Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Правосудие улиц: корреспондент «Вестника» охраняла город вместе с сотрудниками ППС Сургута

Сохранять безопасность в городе – сложная работа. Бесчинства уличных хулиганов, алкоголиков и бунтарей заставляют прохожих пугливо озираться по сторонам. Здесь вся надежда на полицейских, чья служба опасна, на первый взгляд как будто не видна. Корреспондент «Вестника» провела рабочее время с одним из экипажей Сургута и даже примерила их роль на себя.

Районы-кварталы.Стою в ожидании на остановке у городского отдела полиции, куда должен подъехать экипаж, испытываю небольшую тревогу от неизвестности. Получится ли вывести на диалог суровых мужчин, которые ежедневно борются с преступностью? Что предвещает этот день?

В 15:30 в батальоне полиции проходит развод: вооружение, проверка обмундирования, наличия удостоверений, краткая сводка, задачи на дежурство. Форму и оружие мне, конечно, не выдают, но ощущение собственной значимости потрясающее.

Мои наставники – водитель, командир отделения второго мобильного взвода, старший сержант полиции Роман Кокарев и полицейский первого отделения первого взвода, старший сержант полиции Владимир Соколов.

Сине-белый уазик трогается с места, и мы едем по улицам города. Смотрим в оба, ищем нарушителей, рация молчит.

– У нас в городе всегда так спокойно? – интересуюсь я.

– По-разному. В будни, бывает, сообщений немного, особенно днем или наоборот около пяти – семи поступает. Одна из самых тяжелых смен приходится с пятницы на субботу, когда люди начинают отдыхать и не всегда правильно, – говорит Владимир Соколов.

Смена наряда патрульно-постовой службы длится 13 часов. У экипажа есть от трех до пяти маршрутов патрулирования. В планах проехать по четырем улицам центральной части Сургута. 

Игорь Труфанов, ведущий специалист службы взаимодействия с правоохранительными органами, противодействия коррупции и аналитической работы администрации Сургутского района: – Патрульно-постовая служба находится на острие обеспечения правопорядка на улицах городов и сел. Это призвание для тех, кто готов посвятить себя благородному делу, стремится сделать общество безопаснее. В это непростое время им удается сохранять стабильность оперативной обстановки на территории обслуживания, вносить неоценимый вклад в борьбе с преступностью.

Уже знакомые лица.Рация оживает. Раздаются сообщения от дежурной части: – Энергетиков, 24, СОКБ. Просят забрать мужчину. В состоянии алкогольного опьянения нарушает общественный порядок. Пристает к пациентам, ругается с персоналом, – произносит женский голос.

Водитель нажимает на газ, включает сирену, и мы, как в фильме «Форсаж», мчим к месту происшествия. Одно дело, когда просто видишь проезжающую по дороге патрульную машину с мигалками, совсем другое – лихо петлять по улицам и объезжать другие автомобили в режиме «экшен».

Спустя пять минут мы на месте. Полицейские предупреждают, мужчина к которому мы приехали, потенциально опасен, поэтому нужно соблюдать дистанцию и прятаться за их спины. Сами они одеты в десятикилограммовые бронежилеты, в их инвентаре спецсредства. С такими мужчинами, кажется, ничто не страшно.

В больнице нас встречает медсестра, которая провожает к нарушителю. Вместо вымышленного в моей голове двухметрового гиганта на кушетке лежит проспиртованный худощавый мужчина с забинтованной головой. На вид ему около 60 лет. Сотрудникам ППС этот человек уже знаком. 

– Анатолий (имя заменено – прим.ред.), вставайте, поедем в психоневрологический диспансер, –произносит Владимир Соколов.

Шатающегося «героя» сопровождают под руку до патрульной машины и закрывают в спецотсеке.

– Персонажи у нас разные попадаются. Многих уже различаем даже по походке на расстоянии 15 метров, знаем их дату рождения, имена и фамилии. Бывает, что человек бездомный, но есть и те, у кого есть все, чтобы вести достойный образ жизни, устроиться на работу, но вместо этого они пьянствуют, попадают в больницу с пробитой головой, – комментирует Роман Кокарев.

В автомобиле стоит такое амбре, что хочется заткнуть ноздри. Напарники, глядя на меня, улыбаются – они уже привыкли к специфическим ароматам на работе.

КСТАТИ: согласно статье 20.21 КоАП РФ появление в общественных местах в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей или арест на срок до 15 суток.

Алкоголики, тунеядцы, хулиганы.Сотрудники ППС – универсальные солдаты. Они разбираются с хулиганами, буйными алкоголиками, комнатными дебоширами, наркоманами. Также они помогают другим силовым структурам: проверяют наличие у машин тонировки, разыскивают похитителей продуктов в магазинах, принимают участие в рейдах по поиску мигрантов-нелегалов. Историй у них много.

– Несколько лет назад у меня была ситуация, ездил в квартиру по сообщению, что один мужчина порезал другого. Когда я прибыл, его уже задержали, мы посадили мужчину в машину. Я нашел очевидца, кто мог рассказать о произошедшем. Ко мне подошел его пьяный приятель, с двумя ножами в руках. Было непонятно, что у него на уме. На просьбу бросить холодное оружие он не реагировал, его задержали, – вспоминает Роман Кокарев.

Другой случай произошел совсем недавно.

– Мужчина сообщил, что обнаружил на улице труп. Как выяснилось, какой-то нехороший человек убил свою собаку и выкинул ее на обочину. При этом казалось, что внутри пакета лежит человек маленького роста, – рассказывает Владимир Соколов.

Провокация не удалась.Следующая задача, которую предстоит решить в этот вечер – отвезти уже знакомого нам мужчину в психоневрологический диспансер, чтобы он прошел медосвидетельствование. Проще говоря, подышал в трубочку, чтобы доказать, есть ли у него в крови алкоголь или нет. 

Удивительно, но факт. Работа сотрудника ППС сравнима с профессией документоведа. Ежедневно они заполняют кучу разных бумаг: рапорты, объяснения и другие материалы, имеющие отношение к делу, чтобы привлечь гражданина к ответственности. Пока полицейские заняты этим процессом, задержанному становится скучно, и он начинает проявлять агрессию.

– Есть сигарета или буханка хлеба? Дайте что-нибудь поесть, как к собакам относитесь, сутки уже хожу голодный! Ничего нельзя. У вас же фуражки… Откуда вы, герои? Идите, воюйте! – ругается он.

На такие провокации силовики реагируют спокойно. Их этому учат на старте работы. За три-шесть месяцев стажировки новоиспеченный страж порядка должен изучить Конституцию РФ, Федеральный закон «О полиции», знать должностной регламент и еще много всего для того, чтобы правильно вести себя в той или иной ситуации и не превысить полномочия.

После ПНД у любителей чрезмерно употребить алкоголь есть выбор – отправиться в вытрезвитель или отдел полиции. Мужчина в спецотсеке выбирает второй вариант. Там на него составят протокол, и он будет дожидаться судебного процесса.

За ВДВ!

Стоит только выдохнуть, как поступает новый сигнал: нужно силовое подкрепление. Это ситуация, когда одного экипажа недостаточно в сложившейся ситуации. Подобная взаимовыручка сплачивает коллективы.

– В кафе кто-то буянил, вижу около 15 человек, – произносит мужской голос на том конце линии.

В районе речпорта возле летнего кафе столпотворение: десантники отмечают свой праздник. Играет музыка, доносятся веселые пьяные разговоры. Подойти к нетрезвой толпе лично я не осмеливаюсь, наблюдаю в стороне, как полицейские общаются с танцорами. Позднее выясняется, что заявитель претензий не имеет. На этом вопрос исчерпан. Уезжаем.

Поездка с экипажем ППС длилась несколько часов. Сотрудники благородно подвезли меня до дома и отправились дальше. Пересменка у них происходит в четыре часа утра, и что ожидало их еще в тот день – остается для меня загадкой. Впечатления о жизни города остались двоякие. Неприятно оттого, что есть граждане, которые сделали алкоголь смыслом своей жизни, и проблему отсутствия культуры пития не искоренить в одночасье. Порадовало то, как сотрудники ППС оперативно реагируют на сигналы, обеспечивая безопасность жителей, и все разговоры из разряда «они не работают» – полная чушь. По моему мнению, пока есть ППС – жители городов и поселений могут спать спокойно.

СПРАВКА: сотрудники ППС Сургута за семь месяцев 2024 года раскрыли более 120 преступлений (на 5% больше, чем годом ранее), выявили 5637 административных правонарушений.