Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

​За 20 лет от общего к частному. О чём писали местные газеты в прошлом веке

Всего лишь за 20 лет наша страна проделал путь от социалистического «рая» в капиталистический «ад». О том, почему перестройка началась не в конце 80-х прошлого века, а гораздо раньше, и что чувствовали люди в 90-х, чья жизнь оказалась зачёркнутой буквой «Ч», когда все общее стало частным – в очередном выпуске рубрики «Страницы времени».

1974 – первый призрак перестройки.

«В этот день рабочие всех стран празднуют свое пробуждение к сознательной жизни», – цитировала слова Владимира Ленина газета «К победе коммунизма», рассказывая о первомайской демонстрации 1974 года.

«Сознательная жизнь», судя по публикациям того времени, означала в первую очередь отказ от своих личных интересов в пользу общего дела. И упорный, порой героический труд ради общего блага. Все было как бы общее и одновременно как бы твое. В заметке о комсомолке и ударнице стройки издание пишет: «Валентина строит для своих товарищей, для покорителей нефтяной сибирской целины. А это значит – и для себя!»

Труд ради общего блага приносил свои результаты – перевыполнение плана, награды, звания, переходящие знамена. Но если с общетружением все более-менее получалось, то с общежитием возникали проблемы. В одной из заметок рассказывается о рейде по рабочим общежитиям. Так вот, проверяющие обнаружили, что некоторые девушки впускают по ночам через окна «гостей», а многие парни, особенно после зарплаты, устраивают пьянки, хулиганят и мешают спокойно отдыхать товарищам. А в заметке под рубрикой «Советы врача», где рассказывалось о нехороших венерических заболеваниях, газета писала о главных причинах их распространения: аморальное поведение, беспорядочная половая жизнь, пьянство.

Да, не все советские граждане горели желанием дружно шагать трудовым маршем к коммунистическому будущему. Такова уж природа человека – мало ему общего, ему всегда хочется чего-то своего. И это касается не только маргиналов, но даже самых сознательных и передовых ударников труда.

Уже тогда в 1974 появились первые признаки того, что во второй половине 80-х выльется в перестройку, а затем – в крушение социалистический системы. В майских номерах газеты за 1974 год попадаются две заметки о передовых, но не простых бригадах. Рабочие в них перешли на хозрасчет – первую уступку советской системы частным интересам трудящихся. «Рабочие трудятся так, словно это себе. Прибывает на объект бракованный строительный материал – разворачивай машину и вези обратно», – рассказывает бригадир.

Быстро и качественно работаешь – больше получаешь, сэкономил народное добро – прибавка к зарплате. Так и общему делу польза и о своих частных интересах люди позаботиться могут.

1994 – дорога на кладбище.

Прошло 20 лет, которые повернули вектор развития жизни на 180 градусов – личное стало важнее общего. Процесс перехода бывшей социалистической, государственной собственности в частную в 1994 году шел вовсю.

Казалось бы, люди получили то, что хотели – больше не надо работать за идею – можно трудиться для себя. Теперь можно купить все, что хочешь, некогда пустые полки магазинов ломятся от заграничных товаров. Но стала ли жизнь лучше?

«Сегодня куда ни посмотришь, все акционируются. Мы становимся как бы хозяевами своих производств. Но появляется ли от этого уверенность в завтрашнем дне?» – задается вопросом автор одной из заметок в майском выпуске газеты «Сургутская трибуна».

В новом мире все продается и покупается. И даже сам человек стал товаром или «живым мясом», как пишет автор заметки о российских девушках, которых продавали тогда в секс-рабство иностранцам.

Производство и экономика тогда падали. А вот цены, уровень коррупции и преступности стремительно и стабильно росли. Пока люди пристраивали свои ваучеры в различные инвестиционные фонды и вкладывали последние сбережения в МММ и прочие пирамиды, другие предпочитали действовать по принципу

Абдулы из «Белого солнца пустыни»: «Пойди и возьми сам, что тебе нужно, если ты сильный и смелый».

Подобный способ накопления частной собственности позволял быстро повысить благосостояние, но имел свои недостатки.

Типичная история тех дней. 1 мая криминальный авторитет по фамилии Баранов отмечал день рождения в сургутском ресторане с коллегами по «бизнесу». Развлекала бандитов певица Любовь Успенская. Когда подгулявшая компания на двух машинах возвращалась домой, у дома № 51 на улице Энтузиастов их поджидали «конкуренты» с автоматами. В результате четыре трупа, в том числе и Баранов. Затем были до неприличия пышные похороны. Несколько километров дороги к кладбищу были устланы цветами.

1994 – вечные вопросы.

Люди, которые заслуживали сидеть в тюрьме, тогда купались в роскоши. А люди, которые по всем человеческим законам должны были быть обеспечены всем, прозябали в нищете. А журналисты задавались извечными вопросами – кто виноват и что делать.

В завершение этого обзора приведем несколько цитат из публикаций мая 1994. Может быть, они помогут нам понять, как мы оказались в той ситуации и куда в итоге пришли сейчас.

«Вестник» от 6 мая 1994, заметка «Нам хотя бы место на кладбище».

«Как живут сегодня ветераны на свои мизерные пенсии? В каких жилищных условиях? Однажды мне пришлось быть свидетельницей того, как ветеран, хлопнув дверью местного «Белого дома», с отчаянием прохрипел: «Видно, не на той стороне воевал…». Как страшно услышать такие слова от Победителя».

«Вестник» от 6 мая 1994, заметка «Митинг состоялся».

«В то время, когда казна пустеет, а основная часть населения страны нищает, небольшой процент наших сограждан, чаще всего не имеющих никакого отношения к производству, сказочно обогащаются. Естественно, чтобы в условиях развала экономики дать возможность новоявленной (часто откровенно воровской) элите построить себе рай на земле, надо окончательно обобрать тех, кто каким-то чудом умудряется еще что-то добывать, производить, поддерживать обороноспособность государства и даже запускать космические корабли. Именно этим обиранием, кажется, и занято нынешнее российское руководство».

«Сургутская трибуна» от 20 мая 1994, заметка «Побольше бы овса в свою кормушку».

«Что же остается простому человеку? Да практически ничего. Вот и бьется он, подобно мухе, запутавшейся в паутине. И назад дороги нет, и впереди никаких перспектив. Происходит реальное разделение общества на богатых и бедных, на касты и сословия. Верхи все дальше отдаляются от низов. …Весна 1994 года. Новые веяния. Но почему же все остается по-старому?»