Создать равные условия для всех детей

00:00
633

Об особенностях организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Сургутском районе рассказали журналистам на пресс-конференции, состоявшейся 25 февраля в районной мэрии, заместитель директора департамента образования Евгения Рыманова и ведущий специалист отделения дошкольного образования Марина Ефимова.

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растёт, и становятся весьма актуальными проблемы их образования. Получение образования такими детьми - важное условие их дальнейшей социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества. Министерство образования и науки РФ в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья определило для себя ряд задач, которые постепенно решаются. Прежде всего, это совершенствование сети коррекционных учреждений образования, развитие инклюзивного образования и подготовка соответствующих специалистов.

ОРГАНЫ управления образования Сургутского района выявляют таких деток во время прохождения медкомиссии при поступлении в детское дошкольное учреждение, ставят на учёт и создают все условия для их обучения. Нарушения в здоровье ребёнка могут быть обнаружены и во время посещения детсада, тогда его направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию, которую представляют узкие специалисты, способные поставить точный диагноз. На основании чего даются рекомендации обучать его в коррекционном учреждении либо в дошкольном - по специальной программе.

Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. На основе единой концепции Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, и соответствующих методов, для каждого такого ребёнка разрабатывается адаптированная программа обучения и индивидуальная программа психологического сопровождения.

Целью индивидуального маршрута развития ребёнка является организация комплексного сопровождения его специалистами дошкольных учреждений.

В НАСТОЯЩЕЕ время в 37 дошкольных организациях Сургутского района (в том числе в 3 филиалах) обучаются более 700 детей с ограниченными возможностями здоровья, большинство из них с нарушением речи, но, как показывает статистика, у половины логопеды выравнивают речь к школьному возрасту. На втором месте идёт нарушение зрения, что связывают с развитием электронных технологий. Большое количество деток и с задержкой психического развития. За последние три года неуклонно растёт количество детей-инвалидов в детских садах. Только за прошлый год их число увеличилось с 27 до 36, а в январе текущего года их уже насчитывалось 38. Группа дошкольников с ограниченными возможностями чрезвычайно неоднородна.

В Сургутском районе в шести дошкольных образовательных организациях функционируют 15 специальных (коррекционных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья: с умственной отсталостью (8 вид), с задержкой психического развития (7 вид), с нарушениями речи (5 вид), с нарушением опорно-двигательного аппарата (6 вид). Кроме того, образовательные услуги оказываются в группах кратковременного пребывания и в консультационных пунктах. Две таких группы работают в д/с «Журавушка» (г. Лянтор) - для детей с нарушением речи и интеллектуальной недостаточностью. Три ребёнка-инвалида получают образование на дому, в рамках группы «Домашний воспитатель» в д/с «Теремок», п. Фёдоровский.

В списках очерёдности сегодня состоят 16 детей-инвалидов, которые пользуются первоочередным правом получения места в детском саду. Но право родителей выбирать: водить ребёнка в детсад или получать дома консультационную помощь от дошкольного образовательного учреждения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ услуги детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают 54 учителя-логопеда, 8 учителей-дефектологов, 29 педагогов-психологов, 8 социальных педагогов. Ежегодно более ста педагогов районных дошкольных учреждений проходят переподготовку. Очень важно, что в девяти детских дошкольных учреждениях создана безбарьерная среда, во вновь построенных садах и в тех, которые вот-вот будут сданы (в Локосово и Нижнесортымском), - пандусы предусмотрены проектом.

- Проблема в том, что сейчас существует большая очерёдность в детские сады среди детей данной категории, - говорит Евгения Рыманова. - Если в Лянторе и Фёдоровском мы закрыли этот вопрос за счёт строительства новых садов, то в Белом Яре и Солнечном он стоит остро. Мы просто обязаны предоставить место каждому ребёнку, для этого начинаем уплотняться, перепрофилировать группы. А другого пути нет. Этим занимается комиссия из департамента, осматривает помещения: какие методические кабинеты, зимние сады можно закрыть, чтобы там образовать новые группы и перепрофилировать старые.

- Хочу добавить, что эти дети не останутся без коррекционной помощи. Когда мы закроем логопедические группы, дети будут получать помощь в логопунктах, которые есть у нас сейчас в каждом детском саду, - добавила Мария Ефимова. - Обычные группы формируются согласно СанПиНу, а группы для детей с ограниченными возможностями здоровья комплектуются по наполняемости, здесь площадь не учитывается. Если дети находятся на инклюзивном образовании, включены в общеобразовательную группу, тогда просто создаются условия для обучения этих детей. Используется адаптивная программа и разрабатывается индивидуальный маршрут развития, индивидуальная программа, с которой знакомятся родители, ставят свою подпись, что они согласны на такое образование.

ОЧЕРЕДНАЯ задача для всей страны и общества в целом - создание качественных, современных образовательных условий для обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, в Сургутском районе она решается успешно. Ни один ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не останется без внимания.

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: