Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

Кто вынесет мусор после мусорной реформы

Что не так с вывозом отходов в Сургутском районе, Югре, России?

В Локосово происходит то, что обычно называют мусорным коллапсом. Уже месяц как из поселка не вывозят мусор. Местные власти обратились в прокуратуру. В других поселениях (и не только в Сургутском районе) ситуация если и лучше, то ненамного. Но у регоператора на любую претензию есть свой ответ. Что не так с мусорной реформой, за что ее критикует сам автор закона, и когда в Югре дадут вторую жизнь отходам (спойлер – не скоро) – в материале «Вестника».

Кругом вода.

Самые большие ценители мусорной реформы сейчас, скорее всего, живут в Локосово. Из поселка, с населением больше двух тысяч человек, уже месяц не вывозится мусор. Все контейнеры переполнены. Поселковые власти своими силами перевозят отходы в пункт временного накопления, который находится в черте поселения, однако и там уже не осталось свободного места. Жители жалуются на неприятный запах и антисанитарию. А регоператор по обращению с ТКО «Югра-Экология» обещает все вывезти после паводка в четверг.

– Как я могу комментировать? У нас весь округ. Такая ситуация была в Нижневартовске. Дорогу перекрыл МЧС. И все. Нет доступа. Здесь то же самое: с парома съезжаешь – вода. Некуда ехать. Это вам надо обратиться в службу, которая у нас занимается водой и реками, – прокомментировал ситуацию исполнительный директор по обращению с ТКО АО «Югра-Экология» Виталий Якимчик.

Глава поселения Николая Свечников уверяет, что возможность для проезда мусоровоза в село есть. Жителям поселения доставляют продукты питания, регулярно осуществляет перевозки и маршрутный автобус.

– Мусор, в любом случае, вывезут. Но это время и экологический ущерб селу. У нас все ТКО забиты (…). И звери могут прийти на запахи мусора, это ведь все разлагается, появляются неприятные запахи, насекомые. Мы все предлагали [«Югре-Экологии»]. И провести, и разместить на ночь сотрудника, предоставить ему ночлег – ни в какую, – отметил Свечников.

В администрации Сургутского района объяснили – обычно весной «Югра-Экология» ставит дополнительные большие контейнеры. Но в этом году что-то пошло не так, хотя соответствующие письма-просьбы в адрес регоператора направлялись.

– Локосово стало заложником паводка. Машина не может за­ехать – высота не позволяет, потом вес. Было предложено ехать в объезд с ночевкой специалиста, но это тратятся сутки и даже больше, чтобы забрать только с Локосово, и это, видимо, в тариф не включено. Как только будет доступность, регоператор сразу вывезет в течение двух дней мусор, – добавила начальник отдела экологии и обращения с отходами департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Татьяна Дударенко.

За что платим.

Тема с тарифами на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов вообще одна из самых спорных и сложных во всей мусорной реформе. Ее автор, экс-депутат Госдумы Максим Шингаркин не раз в интервью различным СМИ объяс­нял: изначальная задумка была совершенно иной.

– В законе от 2014 года планировалось, что люди будут платить за вывоз и утилизацию будущих отходов, просто приобретая товары в упаковке и длительного пользования. Приведу пример: два человека делают покупки в магазине, у первого маленькая корзинка, у второго целая тележка. Заплатят они за будущее «Обращение с ТКО» по-разному – один меньше, другой больше, причем сделают это прямо в магазине. Предполагалось, что эти «окрашенные» деньги, которые можно направить только на экологию, из всех магазинов и торговых точек поступят в бюджет. И уже из них будут оплачиваться услуги регоператоров, – говорил Шингаркин в интервью изданию «АиФ» в апреле 2024 года.

По итогу сложилось то, что сложилось: в каждом регионе установлен собственный тариф на вывоз и утилизацию мусора, деньги идут непосредственно региональному оператору (в ХМАО – «Югре-Экологии»). В субъектах отличается и подход к начислению платы за услугу: где-то размер зависит от количества прописанных в жилье человек (как в ХМАО), а где-то от площади жилого помещения (как в Тюмени). И тот, и другой подход неоднократно критиковали. Но недавно претензии к реформе озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

– Так называемая мусорная реформа реализуется уже пять лет, и в основном стало только хуже. Казалось бы – что проще? Сделать в каждом городе схему размещения контейнерных площадок, закупить новые контейнеры, новые мусоровозы, определить график вывоза мусора, организовать хотя бы элементарные конвейеры по сортировке мусора, заняться переработкой, утилизацией. Ничего этого, к сожалению, нет, и практика региональных операторов себя не оправдала. Люди жалуются на несвоевременный вывоз мусора, грязь на мусорных площадках, несанкционированные свалки. В ряде регионов просто мусорный коллапс, но при этом граждане платят добросовестно за сбор и вывоз мусора, – заявила Матвиенко на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

ЦИФРА: по словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, на транспортировку и утилизацию бытовых отходов по всей стране только за последний год было собрано с жителей порядка 280 миллиардов рублей.

То ли совпадение, то ли оперативная реакция надзорных органов: в ряде регионов ФАС уже ведет проверки обоснованности тарифов. Югра в этот список не попала. Но озвученные спикером Совфеда проблемы встречаются и у нас.

Югра, но не экология.

Жалобы на нерегулярный вывоз мусора в социальных сетях появляются чуть ли не чаще, чем мусоровозы возле контейнеров. Летом убрать отходы в поселках мешает паводок. Зимой – сильные морозы. В городах, независимо от времени года, сами жители и управляющие компании.

– График вывоза ТКО в многоквартирных домах ежедневный. Чаще всего проблемы возникают во дворах из-за припаркованных автомобилей потребителей. Мусоровоз – габаритный транспорт, и там, где проедет легковая, грузовик не пройдет. Поэтому иногда приходится заезжать в один двор дважды и трижды. Также проблемы возникают в домах с мусоропроводом. Сотрудники управляющих организаций обязаны выкатывать контейнеры из мусоропровода к приезду машины, но из-за нехватки работников или других обстоятельств баки могут сутками находиться под окнами жильцов, – объясняют в пресс-службе «Югры-Экологии».

И все-таки именно лето – самый сложный период для регопе­ратора в Югре. Жители многочисленных дачных кооперативов, расположенных возле крупных городов, с первых же теплых дней начинают жаловаться. Вот, например, сообщение из СНТ «Черемушки», которое недавно облетело почти все местные паблики.

– С наступлением весны и лета при въезде в СНТ «Черемушки-1» и «Черемушки-2» на мусорках творится полный ужас. В связи с тем, что «Югра-Экология» вывозит мусор нерегулярно, мусор накапливается горами, ветер разносит мусор по линиям, стоит неприятный запах, мусор некуда уже выкидывать и многие жильцы СНТ мусор увозят в город до ближайшей мусорки. Мусоровозка приезжает, когда им вздумается, с интервалом один раз в 1,5-2 недели и то по «приглашению» через официальные обращения жильцов в инстанции через госуслуги, – пишет житель одного из СНТ.

Сергей Болотов, председатель совета депутатов Федоровского:

– У нас в поселке тоже бывают случаи некачественной уборки мусора. Но, к счастью, они редкость. Во многом это благодаря налаженной схеме работы, постоянному контролю со стороны администрации Федоровского и депутатов. Систему эту выстроил прежний глава поселка Николай Рудышин. А мы эту работу продолжаем и будем и дальше стараться, чтобы улицы нашего поселка были чистыми и красивыми.

Региональный оператор имеет четкий ответ на претензии дачников и снтшников. Проблема в юридической стороне вопроса.

– В Сургуте и Сургутском районе из 94 товариществ договор с регоператором заключен только у 47 юридических лиц. Остальные дачники обслуживаются через прямые договоры как физические лица. Как следствие, там, где договора с юрлицом нет, стоят только наши контейнеры. В начале дачного сезона контейнеров фактически не хватает. По итогам 2023 года дачники Сургута выбросили 147 тысяч кубометров отходов (практически столько же мусора за этот период было отправлено на полигон в Лангепасе), а всего в округе на дачных кооперативах образовалось 300 тысяч кубических метров отходов. Учитывая то, что кооперативы в среднем обеспечивают одним контейнером объемом 8 м³ на три-четыре товарищества, контролировать наполненность таких площадок, имеющих общий доступ, сложно, – прокомментировали в пресс-службе регоператора.

Там также добавили, что люди часто выбрасывают в контейнеры или возле баков строительный мусор, ветки деревьев, шины – что законом категорически не пре­­дусмотрено.

– Регоператор такие виды отходов не вывозит. Собственники этих отходов обязаны вывозить их самостоятельно или с помощью сторонних фирм с соответствующей лицензией. Таким образом, возле площадок образуются свалки из шин и веток, которые в итоге придется убирать собственнику земельного участка, – разъяснили в «Югре-Экологии».

Но это касается дачников. А вот если говорить про поселки, то в администрации Сургутского района ситуацию с вывозом отходов комментируют достаточно позитивно. Исключая разве что ситуацию с Локосово.

– Были жалобы из Барсово в мае, начале июня. Сейчас более-менее чисто. Начали вывозить. Авральных жалоб нет. Есть вопросы в Тундрино, Высоком Мысе, там тоже не было вывоза, они спрашивают о перерасчете. Мы сделали запрос в «Югру-Экологию», ждем, – рассказала начальник отдела экологии и обращения с отходами департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района Татьяна Дударенко.

Владимир Мансуров, помощник депутата Думы Тюменской области: 

– Проблема уборки мусора стара как мир. Но мир меняется, и пора бы уже что-то с этим решить. В последнее время много общаюсь с жителями района и Белого Яра, в частности. Постоянно слышу жалобы. Проблема запутанная, много нюансов, надо разбираться. Но одно можно сделать уже сейчас – нужен жесткий общественный контроль за работой оператора и перевозчиков.

Представители общественности более резки в выражениях и грозятся пойти по инстанциям.

– Проблему с вывозом мусора мы рассматривали на заседании совета в июне. Общественный совет взял эту ситуацию под контроль. Сейчас собираем информацию. По итогу мы намерены обратиться с письмом в «Югру-Экологию», в администрацию района, если понадобится – выйти на окружной уровень. Потому что проблема эта системная, ее нужно решать, – уверена председатель общественного совета Сургутского района Ирина Ковалева.

Как правило, говорят в общественном совете, ситуация налаживается после начала диалога властей конкретного населенного пункта с представителями «Югры-Экологии». Этот подход становится уже системным.

– Что было: несвоевременный вывоз. Они оправдывались, что у них была сломана техника. Но не может быть, чтобы по всему Сургутскому району была сломана техника. Ну, может одна-две машины сломаться. Ну и что, почему это должно людей волновать? Сломалась – значит, должна быть какая-то дополнительная техника на замену. И все это систематически. Пик был весной, когда люди, видимо, активно избавлялись от мусора, старых вещей каких-то. В течение, наверное, месяца мы боролись с этим. Контейнеры были переполнены, мусор валялся, растаскивался, его разносило ветром. Я инициировала встречу при главе городского поселения Барсово с участием оператора и перевозчика. После той встречи ситуация более-менее выровнялась, – поделилась председатель комиссии по вопросам ЖКХ общественного совета Сургутского района Елена Клесова.

И зачем это все.

Но все-таки глобальная цель мусорной реформы вовсе не упорядочить вывоз мусора. Вот что говорится на сайте «Югры-Экологии».

– Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твердых коммунальных отходов, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями, – отмечается на сайте «Югры-Экологии».

И именно в этой части реформы есть небольшие проблемы. Предполагалось, что в регионах появятся как минимум сортировочные линии, а в идеале новые полигоны должны быть сразу с переработкой. В любом случае целью было создание инфраструктуры, дающей новую жизнь мусору. Однако помешала и стоимость объектов – ведь это миллиарды рублей, и невостребованность отсортированных отходов – их просто негде перерабатывать.

По данным «Парламентской газеты» в России серьезный дефицит инфраструктуры по переработке мусора. В рамках мусорной реформы к 2030 году планируется построить или реконструировать 868 предприятий по обращению с ТКО. За первые пять лет реформы возвели только 250 объектов, из них 34 – по обработке мусора, 65 – по утилизации.

Эту ситуацию недавно обсуждали в Думе ХМАО. Итоги совещания добавили больше вопросов, чем дали ответов. По данным региональных парламентариев, сейчас из ежегодно поступающих на полигоны 450 тысяч тонн мусора перерабатывается только 1 %. Ситуацию должны изменить экотехнопарки. Они появятся возле новых полигонов. Таковых в Югре планировали построить целых пять. В итоге возвели только один – возле Нефте­юганска. Еще четыре когда-нибудь появятся в Ханты-Мансийском, Октябрьском, Нижневартовском, Сургутском районах. Они, судя по данным из открытых источников, находятся лишь в стадии проектирования. Где-то нужно сначала подготовить площадку под будущий полигон – цена вопроса несколько миллиардов рублей. Где-то нужно решить бюрократические препоны с переводом земель из одного статуса в другой.

Есть, правда, и один несомненный плюс. Одна из целей мусорной реформы состояла в ликвидации незаконных свалок. Таких еще семь лет назад в ХМАО только официально насчитывалось больше тысячи. Осталось в несколько раз меньше, и каждый год их количество сокращается. Вот только жителям Локосово от этого ни жарко, ни холодно. И даже вопрос новых полигонов их не сильно волнует – лишь бы мусор вовремя вывозился. Именно так воспринимается мусорная реформа большинством россиян. А полигоны, переработка, экология – это как-нибудь потом. Сначала мусор уберите.