Ездить по-новому

00:00
472

ВСТУПИЛИ В СИЛУ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

5 ноября 2013 года вступила в силу большая часть изменений, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Остановимся на основных изменениях, внесённых данным законом в законодательство о безопасности дорожного движения.

Мопеды и лёгкие квадрициклы

Для управления этими видами транспорта введена новая категория - «М». Получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет. При этом всем, у кого есть «права» любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на неё не нужно - им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения.

Подкатегории

В рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE») законом введены подкатегории. Теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения как «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E». Так, в частности, категория «А1» даёт право управления мотоциклами малой мощности с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется для вождения трициклов и квадрициклов. С подкатегорией «С1» можно управлять автомобилями, разрешённая максимальная масса которых свыше 3,5 тонны, но не превышает 7,5 тонны, а с подкатегорией «D1» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя. Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 750 кг.

Введение подкатегорий в соответствии с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять, например, небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления соответственно большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест.

Для каждой подкатегории законом установлены свои возрастные ограничения. Так, получить право на управление лёгкими мотоциклами («А1») можно с 16 лет. На категории «А», «В», «С», а также на подкатегории «В1», «С1» - с 18 лет. Сесть за руль автобуса («D1», «D») можно с 21 года (для управления автобусами, принадлежащими вооружённым силам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба - с 19-летнего возраста).

Обязательного обмена водительских удостоверений закон не предусматривает. Заменять водительское удостоверение необходимо будет только тогда, когда истечёт срок его действия. При этом все открытые в водительских удостоверениях категории сохранятся. Если у вас есть, например, категория «С», то категория «С1» не потребуется - вы и так можете управлять и теми, и другими автомобилями.

Экзамен на «автомате»

Закон разрешил сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей появится соответствующая отметка. Если в будущем они захотят пересесть на «механику», им необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач.

Исключение самоподготовки

Законом была исключена действовавшая ранее норма о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки (так называемый «экстерн»). Сдавать экзамены на право управления транспортными средствами теперь можно только после прохождения обучения по программам профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и получения соответствующих документов в образовательных организациях.

Реализация всех внесённых законом изменений позволит усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что окажет положительное влияние на состояние аварийности в целом.

При этом необходимо подчеркнуть, что само по себе вступление закона в силу не означает, что уже сегодня в подразделениях Госавтоинспекции можно сдать экзамен и получить водительское удостоверение с какой-либо подкатегорией или особой отметкой, разрешающей управлять только автомобилями с автоматической коробкой передач. Сдача экзаменов в подразделениях Госавтоинспекции для водителей, желающих получить водительское удостоверение с такой особой отметкой или открыть какую-либо подкатегорию, будет проводиться только после прохождения ими обучения в образовательных организациях по соответствующим программам.

Введение запрета на работу в качестве водителей лиц с иностранными водительскими удостоверениями переносится на 9 мая 2014 года

3 ноября 2013 года официально опубликован Федеральный закон от 2 ноября 2013 года № 285-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Данным законом, в частности, на полгода (до 9 мая 2014 года) отсрочено введение запрета на работу в качестве водителей лиц с иностранными водительскими удостоверениями.

Введение указанного запрета предусмотрено Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который установил, что на территории Российской Федерации не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. К указанной работе в соответствии с законом должны допускаться только лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение.

Этим же законом предусмотрено, что контролировать выполнение указанного запрета должны будут работодатели, для которых статьёй 12.32.1 КоАП РФ вводится административная ответственность за выпуск на линию водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 285-ФЗ, ответственность должностных лиц, допускающих к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, будет применяться с 9 мая 2014 года.