии журнала «Юность» Алексей Фролов зачитал приветственное письмо писателя Бориса Полевого, адресованное строителям магистрали».

«...Итак, в Сургут пришли долгожданные первые поезда, открылась новая эпоха в жизни нашего нефтяного края».

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: