Глупость по цене жизни: через сколько лет югорчанам ждать возвращения дифтерии и других болезней
С развитием медицины многие болезни, вызывающие страх и ужас у людей, канули в лету. В этом списке дифтерия, полиомиелит, на какое-то время пропал коклюш и корь, но…. Планомерный отказ некоторых радикально настроенных граждан от прививок привел к тому, что в Югре в начале года стали вновь выявлять очаги, к примеру, кори. Возврат каких инфекций нам пророчат медики, если люди перестанут вакцинироваться? Об этом и многом другом мы поговорили с главным инфекционистом Югры Людмилой Катанаховой.
– На ваш взгляд, почему в последнее время усилилось движение антиваксеров – противников прививок? И почему люди боятся ставить детям вакцины, не хотят вакцинироваться сами?
– Я думаю, что это связано с заблуждениями людей. Очень много негативной информации идет от СМИ, блогеров, групп в интернете и так далее. Но при этом распространяется очень мало сообщений о пациентах, которые привились, перенесли тяжелую болезнь, но остались живы.
Здесь имеют силу популярные убеждения, например, о том, что вакцинация вызывает аутизм. И это мнение высказывают далеко не эксперты. Хочу сказать, что сегодня есть много работ, которые опровергают суждения антиваксеров.
Также очень многие путают побочные эффекты от вакцинации и осложнения. Действительно, периодически регистрируются осложнения у пациентов, поставивших вакцину, но это встречается крайне редко. Допустимым при этом считается повышение температуры в течение трех дней после прививки.
– В прошлом году, например, и в начале этого года в ХМАО участились случаи заболевания корью. Это следствие влияния антиваксерского движения или случаи были завозными?
– Вы знаете, если говорить о кори, конечно, первые случаи были завозные. Но дальше, если взять Сургут и Сургутский район, начали болеть и лица, которые никуда не выезжали, но контактировали с заболевшими, не имея при этом иммунитета.
– То есть получается, что это в основном люди, которые отказались в прошлом от вакцинации и столкнулись с заболевшими?
– Да, которые в прошлом отказались от вакцинации. Тем более проводилась подчищающая иммунизация (массовые прививочные кампании на территориях с высоким риском распространения инфекции – прим. ред.). Однако не все лица, особенно люди старшего возраста, находясь в очаге инфекции, имели на руках прививочный сертификат. При этом многие отказывались от проведения вакцинации.
– Какие еще болезни, от которых вакцинируют детей, стали чаще проявляться в Югре в последнее время?
– Если брать не только этот год – это не только корь, мы видели в том числе и подъем заболеваемости коклюшем. И болели как взрослые, так и дети раннего возраста, которые еще не были привиты, поступали в стационары. Вакцинация против коклюша начинается с трех месяцев, но в стационары попадали и детки, не достигшие этого возраста. И понятно, что для них источником инфекции могли быть старшие братья и сестры, взрослые.
Мы должны также помнить, что происходит ежегодный подъем заболеваемости ОРВИ, гриппом, пневмококковой инфекцией.
Наверное, достаточно актуальна для нашего региона вакцинация против туляремии, потому что в этом году мы видели подъем заболеваемости, около 40 случаев в 2024 году на территории нашего округа было зарегистрировано. Вакцинация против туляремии проводится в семилетнем возрасте.
Ну и, наверное, необходимо сказать о таком природно-очаговом заболевании, как клещевой вирус, энцефалит. И здесь, конечно, нам помогает отечественная вакцина НЦВР, она позволяет прививать деток с трехлетнего возраста.
– Если мы перестанем вакцинироваться и прививать своих детей, то через сколько лет жители нашего округа начнут массово болеть корью, коклюшем, полиомиелитом и другими болезнями?
– Трудно сказать, но, в зависимости от инфекции, наверное, через 4−5 лет мы можем увидеть подъем заболеваемости. Нужно понимать, что благодаря вакцинации мы теперь редко встречаемся со многими инфекциями.
Взять такое заболевание, как вирусный гепатит B. С 90-х годов проводится вакцинация против него. Теперь это единичные случаи, когда ставится диагноз острого вирусного гепатита B.
Редко встречаем и дифтерию, полиомиелит, краснуху, конечно, это благодаря вакцинации. В прошлом году, например, на территории округа не выявлено ни одного случая дифтерии.
– Я слышала мнение, что многие молодые врачи сталкивались с некоторыми болезнями только в учебниках из-за массовой прививочной кампании. Значит ли это, что в случае возвращения дифтерии, полиомиелита, пневмококковой инфекции и других болезней медики не смогут сразу их отличить и назначить правильное лечение пациентам?
– Это не совсем так, потому что в тематических планах старые инфекционные болезни тоже есть. Конечно, не всегда можно найти клинический случай. Я имею в виду пациента показать, из-за отсутствия таких больных, но примеры на практических занятиях, клинические случаи, в том числе с прошлой практики, всегда разбираются. Это не только врачи-инфекционисты, но и смежные специальности, врачи-педиатры, врачи общей врачебной практики, врачи-терапевты.
– Многие считают, что если вакцинировались один раз в детстве, то во взрослом возрасте уже проходить вакцинацию не нужно. А как считаете вы?
– Конечно, для взрослых тоже есть перечень. Это вакцинация против гепатита, дифтерии, гриппа, кори и других инфекций. Болея, взрослые несут опасность для своих детей и внуков, которые еще не защищены иммунитетом.
Отмечу, что среди взрослого населения есть много пациентов с сопутствующими патологиями. Это ожирение, сахарный диабет, хронические заболевания со стороны сердечно-сосудистой системы, которые повышают риск тяжелого течения болезни. Вакцинация поможет этого избежать.
КСТАТИ:
Многие из перечисленных в интервью инфекций несут тяжелые последствия. Например, дифтерия провоцирует сердечно-сосудистые патологии, поражение почек и печени. У больных корью непривитых детей есть риск получить воспаление головного мозга. А ребенок, перенесший полиомиелит, может навсегда остаться инвалидом и всю жизнь страдать от двигательных, неврологических и дыхательных расстройств.