Ну что, в ЗАГС когда пойдем: как в Сургутском районе отгуляли фестиваль национальных свадеб
Свадьба в жизни каждого человека – событие особенное и судьбоносное. Разные этносы ее играют по своим самобытным обычаям. В этом репортаже «Вестник» расскажет, как в Сургутском районе прошел яркий фестиваль национальных свадеб. Узнаем, как молодые знакомились раньше и как сейчас, поймем, зачем в день свадьбы самогон принято прятать под липу, а елку наряжать. А еще узнаем, кто такие свадебные инспекторы и зачем они нужны.
Женская денежная «кольчуга».
Поселок Белый Яр. В холле районного центра культур собираются гости. Наталия Кудряшова учит гостей фестиваля мотать «подорожницу» – куклу, которую жены вкладывали в карман мужьям, если намечалась дорога. Это чувашский оберег для всех путников. Такую же мастерица в молодости сделала и себе, когда решилась поехать за возлюбленным из Чувашии в далекий северный Лянтор.
– Меня муж забрал, я уехала с ним. Представьте, вот сегодня познакомились, и на завтра я уехала с ним за 3000 км. Вот такой муж был. Не жалею совершенно! Еще раз бы вышла за него, если бы возможность была, – чувашская мастерица Наталия Кудряшова.
Один из элементов свадебного платья у чувашей – маниста – денежный воротник весом как кольчуга – около десяти килограммов. Этот женский «хомут» – символ благополучия.
– Чем больше рядов, тем девушка богаче, собирают манисту из денег родители и передают дочери, – поясняет Наталия Кудряшова, которая сама пришла на фестиваль в свадебном платье, пошитом ею 30 лет назад. Мастерица не единственная сегодня невеста на выданье. Белый Яр созвал целый марафон невест и женихов.
Свадебные инспекторы.
Зрители рассаживаются в зале районного центра культур. В фестивале-конкурсе национальных свадеб участвуют семь диаспор. Основной фокус жюри на подачу, костюмы и зрелищность.
Напутствие молодым – традиция, с которой начинается любая свадьба. Новобрачным желают счастья, детей, достатка. На сцене неотъемлемая часть кумыкской свадьбы. На Кавказе молодых кормят медом, чтобы жизнь была сладкой.
Вторыми на сцену выходят представители Таджикистана с обрядом смотрин невесты. Свадьбу в предгорьях Памира играют почти неделю и делают это очень пышно. Настолько, что правительство Таджикистана даже установило в стране свадебный лимит – не более 150 гостей на банкете. Ранее к столу молодоженов могли присоединиться до 1000 человек в день. За соблюдением правил следят свадебные инспекторы.
Свадьбы – районная традиция.
Фестиваль национальных свадеб в Сургутском районе проводят регулярно. Для диаспор участие в них – уже традиция.
– Безусловно, очень хорошее, правильное мероприятие. Отличный повод узнать традиции, обычаи национальностей, которые населяют наш Сургутский район, – отмечает глава муниципалитета Андрей Трубецкой.
– Сургутский район является многонациональным, и эти мероприятия набирают больше, как мы видим, посетителей, больше внимания у населения, – дополняет Евгений Фламинг, главный специалист отдела взаимодействия с нацобъединения и религиозными конфессиями администрации Сургутского района.
На сцену выходят казахи. Показывают символичный обряд «Сырга салу» – надевание золотых сережек во время сватовства, а еще угощают жюри свадебными блюдами. Не забывают и про гостей.
– Если у человека нет семьи – это несчастный человек. Некому свое что-то отдать и от другого что-то взять. Я считаю, что превыше всего – это семья все-таки, все остальное – это второстепенно, – говорит зрительница Светлана Кашина.
Молчание – золото для мужчин.
В числе участниц мама троих детей Асемгуль Конурбаева. Шесть лет назад она приехала с Алтая в Югру и сразу встретила своего Азамата. Сегодня у молодых двое сыночков и двухмесячная лапочка дочка, а еще общее хобби на двоих – волейбол. Свадьбу, кстати, играли строго по обычаям предков, хоть знакомство и случилось на новый лад.
– Познакомились, как всегда, в интернете. У меня коллега квартиру продавала, семье мужа, как оказалось. Говорит: «У меня казахи квартиру покупают, я скинула твои контакты ему». Я говорю: «Казахи в Сургуте есть?» Она говорит: «Есть». И все, он меня нашел, потом мы пообщались, три раза встретились, потом на четвертый он меня замуж позвал, – смеется Асемгуль.
– Я просто почувствовал, что это мое, – поясняет ее муж Азамат. – Не стал затягивать, бывает, что затянешь, а потом надоедает. Я не стал затягивать. Порубил, как говориться под корень. Для меня основное – это уют и опора. Если есть на кого опереться дома – это хорошо. Приходишь домой, а там дети радостные: «Папа–папа». Что еще надо?
– А еще он не ворчит, он соглашается со всеми моими идеями. Я что ему говорю – он: «Давай-давай-давай», – добавляет молодая жена.
То, что мужская сдержанность – залог долгих отношений, подтверждает еще один участник фестиваля Болат Алентаев, в браке он 35 лет.
– Если жена начинает злиться, я молчу, – говорит мужчина.
– Получается, лучше где-то промолчать? В этом секрет прочного брака? – переспрашивает корреспондент.
– Не надо спорить. Понимать надо. А так, если друг друга слушаться не будем, что будет?!
Дать тыкву и зарыть самогон.
Свои традиции на сцене показывают и славяне – украинцы, русские и беларусы. Каждый обряд зрелищный, в некоторых нашлось место и юмору.
– В нашем выступлении мы показываем шуточную сценку из старой традиции, когда вместо рушников жениху выносят гарбуз – тыкву. Это означало, что девушка не согласна выходить замуж. Но это в качестве шутки, – рассказывает Татьяна Карабаева, председатель общественной организации «Славяне Севера».
Кстати, на свадьбах у многих народов отдельное место отводится растениям – сплетенный и переданный жениху венок был знаком симпатии. У деревьев тоже есть свои смыслы. Украинцы, к примеру, на свадьбу наряжают ель – символ новой жизни. А чуваши ставят праздничный стол под липу, под которую зарывали алкоголь.
– Под липу закапывали 25 литров самогона. Прятали. И со стороны жениха родственники должны были выкапывать без лопаты – руками. Это говорило молодым о том, что благополучие достается трудом. А дерево – сила семьи. Все идет от корней, – рассказывает на фестивале представитель чувашской диаспоры Лилия Бусыгина.
Цифра: 5632 брака зарегистрировано в Югре с января по сентябрь 2024 года.
Не липовая реальность.
По статистике ЗАГСа ежегодно в Сургутском районе браки регистрируют около тысячи пар. Это на 20 процентов больше, чем расторгаемых браков. 2024 год – объявлен Годом семьи. Сегодня поддержка семей, особенно с детьми, – один из приоритетов властей района и Югры.
– Проводить такие фестивали необходимо, я считаю. Югра сильна сильными семьями. И у нас очень большой акцент правительства ставится на то, чтобы семьи пополнялись детским смехом, чтобы у нас было больше многодетных семей. И мы будет продолжать работать в данном направлении, – ранее поясняла начальник управления ЗАГС департамента административного обеспечения ХМАО-Югры Евгения Мальцева.
На фестивале в Сургутском районе победу получили казахи, их выступление жюри оценило по достоинству, отметив, что сила Югры в ее многонациональности.
Кстати: «Горько» на свадьбах кричат, чтобы не сглазить молодых и тем самым обеспечить им сладкую жизнь.
Всего же за девять месяцев этого года брачными узами связали себя 5632 югорские пары. И все бы хорошо, но с недавних пор стала наблюдаться тревожная динамика. На 100 свадеб приходится почти 100 разводов. Получается – женятся, но как сохранить семью – большой вопрос. Со следующего года в России запустят новый нацпроект «Семья», призванный детально рассмотреть всю работу с семьями и проработать новые, еще более действенные механизмы поддержки.
Все понимают: семья – то место, где должно быть тепло, уютно и безопасно. А еще это место силы каждого человека. Семья рождает связь поколений, учит любить и сохранять традиции. Так было и так должно оставаться вне времени и на всех языках.