Ягоды из ХМАО любят в Дубае и Китае, но в Сургуте их вытесняет голубика из Марокко
Дикоросы, собранные в Югре, отсутствуют на прилавках сетевых магазинов, которые заполонила продукция из Марокко. К таким выводам пришли руководители экспедиции институтов РАН «Чистая Арктика – Восток – 77», передает корреспондент «Вестника».
На площадке ТАСС состоялась очередная пресс-конференция руководителей экспедиции институтов РАН «Чистая Арктика – Восток – 77». Речь шла об итогах исследований в ХМАО и ЯНАО.
Экспедиция работала в марте и апреле в Саранпауле, Агане, Сургуте и Нижневартовске. Одним из объектов изучения был процесс закупки у местного населения дикоросов и ягод.
Оказалось, что ягодная отрасль на Севере жива – по данным исследований в Арктической зоне РФ и прилегающих территориях в сезонные работы по сбору и переработке таежной и тундровой ягоды вовлечено около миллиона человек. Но есть важные нюансы.
Корреспонденту «Вестника» удалось пообщаться с участником экспедиции, руководителем Ассоциации «Дикие ягоды» Олесей Полуниной.
- Каждый год количество сезонных сборщиков ягод сокращается. Это обусловлено, в первую очередь, неуверенностью людей в стабильном будущем отрасли. Скупщики и переработчики не могут гарантировать, что спрос на ягоды сохранится на ближайшие годы, ведь мы все видим, что в федеральных торговых сетях российские ягоды вытесняются марокканской голубикой, - рассказала Полунина.
В некоторых территориях скупка ягод, по данным ученых, уже прекратилась полностью, так как небольшие объемы не окупают доставку ягод до оптовика или переработчика.
- В рамках исследования «ягодного трафика» мы выяснили несколько интересных фактов. Например, оказалось, что отборные ягоды из ХМАО ежегодно отправляются к оптовому покупателю из Дубая уже много лет, а чернику из ХМАО активно закупает китайская фармацевтическая компания, - сообщила эксперт.
По данным исследователей, эти факты не означают ничего хорошего для сохранения ягодной отрасли и сезонных рабочих мест югорчан.
- Продажа ягодного сырья китайским фармкампаниям ничего не дает Югре. Низкие цены, по которым закупается черника, не спасут рынок, тем более, что в Китае из нашей черники делают сироп, который используется для приготовления лекарств и Россия закупает сироп и лекарства за валюту. Так что мы дважды в проигрыше – и рабочие места теряем и за лекарства платим иностранным производителям, - сетует Полунина.
В прошлом году ученые, общественники и переработчики ягод создали Ассоциацию «Дикие ягоды». Главная задача, по словам членов ассоциации, это сохранение рабочих мест в процессе сборки и переработки дикоросов Севера.
- Я, как этнограф и культуролог, в первую очередь, конечно, занимаюсь традиционной составляющей сбора ягод и работой для общин КМНС. Я отлично понимаю, что прекращение сбора ягод, это не только лишение россиян полезных продуктов питания и натуральных лекарств. Прекращение сбора дикоросов, это еще и лишение коренных народов одного из важных видов традиционной хозяйственной деятельности, - уверена эксперт.
Ученые уверены, что одна из главных причин снижения оборотов в ягодной отрасли – предпочтение, которое федеральные торговые сети отдают более дешевым ягодам иностранных компаний. Магазины Сургута, например, все больше наполняются голубикой из Марокко, которая настолько дешевая, что ее привезти и хранить дешевле, чем закупать полезные северные ягоды у собственного населения.
- Чтобы сохранить рабочие места в ягодной отрасли и накормить страну качественными ягодами, а не мусорной голубикой из стран третьего мира, необходимо замотивировать федеральные сети постоянно расширять ассортимент российских ягод и продукции из них, а также не позволять демпинг со стороны иностранных поставщиков ягод. Этим мы поможем и людям в азиатских и африканских странах. Ведь вдумайтесь – за сколько должны работать сборщики в той же Марокко, чтобы их ягоды в далекой России продавались в два раза дешевле местных, - заключает специалист.
Ранее «Вестник» писал, что ХМАО стал вторым регионом России по количеству предприятий, которые производят халяльные продукты.