Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Онколог из ХМАО развеял популярные мифы о раке

Рак – болезнь, обросшая множеством мифов. Передается ли рак по наследству? Почему люди, не имеющие вредных привычек, становятся пациентами онколога? Можно ли вылечить болезнь народными средствами? На эти и другие вопросы ответил журналисту «Вестника» заведующий онкологическим поликлиническим отделением с дневным стационаром хирургических методов лечения и противоопухолевой лекарственной терапии Сургутской окружной клинической больницы Павел Троян.

– Правда ли, что беременных не лечат от онкологии?

– Почему же? Лечат. Сейчас есть различные варианты лечения беременных с онкологическим заболеванием.

– Женщины боятся, что они потеряют ребенка из-за лечения…

– В некоторых случаях действительно стоит вопрос о прерывании беременности. Все сугубо индивидуально. В зависимости от формы заболевания, стадии, какое лечение требуется конкретной женщине, срока беременности. Однако окончательное решение остается за пациенткой. Консилиум онкологов подробно разъясняет пациентке сложившуюся ситуацию, какое предстоит лечение, риски, прогноз… но окончательное решение только за пациенткой. В нашей практике были различные случаи. Были и те, что отказывались от лечения в пользу родов и, к сожалению, погибали от прогрессирования онкологического процесса. Другие прерывали беременность, решив, что будут бороться с болезнью, ради своих уже рожденных детей. И, конечно же, были случаи когда пациентки получали специализированное лечение будучи беременными, далее рожали с благоприятным исходом для мамы и ребенка.

КСТАТИ: За прошлый год у 60 % пациентов в ХМАО онкологию выявили на ранней стадии.

– Всегда ли рак передается по наследству?

– Есть доказанные формы ЗНО (злокачественные новообразования), которые могут передаваться по наследству. Это рак молочной железы, рак яичников, колоректальный рак. Например, случай с Анджелиной Джоли. Ее близкие, кровные родственники (мама, бабушка) страдали раком молочной железы, у самой актрисы при обследовании обнаружили мутацию в гене BRCA. Джоли решила удалить себе грудь, чтобы снизить риск развития рака молочной железы.

– Относительно здоровые люди, не имеющие вредных привычек, могут заболеть раком?

– Заболеть ЗНО может любой человек. Просто у кого-то этот риск намного выше, у кого-то ниже. Мы прекрасно знаем, что табакокурение является сильным канцерогенным фактором. Около 80-85 % случаев рака легкого этиологически связанны с воздействием канцерогенов табачного дыма, которые являются причиной развития заболевания как у курильщиков, так и у тех, кто отказался от этой привычки. Так же высокий риск заболеть данной болезнью сохраняется и у пассивных курильщиков (вдыхание сигаретного дыма, трубок, сигар и кальяна). Но если такой привычки не было, у некурящих заболеваемость раком легких может достигать до 23% всех случаев рака легкого.

– Считается, что анализ на онкомаркеры позволяет выявить ранние стадии онкологии самостоятельно. Насколько эффективно их сдавать без назначения?

– По результатам только онкомаркеров не устанавливается онкологический диагноз. Показатели онкомаркеров содержат свою определенную информацию для врача-онколога. Если у человека возникает желание выполнить исследование на онкомаркеры, то лучше обратиться к врачу, который знает и подскажет, какие анализы нужно выполнить. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что анализы на онкомаркеры были выполнены неправильно, без определенной подготовки и, соответственно, получается недостоверный результат. Поэтому без назначения или рекомендации врача лучше не сдавать просто так онкомаркеры. А на ранних стадиях онкологический процесс можно выявить благодаря скрининговым программам, медицинским осмотрам и более глубоким инструментальным обследованиям.

– Правда ли, что рак можно вылечить народными средствами?

– На моей практике я не встречал еще ни одного пациента, который смог бы вылечиться от онкологического процесса народными средствами. Это приводит к тому, что человек вредит сам себе и упускает драгоценное время.

– Сейчас ведется множество исследований, которые направлены на поиск лекарства от злокачественных опухолей. На ваш взгляд, смогут ли люди найти лекарство от рака?

– За последнее 10–15 лет медицина шагнула далеко вперед, и сейчас появляются новые способы, подходы, лекарственные препараты для лечения рака. Несколько десятилетий назад такого разнообразия, так сказать, «широкого арсенала» у онколога не было. До начала десятых годов распространенная (метастатическая) форма меланомы звучала как приговор, у пациентов практически не было шансов, и эта болезнь приводила к смерти пациента в первые 4–6 месяцев после установления диагноза. А с появлением таргетных и иммунноонкологических препаратов онкологи получили контроль над данным заболеванием и длительные ремиссии у большинства пациентов. Один из примеров, шесть лет назад в наш онкологический центр обратился мужчина с метастатической меланомой. Пациенту проведено комплексное лечение, на сегодняшний день пациент полноценно вернулся к жизни, работает, счастлив со своей семьей. 15–20 лет назад у него не было бы шансов. Касаемо того, найдут ли лекарство от рака? Знаете, в онкологии если после комплексного лечения пациент прожил пять лет и более без признаков возврата болезни, то он излечен. Но онкологический процесс – это коварное хроническое заболевание, и на сегодняшний день никто не может ответить точно и гарантировать то, что появятся или нет в будущем метастазы, не возникнет другая опухоль. Поэтому я считаю, что появятся новые лекарства, которые позволят более длительно контролировать онкологический процесс.

СПРАВКА: В ХМАО-Югре, по данным за 2023 год, на учете у онкологов состояло более 37 тысяч пациентов. Мужчины чаще всего болеют раком предстательной железы, легких и колоректальным раком, а женщины –раком молочной железы и раком кожи.

КСТАТИ: Наиболее сильно подвержены развитию меланомы люди со светлым цветом кожи, волос и глаз.

– Наиболее «горячая» тема сейчас – меланома. Люди едут в отпуск, хотят получить бронзовый загар. Для жителей Сургута эта проблема актуальна?

– Меланома для Севера не редкость. Это действительно актуально, как раз связано с нашим образом жизни. Большую часть времени в году наша кожа «защищена» одеждой – куртка, свитер, брюки... Наступает период отпусков, лето, зачастую человек едет в отпуск, к морю, проводит много времени под солнцем, стараясь быстро загореть и получить бронзовый загар. Кожа не готова, случается ожог. Это повышает риск развития меланомы кожи. На учете в нашем онкологическом центре с меланомой находятся порядка 250 пациентов. Каждый год процент выявления растет. Например, в 2023 году выявлено первично с меланомой восемь пациентов, а за шесть месяцев 2024 года – уже 15.

– А как готовить кожу? Ходить в солярий, использовать крема с SPF?

– Онкологи категорически против посещения солярия, так как эта процедура повышает риск развития рака кожи. А крема с SPF необходимо использовать, особенно если на коже есть родинки и другие пигментные пятна. Конечно, предварительно нужна консультация дерматолога.

– Если убрать все родинки на теле, получается, меланомы не будет?

– Если убрать все родинки на теле, это снизит риск развития меланомы, но не гарантирует 100 %, что человек не заболеет. Мы с вами уже сегодня говорили о том, что никто не может ответить точно, появится злокачественная опухоль или нет? Заболеет человек онкологическим процессом или нет? Есть факторы, которые влияют на возникновение ЗНО, и есть факторы, которые снижают риск развития онкологического процесса, но 100 % гарантии в ту или иную сторону нет. Я уже рассказывал про Анджелину Джоли, которая сделала подкожную мастэктомию, чтобы снизить риск развития рака молочной железы. Это действительно помогает пациенткам с выявленной мутацией в гене BRCA. Риск снижается на 97 %, однако онкология все еще может развиться. Поэтому нет такого фактора, который позволит полностью избежать болезни.

– Когда человеку стоит бежать к врачу?

– К врачу нужно не «бежать». С врачом нужно дружить! Проходить ежегодные обследования и необходимые медосмотры, чтобы не пропустить и запустить болезнь. Все эти мероприятия направлены на раннее выявление болезни. В медицинских учреждения округа разработан маршрутный лист, как вести пациента с подозрением на злокачественный процесс. Пациента обследуют и дальше, если остается подозрение или подтверждается ЗНО, то направляют в онкологический центр. Поэтому с врачом нужно общаться регулярно, чтобы потом не пришлось действительно «бежать».