Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​Уроженец Беларуси дал в Сургуте концерт на уникальном инструменте и рассказал о жизни в Китае

Уехать жить за границу – веяние последних нескольких лет. Сегодня много молодых, активных и талантливых людей не прочь переехать в другую страну и посмотреть, что из этого получится. Правда, далеко не каждый задумывается об обратной стороне: разный менталитет, пищевые привычки, поведение – все эти, казалось бы, мелочи, могут в корне изменить представление о стране и собственный быт. Журналист «Вестника» пообщался с музыкантом Антон Ждановичем, который давал концерт в Сургуте. Он рассказал, как решил переехать с женой в Китай во время пандемии, что в Поднебесной думают о русских и еще поговорили о новых течениях в классической музыке.

И ковид не помеха.

Антон Жданович – уроженец Беларуси, ему слегка за 30. В 20 лет отправился в Чехию получать магистерскую степень в Академии музыкальных искусств. На желание переехать в Европу повлияли друзья, которые вернулись в Минск из Праги. Но роковой и ковидный 2020 год внес свои коррективы в творческий путь музыканта. И дорога его повела в Китай. Удивительно, учитывая, что именно там был обнаружен «нулевой пациент» болезни, обернувшейся пандемией для всего земного шара. Сегодня его профиль – ударные инструменты. Музыкант особенно удивляет зрителей игрой на маримбе – огромном ксилофоне, который в длину может достигать два метра.

– Подождите. Пока все бежали из Китая из-за коронавируса, вы решили туда поехать?

– В этом вся ирония! Потому что в конце 2019 года у меня уже было приглашение в Китай, с которым я вообще не торопился. Потому что все было и так хорошо: много концертов, проектов, и когда уже случился январь 2020 года, когда было понятно, что там уже все плохо, я начал просачиваться в Европу и нам говорили: «Нет, нет, переждите в Европе, какой Китай?». В итоге все в Европе «накрылось», – вспоминает музыкант.

Локдаун сильно сказался на людях культуры. Антон рассказал, как неожиданно отменили концерт в Дрездене – все было организовано, но руководство оркестра заявило, что правительство этого региона отменяет светские мероприятия. В симфонический оркестр Китая перкуссионист (человек, который играет на ударных инструментах – Прим.ред.) попал не сразу – сначала надо было доказать, что ты очень нужен чужой стране. Но в марте 2021 года удача улыбнулась моему собеседнику.

– Как же так вышло, что в Европе, где очень сильно развита культура, музыканту стало тяжело жить?

– Проблема была не в том, где сложнее, а где легче. В Европе просто мы были фрилансерами, там было много выступлений до ковида, что нам даже в голову не пришло устроиться на контракт в другое место. Это было менее выгодно. Когда пришел ковид, те, кто работали на контракте, то получали зарплаты. А у нас такого не было, жили на свои сбережения. А оркестр Китая предложил очень хороший контракт, и даже во времена ковида свои обязательства выполняли на 100 %.

Гастрономическое удовольствие, но на родине.

Китай для россиянина гораздо более привычен, чем можно представить. Сейчас в наших городах встретить машину, выпущенную с завода Поднебесной, совсем не редкость. А телефоны и другая техника давно известной нам компании Xiaomi одно время были мемом у наших соотечественников. Как оказалось, Китай тоже перенял русское. Например, там стали появляться магазины с привычной нам едой.

– Интересно, что во многих больших городах стали появляться магазины с российскими продуктами. Они большие, все выкрашено в цвета флага и звучит кусок песни «Moskau» (трек группы Dschinghis Khan – Прим.ред.) Но с едой у них сложно, потому что они очень любят свою острую еду. А на севере страны очень сильное влияние. В Харбине, например, очень много людей после революции, кто были связаны с белыми. И там много так, в центре много русских надписей. Но это все на уровне сувенирной продукции – продают сушки, чай.

– То есть, по еде не скучаете?

– Когда мы приезжаем в Россию или Беларусь с женой, мы получаем огромное гастрономическое удовольствие. Это совсем другие ощущения! В Китае с хлебом, например, очень сложно, его мы печем сами. Потому что хороший хлеб найти сложно. Он там сладкий.

Рахманинов «от ударных».

Когда я готовилась к разговору, оказалось, что про азиатских композиторов, произведения которых звучали на концерте, в русском сегменте интернета найти ничего не удалось. Как оказалось – многие музыкальные творцы Китая еще достаточно молоды и не успели обрести всемирную славу. Мне это показалось интересным, потому что в России «из классики» в большинстве своем можно послушать Шостаковича, Рахманинова, Чайковского и других композиторов, которые давно стали частью отечественной культуры. А про новичков в широкой публике ничего не известно. Как оказалось, всему виной тренды.

– Начали развиваться ударные. Можно сказать, что в мире музыкальных инструментов – сейчас век ударных. Поэтому мы выбираем из тех, кто сочиняет сейчас. Мне кажется, это естественное развитие, у ударных инструментов есть потенциал.

– То есть, для России все впереди? Может, появится свой Рахманинов, но «от ударных»?

– Кто его знает! Может, он уже появился, просто мы пока о нем не слышали.

Китайцы учатся слушать западную музыку.

Для Китая симфонические концерты – новинка. Поэтому люди, со слов Антона, «учатся слушать эту музыку». Слушатели приходят на мероприятия целыми семьями, но культура поведения во время звучания музыки, бывает, «подкачивает».

– Они до сих пор хлопают между частями симфоний, что не делается. Для них западная музыка – это все новое. Этот тренд с оркестрами, я думаю, последние 20-30 лет появился в Китае. Я помню, когда приехал в Китай с чешским оркестром, и мы поехали на север страны играть, там они не то что говорили во время концерта, но и курили!

Впрочем, к славянам в Азии относятся так же, как мы к темнокожим людям – где-то даже с изумлением. Гуляя по улицам, говорит герой, он замечает, как ребенок может показывать на человека пальцем и говорить «иностранец». Однако в целом китайцы – достаточно толерантные люди.

– Но я не хочу быть человеком, который с плохой стороны показывает Китай. Там есть много и хороших вещей. Они отзывчивые, толерантные, всегда готовы прийти на помощь, просто это другая культура, другие понятия, другие стандарты. Там у людей многие ценности в корне отличаются. Я думаю, это ни хорошо, ни плохо, это просто факт. Но благодаря этому обогащаешься как человек – когда видишь разные, другие менталитеты, можешь что-то еще для себя подчеркнуть, научиться, – подчеркнул музыкант.

КСТАТИ:

Антона Ждановича пригласил выступать в нефтяную столицу дирижер сургутской филармонии Михаил Леонтьев, они познакомились во время совместного выступления в Чэнду два года назад. Чтобы жители Сургута услышали звуки маримбы, инструмент пришлось искать по всему Северу. В конце концов на помощь пришел соседний ЯНАО – маримбу привезли из ноябрьской школы искусств.

ФАКТ:

В Сургутском районе уделяют внимание разностороннему и творческому развитию молодого поколения. В частности, на территории муниципалитета существует порядка 290 клубных формирований, в которых состоит почти пять тысяч человек. Чаще всего юные таланты выбирают хореографическое направление. Кто знает, возможно, в будущем начинающие звездочки Сургутского района еще покорят зарубежные сцены. Условия для этого умножаются с каждым годом.

Посмотреть видеоверсию статьи можно по QR-коду.