Марина Степнова: «Верю в любовь и судьбу»

00:00
1354

Октябрьскую встречу проекта «Творческая регата» коллектив Центральной районной библиотеки им. г.А. Пирожникова провёл на площадке своих коллег - Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, чтобы сургутяне и жители района имели возможность пообщаться с одним из самых востребованных современных прозаиков - Мариной Степновой, написавшей пока всего-то два романа. Но каких!!! (Здесь я должна оговориться, что задолжала материал редакции по причине больничного, но не рассказать об этой встрече вам не могла.)

Итак, Марина Степнова. Её первый роман «Хирург» увидел свет в 2006 году и сразу стал сенсацией, о молодом авторе заговорили. Через пять лет, в 2011 году, вышел новый роман писательницы «Женщины Лазаря», ставший литературным событием года в России (шорт-лист премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Ясная поляна», «Русский букер»). Эта необычная семейная сага, охватившая период от начала ХХ века до наших дней, пользуется большим спросом у читателей. Роман о большой любви и большой нелюбви... Плотный, живописный, многослойный текст завораживает, создавая, как сказали некоторые читатели, впечатление 25-го кадра. Оторваться невозможно! Чётко построенный сюжет, точные яркие характеристики героев. Изумительное умение использовать родной язык. Как ни странно для женской прозы, даже ненормативную лексику.

По признанию Марины, она не ожидала, что на это так много будут обращать внимания. «Это же речевая характеристика... Можно, конечно, «запикать», но есть ситуации, в которых люди разговаривают так, а не иначе, даже мужчины весьма образованные, из академической среды...» В результате - люди живые, вызывающие сочувствие, время узнаваемо по признакам, деталям...

И при ответах на вопросы читателей Марина была лаконична, искренна, нелицемерна. Человек, безусловно, талантливый, с лёгким налётом самоиронии, Степнова умеет посмеяться над собой. Она рассказала о том, что с детства мечтала быть врачом, а поступила на филфак. («И до сих пор считаю, что это моя самая большая непоправимая ошибка... вся жизнь моя непоправимая ошибка... вот должна была что-то сделать, а не сделала...») И очень серьёзно, с горечью относится к распаду СССР. («Это никакое не достижение - ни моё и ни твоё - это такая всеобщая печаль».)

- Я - советский человек. В меня очень крепко и основательно заложены моральные ценности именно тогда. Понятно, что во все времена бывают хорошие и плохие люди, хорошие и плохие поступки, как и государства. И в советское время было, наверняка, много плохого. Но для меня то время является важным. О том, что оно прошло, я грущу. Считаю, что стало хуже.

«Я не рассчитывала на успех»

У читателей было много вопросов к прозаику Степновой. Их интересовало буквально всё - от творческой кухни до личной жизни.

- Марина, вы журналист, писатель... зачем вы это совмещаете?

- Я написала пока всего две книги - ну какой я писатель? И потом, я не совсем журналист. Эта профессия всё-таки предполагает активную жизненную позицию, определённую отвагу. Для меня журналист - это, прежде всего, газетчик, который занимается какой-то общественно-политической деятельностью. Я просто редактор глянцевого журнала, где в большей части публикуются научно-популярные статьи. У глянцевой журналистики были и есть свои задачи, и они не так плохи. Глянец для тех, кто книжек не читает, но любопытен. Это моя работа, я её люблю и стараюсь делать хорошо, и мне трудно представить себя без неё. У нас чудесный коллектив, господи, да просто родная семья! Я замужем меньше, чем, например, работаю со своим главным художником, он лысый сейчас, как коленка, а я помню его ещё в волосах. Туда ходишь, как домой. И всё же, это место, где я получаю жалование, а не где живу по-настоящему.

- Вы пишете, потому что любите писать или потому что не можете не писать?

- Помните, как «Серапионовы братья» (литературная группа, возникшая в 1921 в Петрограде, в которую входили Вс. Иванов, М. Слонимский, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и другие) говорили при встрече? «Здравствуй, брат! Писать очень трудно!» Я не люблю писать, это тяжёлая, мучительная работа. Мне хочется просто жить: спать до двенадцати, а не сидеть за компьютером, отдыхать, проводить время с мужем и получать от всего этого удовольствие. Я пишу только потому, что считаю себя ответственной за те способности, которые мне были даны, полагаю, что при рождении. И просто возникает желание написать какую-нибудь историю. Это очень захватывающая штука...

Когда ты сам придумываешь книжку, не знаешь заранее, чем она закончится. Помните, у Пушкина «Татьяна учудила...». Возможно, кому-то странным покажется, но это действительно так. Знаете, на что это похоже? Когда пишешь, будто становишься проводником между Богом (демиургом) и твоими персонажами. У тебя есть свой маленький мир, есть главный герой, и ты знаешь, что в этой точке он родился, в этой - умрёт, и он это знает, и его задача: не умереть как можно дольше. Ты задумываешь одно, а происходит совсем другое.

Счастливая судьба

Оказалось, что роман «Женщины Лазаря» сургутские читатели успели полюбить, и разговор по большей части шёл о нём.

- Честно говоря, я не рассчитывала на успех, - призналась Марина Степнова. - Я не была уверена, что мои книги будут издавать. И когда вокруг «Женщин Лазаря» началось то, что началось, я была в обмороке. Для меня это был стресс. С этой книжкой пошли чистые чудеса. Через месяц поступили предложения от трёх издательств... Как у людей бывают удачные судьбы, так и у книжек. «Женщинам Лазаря» повезло. На свете множество прекрасных книжек, не оценённых по достоинству.

- При написании «Женщин Лазаря» работали ли вы специально с какими-то историческими материалами?

- Разумеется. Действие романа начинается в конце XIX века, я просто не рискнула опираться исключительно на личные воспоминания. (Смеётся.) Чтобы собрать всю необходимую фактуру, пришлось перелопатить тонны мемуаров, документов, дневников. Это очень интересная работа. Отдельное наслаждение.

- Сюжет основан на реальных событиях? И есть ли у героев прототипы?

- Понятно, что невозможно написать то, чего не было. Когда сочиняешь, ты всё равно опираешься на какие-то материалы. Что-то почитала, там подглядела, подслушала... И иногда совершенно невероятные вещи получаются. Так, Маруся, которая неожиданно вылезла в главные героини, для меня стала очень важным персонажем. Я её вообще не задумывала. Её не было в книжке и не должно было быть. В это, правда, трудно поверить. Вот лезут на свет. Понятно было, что у Чалдонова должна быть жена. И я стала искать. Имя быстро выскочило - Маруся. Я стала искать фамилию. У священников тогда были интересные фамилии. И я долго копалась в списках и нашла Питовранову. С этого началось. И потом невозможно было остановить. Уже это потащило за собой родителей, семью...

В «Женщинах Лазаря» есть несколько реальных исторических персонажей (я бы хотела придумать Берию...), ну я, конечно, обращалась с ними с максимальной вольностью, которую позволяет нам художественная литература. Единственная правда в том, что линия маленького Исаака и Маши повторяет историю моих родителей. Они подлинные, за одним единственным исключением: познакомились после эвакуации. А всё остальное чистая врака, стопроцентная.

Замысел всегда отличается от того, что потом получается. В «Женщинах Лазаря» я сначала придумала историю... про маленькую балерину.

- Я прочитала роман и дважды испытала потрясение. Первое - от глубины содержания, второе - когда узнала, что столь высокохудожественный текст написала такая молодая женщина. Скажите, Марина, откуда такое знание того времени, бытовой стороны научного мира?.. Создаётся впечатление, что вы подключены к каким-то высшим силам...

- На самом деле, повторюсь, это работа над материалом, с материалом. Я прочитала, сколько могла, мемуаров, воспоминаний... Про эвакуацию мне рассказывали мама, папа и бабушка. Я выросла на воспоминаниях, на историях о войне. Тут было совсем просто. С балетом - сложнее, сама я никогда не танцевала... Но разговаривала с балетными. И потом есть сайт Большого театра, туда мало кто забредает, потому что это форум балетных - место, где они обсуждают своих педагогов, свою подготовку, учёбу своих детей... Для меня это стало настоящим кладезем информации. Это костяк, потом ты просто на него «мясо» наращиваешь. Насчёт подключения... Я не знаю, я всегда стараюсь найти материалистическое объяснение всему.

О личном, о планах

- Мой муж является первым моим читателем. Он даёт мне дельные советы, поскольку много знает. Он из врачей старой школы, из тех, кто начитан, хорошо знает историю, литературу... Он очень хороший! Чудесный! Мне повезло в браке, я люблю мужа, у нас хорошая семья. И я могу только надеяться, что так и будет дальше.

- Ваши персонажи часто попадают в какие-то безвыходные ситуации... Скажите, вы верите в судьбу?

- Как раз в судьбу я верю. Можно, конечно, совершать (и нужно) массу усилий, пытаясь добиться чего бы то ни было, но если эти усилия не подкреплены встречными действиями судьбы, то всё равно ничего не получится.

В любовь я верую. И считаю, что жизнь, в которой не существует любовь, - это настоящая трагедия. Сейчас, к сожалению, культивируется, в том числе, к моей грусти, и многими глянцевыми журналами, некая идея, что современному человеку ничего не нужно, кроме него самого. И если ты делаешь успешную карьеру, если ты сам себя уважаешь, сам собой гордишься, если ты сам-самсам, то... тебе ничего не надо, и ты в этой сфере сияющей существуешь. Это неправда. Невозможно тяжело, и многие, попадая туда, как бы там ни было сладко, осознают, что невозможно жить, если ты никого не любишь, ни о ком не заботишься. Без любви жизнь и мужчины, и женщины превращается в трагедию. Я не представляю, какой бы смысл был в существовании, если бы не было любви.

- Марина, вы приступили к новой книге, о чём она?

- О том, что происходит с людьми, которые убивают свои мечты. О том, на что человек готов пойти ради свободы, и насколько это важно. Но когда ты доходишь до конца, выясняется, что тебе принесли счёт, как всегда это бывает в жизни. И следует расплата по таким счетам. Ну и про любовь, конечно. Там такая очень грустная любовная история. Я уже сама огорчена тем, как обошлась с бедным доктором, с моим очаровательным главным героем...

НАША СПРАВКА

Марина Степнова родилась в 1971 году в Кишинёве. Поступила на филологический факультет Кишинёвского государственного университета, впоследствии перевелась в Литературный институт им. Горького, который окончила с отличием. Затем окончила аспирантуру Института мировой литературы им. Горького. Работает в популярном мужском глянцевом журнале «XXL», в настоящее время - в качестве шеф-редактора. Её рассказы публиковались в «Знамени», «Новом мире» и «Звезде».

Комментарии для сайта Cackle

новости компаний: