Банк или банкА? Чем пугают россиян высокие проценты по банковским вкладам. Обзор «Вестника»
В экономику России в последнее время активно вовлекают средства жителей страны. По данным на конец 2023 года, в Минфине планировали привлечь более 40 трлн рублей из карманов россиян. Власти говорят: «Вам – доход в виде процентов, нам – ресурсы». Но что бывает, когда государство «берет в долг» у граждан? Те, кто пережил 90-е, скажут: «Ничего хорошего». Стоит ли в 2024 году бояться, что лежащие на вкладах средства так там и останутся? Разбираемся в материале «Вестника».
Причины задуматься.
Для начала стоит поговорить о том, что в текущей экономической ситуации заставляет задуматься и насторожиться. Во-первых, это ключевая ставка. В конце октября ее повысили сразу на два процентных пункта – с 19 до 21, что обновило исторический максимум. Есть теория, что такая мера призвана убедить население не выводить со счетов деньги, которые пока еще обрастают процентами на вкладах. Ведь размер ключевой ставки напрямую связан с размером процентов по вкладам и кредитам. С ее увеличением и проценты, конечно, становятся больше.
– Вот лежит у вас на счету, допустим, миллион рублей. ЦБ специально для того и поднимает ставку, чтобы вы его не трогали. Мы сидим, а денежки идут. Но инфляция разгоняется, как снежный ком. Сначала немного, потом чуть быстрее, а потом лавина сорвется. И в этот момент вы поймете, что ваши накопления тают быстрее, чем на них капают проценты, – пишет известный блогер Дмитрий Чернышев.
Инфляция и правда только растет. Даже в Банке России признают: текущий рост цен существенно выше прогнозов, и есть целый ряд факторов, которые могут дополнительно ускорить процесс. Только в сентябре показатель базовой инфляции увеличился до 9,1 %
– Продолжают увеличиваться инфляционные ожидания. Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты, – перечислили специалисты Банка России.
Наши сбережения – ресурс.
Между тем власти развернули целую кампанию по привлечению средств граждан. Предлагают программу долгосрочных сбережений, обещают высокие процентные ставки, софинансирование, возможность налогового вычета. Буквально на днях, 30 сентября, Минфин в 2,4 раза повысил оценку доходов бюджета от налога на вклады. Ранее прогнозировали по 100 миллиардов рублей в год, теперь – в районе 250 миллиардов. Сбережения россиян власти рассматривают как «хороший ресурс».
– Это инструмент, который позволит создать долгосрочное финансирование в экономике. Нам принципиально важно сегодня реализовывать долгосрочные, сложные проекты, для этого нужны длинные деньги, и программа долгосрочных сбережений поможет этот денежный актив сформировать, – отмечал первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин на Дне финансов в Москве.
В начале этого года аппарат правительства получил новую задачу – добиться, чтобы объем долгосрочных вложений граждан составил не менее 1 % ВВП. Те, у кого в памяти еще свежа реформа 1991 года и так называемый «дефолт», настаивают: ничего хорошего в ситуации, когда государство «заимствует» деньги собственных граждан, ждать не стоит. Доказательство тому – в совсем недалеком прошлом.
Если представить, что завтра спираль инфляции раскрутится сильнее, что будет с вкладами? Насколько вероятен сценарий, что в карманы деньги уже не вернутся? Этот вопрос мы адресовали эксперту-экономисту, доценту Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС Евгению Горюнову, который специализируется в исследовании денежно-кредитной политики ЦБ.
СПРАВКА:
Утром 17 августа 1998 года правительство и Банк России заявили «о внедрении комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Слова «дефолт» не использовали, но это был именно он. Правительство объявило, что не может выполнять денежные обязательства, выплачивать как долги, так и проценты. В результате многие граждане и предприятия разорились. Те, кто застал этот день, до сих пор вспоминают, как проснулись без гроша.
Без паники?
По словам Горюнова, переживать о том, что правительство примет подобное решение, пока рано. Несмотря на то, что прецеденты уже были, текущая экономическая ситуация не располагает строить столь катастрофические прогнозы.
– Пока страхи, что ЦБ введет ограничения на снятие средств, не оправданы. Едва ли это произойдет. Даже в период очень-очень высокой инфляции такого не было. Бывали ситуации, когда правительство инициировало так называемые денежные реформы – Павловская, например. Такое действительно делают, чтобы стерилизовать денежный навес, – отметил экономист.
Денежную реформу 1991 года, которую прозвали «Павловской» в честь премьер-министра СССР Валентина Павлова, до сих пор вспоминают с содроганием. В конце января внезапно выяснялось, что старые деньги надо поменять на новые, и времени на это – всего трое суток. При этом обменять можно было не больше тысячи рублей. Те, кто не успел обновить или потратить сбережения, остались ни с чем. Но это не тот сценарий, который нужно считать реалистичным в сегодняшней России, подчеркивает Горюнов:
– В целом при том руководстве Центробанка, которое есть сейчас, такой ситуации ждать не стоит. Стоит ждать высокую ставку, но не таких диктаторских мер. Таких сценариев вообще, на мой взгляд, не просматривается.
Впрочем, эксперт оговорился: если руководство ЦБ сменят, может произойти «все что угодно». Но даже при таком развитии событий для столь суровых мер нужен серьезный толчок – например, огромный дефицит.
– Это возможно в том случае, когда у правительства очень большой дефицит бюджета, который просто нечем закрывать. Например, налоговая собираемость плохая, расходы большие, включается, выражаясь вульгарно, «печатный станок», за счет этого начинают финансировать дефицит. Но это должен быть дефицит колоссальный – под 10 % ВВП, – обратил внимание Евгений Горюнов.
Слон или кит?
По прогнозам Минфина, в ближайшее время дефицит бюджета страны будет в районе одного процента. Экономисты называют такие оценки очень консервативными и считают, что в реальности дефицит будет больше, но до огромных 10 % точно не дойдет. Катастрофы не будет, но тревоги граждан специалист понимает – ситуация в экономике неопределенная.
– Никто толком не понимает, что будет, потому что существуют разнонаправленные факты. С одной стороны, очень большие бюджетные расходы, которые разгоняют инфляцию, с другой – мы видим, что темпы экономического роста замедляются, а значит инфляционное давление должно уменьшиться. Противоположные тенденции, и кто кого – слон или кит – пока вопрос, – говорит Евгений Горюнов.
Более точное понимание о дальнейшем развитии ситуации появится к Новому году либо после него, подчеркнул специалист. Но пока есть основания полагать, что высокая ставка надолго не задержится, инфляция в ответ на меры от Центробанка сбавит обороты, а бежать, снимать деньги будет незачем – как и переживать, что государство их присвоит.