Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​Где быль живет и небыль: День оленевода в Сургутском районе отметили национальными играми

Ханты и манси – это народы, которые продолжают жить в чумах в тайге и тундре. Круглый год они каслают семьями, переезжая с одного пастбища на другое, чтобы прокормить своего главного кормильца – оленя. И лишь раз в год народы собираются в назначенные место и день, чтобы повидаться, обсудить новости, найти вторую половину. День оленевода – любимый праздник коренных жителей. О том, как в национальном поселке Тром-Аган прошел один из самых колоритных праздников Югры, который давно стал брендом Сургутского района, читайте далее.

Мэр заговорил на хантыйском.

Вновь на берегах Тром-Агана звучат национальные хантыйские мелодии, и друзья собираются в большой круг. К площади местного сельского клуба потихоньку съезжаются ханты на снегоходах «Буран», официальные лица, местные жители. Глава поселения Ульт-Ягуна, в чье шефство входит и Тром-Аган, Максим Яковинов объявляет об открытии праздника:

– Пыча-пыча (Здравствуйте. – Прим. ред.)! – так приветствует он гостей праздника на тромаганском диалекте ханты. – Добрый день, дорогие друзья! Поздравляю вас с праздником! Желаю успехов, благополучия, здоровья на долгие годы. Всего вам самого наилучшего, успехов в хозяйстве и на соревнованиях. Пэмащипа (Спасибо. – Прим. ред.)!

По традиции сначала коренные жители проводят обряд добрых пожеланий для того, чтобы родилось больше здоровых и крепких оленят, была удача в охоте, рыбалке и ведении домашнего хозяйства. Гостей окуривают дымом от веток пихты.

Люди священной реки.

Оленевод Иван Сопочин обнимает родственников. Родовые угодья мужчины находятся в Тром-Агане, а близкие проживают в Русскинской – это в 100 км от его дома. Повидаться удается редко.

– Приехал родню повидать, многие переехали, толком никого не видим. Да и в жизни всякое бывает. Можно ведь где-то и свою судьбу увидеть, – говорит Иван.

Сегодня Тром-Аган – традиционное для Сургутского района место встречи оленеводов, но в прошлом его судьба не такая уж и радужная. Из-за вольного характера одноименной реки, многим семьям пришлось искать новое место жительства. В 1968 году Тром-Аган или с хантыйского «река-бог» разлилась и вышла из берегов, затопив многие жилища.

– Помню, я маленькая была, рядом с домом был высокий берег, он все время обваливался. Неподалеку стояла библиотека, куда я ходила, чтобы оформить стенгазету, нравилась тишина читального зала. Моя тетя перевезла с Ермаково свой дом, я как-то к ней зашла, как будто вернулась в прошлое, сразу так тепло стало на душе. Сейчас я живу в поселке Федоровском, где нас, ханты, очень мало. Не всегда есть возможность съездить к близким, такие праздники для меня радость и ностальгия, – рассуждает Светлана Токарева, до замужества – Усанова.

Малые «Олимпийские игры».

Какой же день оленевода без северных видов спорта, которые у коренных народов часто перекликаются с традиционным образом жизни. Например, прыжки через нарты символизируют препятствия, которые в лесах преодолевают оленеводы.

Один из участников – Леонид Тэвлин. Приехал из родовых угодий Нижнесортымского. Под громкие кричалки от друзей «Давай!», «Сила!» он перепрыгивает последний ряд нарт, завершая счет цифрой 200.

– Своим результатом доволен. Справился, несмотря на то, что на нартах уже года два как не прыгал. Помогло то, что бегал по 20-30 километров в лесу, грузы вешал на себя, это помогает увеличивать скорость. В конце, когда счет перевалил за 150, ноги стали слабеть, старался при прыжке поднимать их как можно выше, чтобы не наткнуться на препятствие, – говорит спорт­смен.

Неподалеку свои умения демонстрирует однофамилец Леонида Виталий. Он состязается в метании тынзяна на хорей. Мужчина приехал из родовых угодий близ Русскинской. Говорит, пасти рогатых начал с пяти лет.

– В полевых условиях тынзян используют для ловли оленей – веревку набрасывают на рога. Здесь сложнее, чем дома: когда ловишь оленей таким же способом, ты метаешь тынзян на скорости тогда, когда они разгоняются. А здесь просто столб стоит. В таком состязании справиться могут только опытные оленеводы, – отмечает коренной житель.

Национальная борьба также привлекает внимание гостей праздника. Подножки, перевороты, захваты – ханты шли на все, чтобы победить. То и дело жители выкрикивали: «Вали его!», «Хватай с другой стороны!», «Давай-давай!» Женщины тем временем соревнуются в беге на сто метров и в мешках, в перетягивании палки, мастерстве по созданию нацио­нальных костюмов.

СПРАВКА:

Национальный поселок Тром-Аган основан в январе 1971 года. Население – 220 человек, из них 108 ведут традиционный образ жизни.

Олени против пандемии.

День оленевода проводится в Тром-Агае с 1998 года. Его организатором были Иосиф Сопочин и его жена Аграфена Сопочина.

Праздник всегда проводился в марте, однако этот год внес свои коррективы.

– В этом году перенос праздника с марта на декабрь произошел по эпидемиологическим показаниям в связи с корью. Гонки у нас отменились, но весь остальной мир национальной культуры мы представим, – объясняет директор Ульт-Ягунского центра досуга и творчества Елена Султанова.

Тем не менее место оленям на празднике все же нашлось. Рядом со сценой организовали прилавок с представленной продукцией народных промыслов – фигурами и изображениями оленей, оберегами, безликими куклами, выполненными в технике предков – обских угров.

– Олень – это тотемное животное ханты, это символ силы и выносливости, плодородия и изобилия. Ханты верят, что такой оберег поможет им в трудных ситуациях и защитит от злых духов, – объясняет мастерица из Федоровского Светлана Токарева.

В гостеприимном чуме можно погреться и попробовать еду коренных ханты, например, наваристую уху из щуки. А на ярмарке можно найти то, чего в торговых центрах точно никогда не встретите – замороженное мясо оленя или лося.

– Это мой самый любимый праздник. Я родилась в деревне Русскинской и там ежегодно принимала участие в празднике, в том числе и как артистка. Получила большое удовольствие. Здесь, в Тром-Агане, я лет десять не была. Приятно увидеть друзей и пообщаться. Такие праздники сближают, – делится мнением гостья из Сургута Яна Сопочина.

Теперь все с нетерпением ждут главного слета представителей коренных народов Севера, который планируется провести в деревне Русскинской в марте 2025 года. Сохранение этнической самобытности КМНС в числе безусловных приоритетов Сургутского района, а на федеральном уровне еще и нацпроекта «Культура».

КОММЕНТАРИЙ: 

Андрей Трубецкой, глава Сургутского района

– День оленевода – это одно из ключевых мероприятий в Сургутском районе по сохранению культуры и традиций КМНС, а также День обласа, Вороний день, «ЧУМовой фестиваль». Всего с начала года в поселениях прошло 11 крупных мероприятий на межнациональную тематику, их участниками стало свыше 6000 человек.