Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

«Р» упало, «Л» пропало: логопед из Сургута рассказала о самых частых проблемах с речью у детей

Что такое дисграфия и дислексия у детей? Влияет ли недоразвитость речи на дальнейшую грамотность ребенка? И правда ли, что мальчиков с нарушениями речи больше, чем девочек? Эти и другие темы «Югорский снегирь» обсудил с сургутским логопедом Тамарой Шаповаловой. Подробнее – в нашем интервью.– Много ли детей к вам приводят с дефектами речи?– К сожалению, в моей практике детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше. Это, в основном, связано с патологиями во время беременности у мам, а также с трудными родами.– Какие это нарушения?– Сейчас больше детей алаликов – у них отсутствует речь, либо она недоразвита, при этом ребенок все слышит и понимает. Обращаются также с дисграфией и дислексией. В первом случае это дети, которым трудно соотнести устную и письменную речь, при написании они заменяют графически схожие буквы. К примеру, Т-Ш, В-Д, М-Л. Дислексия характеризуется проблемой с чтением: дети могут переставлять буквы, угадывать слова и т. д.– С каких лет, или даже месяцев надо начинать развивать мелкую моторику?– Развитием мелкой моторики нужно заниматься постоянно как детям, так и взрослым. А вообще, как только вы видите, что ребенок начинает играть с кубиками, значит, пора. Начинайте показывать различные формы игрушек: квадраты, круги и желательно разным цветом, чтобы малыш постепенно запоминал. Когда ваш ребенок станет постарше, пробуйте разные терапии с глиной, пластилином, песком. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.– Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?– Да, я заметила, что мальчиков с патологиями речи больше, чем девочек. Поэтому я рекомендую отдавать сына в детский сад по возможности позже. Это касается и школы. Пусть в первый класс он пойдет в 7 или 8 лет, зато будет лучше понимать программу обучения.­– В каком возрасте ребенка следует показать логопеду?­– Чем раньше, тем лучше. Родителям я дала бы совет, чтобы они ни в коем случае не сюсюкались своим ребенком, не коверкали слова. А если ваш ребенок ходит к логопеду, то для закрепления результата необходимо заниматься с ним и дома. Особенно важно контролировать процесс формирования звуков. Обычно для нормального развитого ребенка требуется 2-3 месяца, чтобы научиться правильно произносить звуки.– Стоит ли показывать ребенка логопеду перед школой, если он хорошо разговаривает?– Рекомендую пройти осмотр. Ребенок может говорить хорошо, а фонематический слух может быть нарушен. Без него невозможно соотнести букву и звук, а также освоить правильное произношение звуков. В речи это не всегда слышно, а когда начнут писать, то это может привести к дисграфии.– Есть мнение, что самое трудное в постановке речи – это звук «р». Это правда?– Абсолютно верно, поэтому звук «р» ставится в последнюю очередь. У меня был такой случай в практике. Привели ко мне первоклассника, в какой-то степени избалованного и капризного. Особо заниматься не хотел, и родители ему разрешили не ставить букву «р». Когда он учился в шестом классе, то сам ко мне пришел и попросил его научить выговаривать звук «р», потому что над смеялись одноклассники.– Многие думают, что если ребенок плохо говорит, то в дальнейшем он будет безграмотным?– Нет, это далеко не так. Посмотрите сколько у нас известных личностей с дефектами речи: кто картавит, кто не выговаривает шипящие. Даже с такими нарушениями можно стать грамотным и успешным. Вот если есть проблемы с фонематическим слухом, тогда да, в будущем будет трудно. Он формируется еще в дошкольном возрасте и можно это исправить занятиями с логопедом и работой родителей с ребенком. Чем лучше ребенок дифференцирует звуки, тем меньше будет проблем в дальнейшем. Он должен уметь анализировать слова, делить на слоги и звуки.