Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Ученый из Российской академии наук требует защитить уникальную реку в ХМАО от браконьеров

В ХМАО есть уникальная река, судьба которой беспокоит ихтиологов. Речь идет о Северной Сосьве. Ее ученые называют идеальным местом для нереста некоторых видов рыб, в том числе ценных. Однако незаконная рыболовная деятельность ставит под угрозу существование речных обитателей под угрозу, рассказал «Вестнику» ихтиолог, научный руководитель Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук Владимир Богданов.

Ученый уже 45 лет занимается изучением воспроизводства сиговых рыб Нижней Оби, в том числе в Северной Сосьве. По словам специалиста, роль реки сложно переоценить. Условия там приближены к идеальным.

– Ее значение в воспроизводстве таких видов, как пелядь, чир, сиг-пыжьян, тугун, нельма очень велико. Для них притоки Северной Сосьвы, особенно Хулга и Манья, это в мировом масштабе уникальные реки. Там самые качественные нерестилища сиговых рыб. Лучше не бывает, – говорит Владимир Богданов.

Некоторые сиговые, отметим, относятся к ценным видам рыб. По словам ученого, выживаемость икры сиговых в Манье составляет до 95%. Это показатель, которого невозможно достичь даже на рыбзаводах, где для икры создают все условия. Дело в том, что в горных притоках Северной Сосьвы в огромном количестве образуется зажор: это такое скопление шуги и снега, которое защищает отложенную икру от перемерзания, заморов и хищников.

– Икра в этих местах никогда не вымерзает, так как уровень воды в зимнюю межень всегда выше, чем во время нереста. Совершенно уникальное явление. Поэтому мы, наш Институт экологии, очень давно боремся за присвоение бассейну Хулга-Манья статуса охраняемой территории, – подчеркивает ихтиолог из РАН.

Ученые развернули эту борьбу неспроста – как говорит Владимир Богданов, добыча сиговых рыб на Северной Сосьве ведется в поистине промышленных масштабах. Так, на протоке Хулга, выше поселка Саранпауль, есть «браконьерская база».

– Постоянно туда катаются браконьеры, заготавливают рыбу и икру, а потом вывозят в Коми к железной дороге. Это происходит годами, – рассказал специалист.

И это не единственная проблема. Икру из Северной Сосьвы вывозят как будто бы легально – якобы для восполнения рыбных запасов Оби, а по факту ценное сырье идет на совсем другие цели.

– Годами, десятилетиями рыбоводы заготавливают икру пеляди. Но она в большинстве своем уходит в рыбхозы Западной Сибири и даже в Китай. Это ограбление Северной Сосьвы, – утверждает ученый.

Владимир Богданов и его коллеги уже давно пытаются добиться того, чтобы Северную Сосьву защитили на законодательном уровне. Вышеупомянутое присвоение статуса охраняемой территории – первый и, пожалуй, самый главный шаг, и он вполне в полномочиях окружных властей, подчеркивает ихтиолог.

– Еще в советское время мы сделали обоснование ООПТ, сейчас пытаемся внедрить разработки, но все не идет. Ничего не делается в округе для этого, хотя власть и не выступает официально против. Надо запретить заготовки икры пеляди на Северной Сосьве! Обская пелядь при должных мерах охраны сама может восстановиться и не нуждается в искусственном воспроизводстве (в отличие от нельмы и муксуна), а рыбоводы, если хотят выращивать пелядь, должны иметь свои маточные стада. Хочу привлечь внимание руководства вашего региона к этой проблеме, – говорит ученый.

Как корреспонденту «Вестника» пояснили в окружном департаменте недропользования и природных ресурсов, в ближайшее время создание ООПТ в Березовском районе, где и располагается вышеназванный бассейн, не планируется.

– До конца 2024 года создание особо охраняемой природной территории на территории Березовского района точно не запланировано. Механизм причисления того или иного участка к особо охраняемым в принципе очень сложный, нужно пройти много этапов. Начинается все с научного заключения, – пояснила заместитель начальника отдела особо охраняемых природных территорий департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО Алена Малаховская.

Добавим, действия браконьеров ставят под угрозу и само существование легендарной сосьвинской селедки (тугун). По данным из открытых источников, за последние 40 лет количество этой уникальной рыбы сократилось в 10 раз.