Сетевое издание Вестник - Новости Сургутского района и Югры

В Югре ежегодно пропадают около 700 человек

Согласно полицейским отчетам, ежегодно в ХМАО пропадают 700 человек – это больше, чем население поселка Тундрино. В этом материале «Вестник» разбирался, как устроена система поисковых дружин и отрядов, каждый ли желающий подходит под эту работу, и отследить мотивы добровольцев искать и помогать пропавших без вести людей.

Человеческие цифры.

По данным федерального МВД, ежегодно в России теряются около 180 тыс. человек. Региональная статистика гласит, что ежегодно пропадают 700-800 югорчан, то есть в среднем по два в день. По данным СУ СКР по ХМАО, в списке пропавших без вести на сегодняшний день числятся 98 человек, из которых 17 – дети.

Такая статистика учитывает только тех людей, об исчезновении которых сообщали в полицию. Когда человека находят своими силами, он не попадает в число официально пропавших без вести. Кроме того, МВД включает в статистику найденных и случаи, когда пропавшего опознали по телу.

Помочь может каждый.

В июле 2017 года 11-летний Рамиль из Когалыма отправился с другом купаться на речку Ингу-Ягун. Когда вечером мальчик не пришел домой, родители забеспокоились. Его искали десять дней, нашли в 400 метрах от места, где он зацепился за корягу и утонул.

История не осталась незамеченной среди когалымчан, которые объединились и создали первый в Югре отряд, который впоследствии стал некоммерческим волонтерским объединением «ЛизаАлерт».

За пять лет миссия движения объединила около 30 тысяч неравнодушных граждан из разных уголков страны. Добрые дела в югорском «ЛизаАлерт» творят 140 волонтеров.

– Хотите увидеть портрет поисковика – взгляните в зеркало. Все добровольцы отряда – обычные люди, молодые и в солидном возрасте, безработные и обеспеченные, творческого и технического склада ума. Ограничение одно – возраст от 18 лет. В остальном мы рады каждому, ведь люди – самый ценный ресурс. Конечно, у каждого есть своя причина для того, чтобы стать поисковиком: тяжелая личная утрата, желание почувствовать себя супергероем, обилие свободного времени, любовь к лесу, стремление принести пользу. Опыт показывает, что больше всего людей приходят к нам на волне резонансных поисков, – рассказала доброволец ДПСО «ЛизаАлерт» ХМАО-Югры Наталья Горовцова.

С начала 2023 года в «ЛизаАлерт» поступила 101 заявка на поиск людей. Из них 64 человека найдены живыми, 11 – погибшими, не найдено четверо. Еще у пяти найдены родные, 16 заявок не подтверждены, а одна отправлена в «Жди меня».

Спасение людей – зависимость.

Как начинается история поисков?После беседы с операторами горячей линии, к работе подключаются информационные координаторы. Они узнают у заявителя обстоятельства пропажи, особые приметы человека.

Поиск может быть активным – по горячим следам, с выездом поисковиков и организацией штаба на месте пропажи и информационным, направленным на расклейку ориентировок, прозвон больниц. Все действия ведутся по согласованию с полицией.

На место пропажи выезжает координатор. Он определяет стратегию и территорию поиска. Информация поступает в чат, если доброволец может участвовать – берет задачу удаленно или приезжает на место происшествия.

Всех поисковиков регистратор делит на две группы – пеших «лис» и «ветер» – тех, кто передвигается на транспорте, выдает им оборудование: компасы, фонари, рации, навигаторы, аккумуляторы, назначает старших в группах, которые отвечают за выполнение задач и безопасность участников.

– Наш отряд ищет пропавших в любой среде. Поиск в населенном пункте ведется путем патрулирования районов, опроса, расклейки ориентировок, обхода подъездов, а в природе методом прочеса, может применяться спецтехника – беспилотники, авиация и привлекаться водолазы, следопыты, кинологи, – объяснила доброволец ДПСО «ЛизаАлерт» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Горовцова.

Для добровольцев существуют «полевые» и «домашние» специальности. Всего – 25.

Мария Илькович пришла в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» в 2019 году. Она работает инфоргом, или информационным координатором поиска.

– Инфорг – основное связующее звено между всеми участниками поиска. Я взаимодействую с заявителем, уточняю обстоятельства пропажи и приметы пропавшего, создаю ориентировку, запускаю поиск в сеть, обзваниваю больницы, собираю информацию буквально по крупицам, фиксирую и анализирую ее. Если поиск срочный и требует мероприятий на местности, то необходимо заказать карты у картографов, организовать сбор добровольцев, проконтролировать их возвращение домой. Задач множество, но и наградой может стать найденный человек или чья-то спасенная жизнь, – рассказала она.

Координатор ДПСО «ЛизаАлерт» Даниил Уваровский, напротив, готов сутками ходить по болотам и бурелому.

– Запоминающимся для меня стал эпизод в прошлом году, когда дедушка ушел за грибами и не вернулся, потерялся буквально в 200 метрах от машины. Днями и ночами около сотни человек прочесывали длинные дистанции. Поиски растянулись на несколько суток. Когда включаешься в этот процесс, ты забываешь обо всем. На работе всевозможные заморочки, а тут другие задачи, испытываешь своего рода зависимость от атмосферы единения и общей цели – найти и спасти, – отметил мужчина.

Чтобы внести свой вклад в деятельность отряда, можно стать инструктором и рассказывать детям о правилах безопасности, печатать ориентировки или обучать оказывать первую помощь.

Потеряться - не значит пропасть.

Примерно 70 % пропавших в Югре теряются в городах, остальные пропадают в природной среде – во время сбора дикоросов, на рыбалке или во время обычной прогулке по лесу. Это уже информация от спасателей ГО и ЧС. С наступлением теплого времени года количество заявок возрастает.

– С июля по первую декаду сентября в ЕДДС два раза в неделю поступает информация о том, что заблудился человек, будь то родственник, который ушел по грибы и не может найти ориентир, чтобы выйти на дорогу, или знакомый, который не выходит на связь. Сотрудники диспетчерской службы собирают максимальную информацию у всех очевидцев и передают ее в зонально-поисковый спасательный отряд, который базируется в поселке Федоровском, – сообщила начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Сургутского района Алла Вавилина.

Последние два года запомнились добровольческим отрядам Сургутского района двумя громкими историями. В обоих случаях искали пожилых людей, которые ушли в лес и не смогли вернуться домой.

В сентябре 2022 года вблизи Тром-Агана потерялся 72-летний грибник Виктор Филин, который ушел в лес и не вернулся. В конце августа этого года в поселковых чатах появилось еще одно тревожное сообщение из Ульт-Ягуна: вблизи поселения потерялась местная жительница – 62-летняя Разиля Ашмарина. В поиске женщины поставлена точка. К сожалению, она оказалась погибшей, а вот мужчина не найден до сих пор.