Какой он – учитель XXI века?

00:00
1149

Алёна Безверхова

Автор фото: Алёна Безверхова

Словно капля дождя...

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» - считал Лев Николаевич Толстой. Это было актуально сто лет назад, это актуально и сейчас. И сегодня в рядовой обычной школе - Барсовской СОШ № 1 - работает именно такой педагог: учитель начальных классов Валентина Михайловна Велентеенко.

Каков он - учитель двадцать первого столетия? На мой взгляд, он, прежде всего, уверенный в себе человек. Психологам известно: человек, удовлетворённый собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения. Валентина Михайловна обладает адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, с готовностью идёт на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Более того, она позитивно воздействует на самооценку детей, стимулирует их успешность в учёбе и личностное развитие. Не осознав себя как личность и профессионала, не видя возможностей для развития собственной успешности, учитель не способен решать сложные педагогические задачи и испытывать радость от своей профессии. Ведь только у успешного учителя могут быть успешные ученики...

Валентина Михайловна умеет и хочет работать с одарёнными детьми, и доказательство тому - неоднократные призовые места в предметных олимпиадах её учеников на школьном, районном и российском уровнях. Дети со второго класса пишут проекты совместно со своими родителями, под чутким руководством Валентины Михайловны, и получают заслуженные награды. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и она, учитель начальных классов - выявляет одарённость каждого ученика. «Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок - способная личность», - говорит Валентина Михайловна на родительском собрании.

Но даже высокоодарённый человек не представляет собой машину по переработке информации, а зависит от множества мотивационных и личностных факторов, работа с которыми является условием успеха образовательного процесса. Как выбор образовательного маршрута ребёнком, так и дальнейшее движение вплоть до профессиональной самореализации должны проходить при высококвалифицированном сопровождении учителя. «Моя задача, - говорит Валентина Михайловна, - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант».

Главный стартовый капитал

В январе 2012 года в газете «Известия» была опубликована предвыборная статья В.В. Путина «Россия сосредотачивается», в которой говорилось о том, что сегодня «главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего молодёжи». Путин говорит о взрывном росте образовательных потребностей и продолжает: «Более образованные люди - это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор».

«Так важно сегодня, чтобы каждый ребёнок был принят в школе нами, учителями, таким, какой он есть, был оценён по достоинству и получил веру в себя, свои возможности, тот самый «стартовый капитал», что не деньгами измеряется, а светом интеллекта в глазах», - делится Валентина Михайловна.

Тихая, скромная женщина Валентина Михайловна Велентеенко - профессионал и новатор. Реформа школьного образования фактически началась, когда появились новые способы передачи информации. Школа была изобретена для передачи информации от одного поколения к другому. С появлением Интернета ценность учителя только как транслятора информации исчерпана. «Сегодня невозможно представить современную школу без компьютеров, интерактивных досок, и чтобы быть интересным для своих учеников, необходимо быть впереди них, даже если они ученики начальной школы», - говорит Валентина Михайловна.

И всё же даже самая совершенная техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем, на мой взгляд, не удастся заменить.

«В веке двадцать первом учитель остаётся воспитателем», - рассуждает Валентина Михайловна. Первый учитель во все времена в жизни каждого человека занимает особое место: от того, какие понятия и знания заложит он в души и умы своих учеников, зависит их будущее.

Алёна Безверхова

Автор фото: Алёна Безверхова

«Отец дал мне жизнь, а учитель - бессмертие»

Школа меняется на глазах. Но этот педагог не забывает о том, что должно остаться неизменным - традиции отечественного образования, которые не должны быть потеряны никогда: гуманистичность приоритетов, демократические принципы... «Я вижу, как на глазах меняются дети. Соответствовать их запросам и потребностям - вот требование времени. Но сегодня нет более высокой задачи, которую я перед собой ставлю, чем воспитание человека и патриота», - считает Валентина Михайловна.

Через школьную жизнь ребёнка пройдёт много учителей, но помнят они, как правило, своего первого учителя, который научил их читать, писать, считать.

Ведь в жизни каждого человека важны те первые знания, которые заложены учителем в начальной школе. Не часто, став взрослыми, мы сталкиваемся с косинусами и тангенсами, с высшей математикой и физикой, химическими элементами Менделеева, которые зубрили ночами. Но мы ежедневно считаем и грамотно пишем, и именно этому - считать в уме, складывать, делить и умножать - нас учила наша учительница в начальной школе.

«Может, когда-нибудь кто-то из моих учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель - бессмертие». Ради этого стоит быть учителем», - мечтает Валентина Михайловна.

Родители бывших учеников Валентины Михайловны (их дети уже окончили школу, другие выпускники сейчас учатся в 10 классе) и сами бывшие ученики говорят о Валентине Михайловне следующее:

«Добрее и порядочнее человека я не встречала на своём пути, она заложила в наших детей чёткие нравственные ориентиры. И ещё: она очень сильный учитель, наша дочь успешно училась в старших классах и хорошо окончила школу, сейчас поступила в институт в Санкт-Петербурге. Я считаю: то, что дано в самом начале школьного пути, то и несёт ребёнок всю школьную жизнь... Или желание учиться и верить в себя, что заложила нами уважаемая Валентина Михайловна, либо, как жалуются на работе коллеги, ребёнок как не хотел ходить в школу в начальных классах, так и проболтался до выпуска. Мы этого понять не могли» - слова Натальи Юрьевны.

«Мы любим свою первую учительницу, она самый добрый и отзывчивый человек, она всех называет по имени, а не по фамилии, это нам - маленьким - нравилось. Валентина Михайловна с нами проводила всегда разные мероприятия, и это было классно, спасибо ей, что она нас терпела таких шумных, но никогда не повышала голос, нам казалось, что она не умеет говорить громко, и мы всегда замолкали», - рассказывают Максим, Алиса, Мурат, Лиза.

В заключение приведу слова поэта Сергея Острового:

«В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям».

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: